Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 14:27, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение через комплексный научно-правовой анализ норм таких вопросов, как понятие и критерии невменяемости и ограниченной вменяемости, проблемы и особенности применения на практике статей 21 и 22 УК РФ.
Введение
В современных условиях на пути построения в России правового государства, повсеместно возрастает интерес к проблеме изучения личности лица совершившего преступление, в том числе, лица имеющего отклонения в психике. Это обусловлено множеством причин.
Количество лиц с психическими расстройствами, совершивших преступления, ежегодно остается весьма значительным. Тревожной тенденцией следует признать и факт того, что в последнее время фиксируется высокий рост преступлений, совершаемых рецидивистами, имеющими психические отклонения, и преступлений, совершаемых несовершеннолетними с расстройствами психики.
Соответственно, складывается практика привлечения к уголовной ответственности субъектов с дефектами психического развития, требующая глубокого осмысления. Однако в вопросах о разграничении компетенции психиатров и юристов при определении вменяемости и невменяемости до сих пор нет единства, что вызвано отсутствием единого подхода к пониманию данных категорий. Серьезную теоретическую и особенно практическую проблему представляют правовые последствия наличия у лица психических расстройств, не исключающих вменяемости, в которой неоднозначно складывается практика применения мер медицинского характера
Сложности правового регулирования, прежде всего, вызваны недостаточным количеством комплексных (в аспекте - одновременно - уголовного права и криминологии, психологии и психиатрии, философии и т.д.) научно-теоретических исследований институтов вменяемости, невменяемости и ограниченной вменяемости. До настоящего времени в науке не рассмотрены и проблемы вменяемости - невменяемости с учетом сопоставления этих уголовно-правовых понятий с новым административным законодательством.
В свою очередь, сказанное означает, что уголовное законодательство в части регламентации вопросов вменяемости - невменяемости далеко не совершенно. Поэтому сохраняется острая необходимость реформирования норм, касающихся невменяемости и уголовной ответственности лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также введения в закон нормы о вменяемости.
Целью настоящей работы является рассмотрение через комплексный научно-правовой анализ норм таких вопросов, как понятие и критерии невменяемости и ограниченной вменяемости, проблемы и особенности применения на практике статей 21 и 22 УК РФ.
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка использованных источников. Общий
объем работы составляет 36 страниц.
Глава 1 Общая характеристика понятия невменяемость
Вопрос невменяемости, ограниченной вменяемости, на мой взгляд, является достаточно любопытным и весьма интересненьким, так как ее изучает не только уголовное право но и судебная психиатрия, а это довольно-таки занимательно.
Рассматривая данный вопрос, будет логично начать с определения и обратимся мы за разъяснением к юридическому словарю профессора А.Я. Сухарева, который нам дает следующее толкование понятию «невменяемость» – состояние, в котором лицо не может осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействий) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.1 Следовательно, способность понимать фактическую сторону и социальную значимость своих поступков и при этом сознательно руководить своими действиями является основным отличаем вменяемого человека от невменяемого. Преступление совершается под воздействием целого комплекса внешних обстоятельств, играющих роль причин и условий преступного поведения. Но, ни одно из них не воздействует на человека, минуя его сознание. Будучи разумным существом, человек с нормальной психикой способен адекватно оценивать обстоятельства, в которых он действует, и с их учетом выбирать вариант поведения, соответствующий его целям, в отличие от человека с психическими отклонениями.
Состояние невменяемости представляет повышенную общественную опасность. Количество лиц с психическими расстройствами, совершивших преступления, ежегодно остается весьма значительным. Так по республике Мордовия из статистической отчетности прокуратуры Октябрьского района за 2009 год видно, что количество дел о применении мер принудительного медицинского характера в отношении невменяемых, совершивших общественно-опасные деяния возросло на 47% по отношению к аналогичному периоду 2008 года.2
Будет интересным обратиться к судебной практике. Так, гражданин Челмакин в состоянии невменяемости совершил запрещенные уголовным законом общественно - опасные деяния при следующих обстоятельствах: 24 апреля 2009 года около 19 часов Челмакин, будучи в состоянии алкогольного опьянения, пришел в магазин, где, используя в качестве повода для совершения хулиганских действий необоснованные претензии к качеству продаваемой продукции, стал выражаться в адрес продавца магазина Петровичевой нецензурной бранью. На замечание Петровичевой прекратить недостойное поведение Челмакин, умышленно грубо нарушая общественный порядок, выражая явное неуважение к обществу, общепринятым нормам поведения, применяя находящуюся в руках бутылку из-под водки емкостью 0,5 литра как предмет, используемый в качестве оружия, стремясь продемонстрировать окружающим грубую силу и дерзость, с целью причинения телесных повреждений, умышленно нанес Петровичевой удар бутылкой по голове, причинив ей своими действиями телесные повреждения, причинившие легкий вред здоровью по признаку кратковременного расстройства здоровья на срок в пределах трех недель. После этого Челмакин, продолжая хулиганские действия, вновь замахнулся на Петровичеву бутылкой для удара, но, узнав, что другие продавцы вызвали милицию, с места происшествия скрылся. В результате данных действий Челмакиным было нарушено нормальное функционирование деятельности магазина, причинен физический и моральный вред Петровичевой. Обстоятельства содеянного подтверждаются показаниями потерпевшей, свидетелей, совокупностью письменных материалов дела. Считая установленным и доказанным факт совершения Челмакиным изложенных выше общественно-опасных деяний, суд квалифицирует его действия: по п. «а» ч. 1 ст. 213 УК РФ: хулиганство, то есть грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, совершенное с применением предмета, используемого в качестве оружия; по п. «а» ч. 2 ст. 115 УК РФ: умышленное причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья, совершенное из хулиганских побуждений.
По заключению стационарной судебно-психиатрической экспертизы, Челмакин страдает хроническим психическим расстройством в форме шизофрении.
Нарушения психики выражены столь значительно, что лишали его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В настоящее время он также не может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. Нуждается в назначении принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа, в соответствии с п.1 ст.97, ч.2 ст.101 УК РФ.
Полагая изложенные выше фактические обстоятельства дела установленными, а собранные доказательства, подтверждающими совершение Челмакиным общественно-опасных деяний, предусмотренных п. «а» ч.1 ст.213, п. «а» ч.2 ст.115 УК РФ, достаточными, суд с учетом выводов судебно-психиатрической экспертизы, и на основании ст.21 ч.1 УК РФ, приходит к выводу о том, что Челмакин уголовной ответственности не подлежит, как совершивший запрещенные уголовным законом деяния в состоянии невменяемости.
По делу установлено, что совершивший общественно-опасное деяние, Челмакин в силу своего болезненного состояния, представляет повышенную опасность для себя, окружающих и общества в целом.
Приговор суда, Челмакин от уголовной ответственности за совершенные в состоянии невменяемости общественно-опасные деяния, предусмотренные п. «а» ч.1 ст.213, п. «а» ч.2 ст.115 УК РФ освобожден.
В соответствие с п. «б» ч.1 ст.99, ч.2 ст.101 УК РФ, Челмакину назначена принудительная мера медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа.3
По смыслу ст. 21 УК РФ любое болезненное состояние психики, в силу которого лицо не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, исключает уголовную ответственность такого лица.4
Как видим из примера, любое болезненное состояние психики, в силу которого лицо не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, исключает уголовную ответственность такого лица.
Невменяемый
не может нести уголовную
К лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, по назначению суда могут быть применены принудительные меры медицинского характера в случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. Это особые меры, которые не являются наказанием, а имеют целью излечение указанных лиц или улучшение их психического состояния, а также предупреждение совершения ими новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части УК РФ. Виды принудительных мер медицинского характера, а также основания и порядок их применения регулируются уголовно-исполнительным законодательством.
Невменяемость обосновывается болезненным состоянием психики «во время совершения общественно опасного деяния» – поэтому неправильным является употребление термина «невменяемый» к лицу, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство.5 Если состояние психики такого лица делает невозможным назначение или исполнение наказания, то к нему тоже могут быть применены принудительные меры медицинского характера, но на другом основании.
Итак,
вопрос невменяемости в уголовном
праве разрешен достаточно четко: в
статье 21 УК РФ установлено, что не подлежит
уголовной ответственности лицо, которое
во время совершения общественно опасного
деяния находилось в состоянии невменяемости,
то есть не могло осознавать фактический
характер и общественную опасность своих
действий (бездействия) либо руководить
ими вследствие хронического психического
расстройства, временного психического
расстройства, слабоумия либо иного болезненного
состояния психики.6
В соответствии со ст. 21 УК РФ состояние невменяемости определяется двумя критериями. Одним из них является наличие у лица болезненного состояния психики. Этот критерий принято называть медицинским (или биологическим). Второй критерий означает отсутствие у лица возможности сознавать значение своих действий или руководить ими. Этот критерий называется психологическим (или юридическим).7 Для признания лица невменяемым необходимо установить оба критерия, и что не всякий страдающий психическим расстройством является невменяемым это понятно. Расстройство психической деятельности может быть различным по своей тяжести. И лишь когда оно достигло такой степени, что человек вследствие этого не осознает значения своих действий или не может руководить ими, только тогда можно считать его невменяемым.
Обратимся
немного к истории и
Уголовное законодательство после октябрьского периода вплоть до РСФСР 1960 года шло по пути редакционного уточнения этой нормы. В действующем УК РФ прежняя норма о невменяемости, как прошедшая испытания практикой и признанная наукой, подверглась лишь незначительным изменениям.8
Во
всех случаях, когда у суда или
органа следствия возникает сомнение
относительно вменяемости, обязательно
проводится судебно-психиатрическая
экспертиза. На основании заключения
экспертизы окончательное решение о признании
человека вменяемым или невменяемым выносит
суд. Порядок проведения судебно-психиатрической
экспертизы регулируется уголовно-процессуальным
законодательством.
1.1.1 Медицинский критерий невменяемости
Медицинский критерий невменяемости в ст. 21 УК РФ представляет собой обобщенный перечень психических расстройств, включающих четыре их вида:
1. хроническое психическое расстройство
2. временное психическое расстройство
3. слабоумие
4. иное болезненное состояние психики.9
Этими категориями охватываются все известные науке болезненные расстройства психики. Из содержания медицинского критерия следует, что не болезненные расстройства психической деятельности не должны исключать вменяемость. Примером временного не болезненного изменения психики может служить состояние аффекта, что под собой подразумевает состояние сильного душевного волнения. Сильная, бурно нарастающая эмоция гнева, ярости, страха может явиться внутренним запалом, побуждающим на преступление. У человека в таком состоянии сужено сознание и ограничены возможности руководить своими действиями. Однако физиологический аффект не является болезненным расстройством психики, поэтому не служит критерием невменяемости. Совершение преступления в состоянии аффекта учитывается лишь как признак привилегированных составов убийства и причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью.