Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:41, курсовая работа
Предмет исследования – нормативные правовые акты, содержащие нормы об институте необходимой обороны, а также труды ученых-правоведов, занимающихся изучением проблем, связанных с развитием, законодательным закреплением и реализацией необходимой обороны.
Целью курсовой работы является изучение института необходимой обороны, выявление его исторических и теоретических аспектов, раскрытие условий применения необходимой обороны, относящихся к посягательству и к защите.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Историческое развитие института необходимой обороны…………...5
Глава 2. Понятие и значение необходимой обороны в уголовном законодательстве Российской Федерации……………………………………13
Глава 3. Условия правомерности необходимой обороны……………………17
3.1. Условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к посягательству…………..................................................................................18
3.2. Условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к защите…………………………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………26
Библиографический список……………………………………………………28
Для
признания наличия необходимой
обороны в действиях лица требуется
установление всех условий в их совокупности.
Рассмотрим подробно каждое из условий,
относящихся к указанным
3.1. Условия правомерности необходимой обороны, относящиеся к посягательству
Первое условие состоит в том, что защита путем причинения вреда будет правомерной лишь тогда, когда она направлена против общественно опасного посягательства. По своему характеру это посягательство может быть сопряжено с насилием, опасным или не опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой такого насилия.
Посягательство, сопряженное с насилием, опасным для жизни, – это опасное, противоправное, открытое или тайное воздействие в процессе посягательства на организм другого человека, осуществляющееся против его воли и связанное с покушением на жизнь или причинением тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни.
Отсутствие признаков, характеризующих насилие, опасное для жизни, свидетельствует, как правило, о насилии, не сопряженном с опасностью для жизни.
Угроза
непосредственного применения указанных
видов насилия – это
Понятие посягательства нельзя полностью отождествлять с понятием нападения. Первое может выражаться не только в нападении, но и в других действиях, не связанных с нападением.
В зависимости от способа осуществления посягательства и при наличии ряда других условий необходимой обороны, причинение вреда посягающему может быть либо правомерным, либо противоправным.
Важным представляется вопрос о допустимости необходимой обороны от общественно опасного бездействия. Существует точка зрения, что необходимая оборона от таких деяний невозможна. Вместе с тем ряд авторов полагают, что правомерная защита как раз способствует пресечению общественно опасного бездействия, а также предотвращению наступления его последствий. В. В. Орехов полагает, что правы те, кто отрицает возможность необходимой обороны от общественно опасного бездействия. Защищаться, отражать посягательство можно лишь от активных действий посягающего8.
Вторым условием правомерности необходимой обороны, относящегося к посягательству, является его наличность. Признак наличности посягательства устанавливает пределы во времени – начальный и конечный момент самого общественно опасного посягательства, в рамках которого возможна правомерная необходимая оборона.
Теория уголовного права считает наличным посягательство, как непосредственно предстоящее, так и осуществляемое, но еще не оконченное, либо хотя и законченное, но по обстоятельствам дела для обороняющегося не был ясен момент окончания посягательства.
Является
дискуссионным вопрос о начальном
моменте, с которого лицо может быть
признано находящимся в состоянии
необходимой обороны. В. Ф. Кириченко
считает, что только с момента
покушения на преступление возникает
право на применение необходимой
обороны, а приготовительные действия
не могут считаться нападением, так
как они не создают непосредственной
опасности нарушения
Пленум Верховного Суда СССР в своем постановлении от 16 августа 1984 г. «О применении судами законодательства, обеспечивающего право на необходимую оборону от общественно опасных посягательств» связывает состояние необходимой обороны не только с самим моментом общественно опасного посягательства, но и с наличием реальной угрозы нападения, то есть Пленум обозначает один критерий в качестве начального момента состояния необходимой обороны, а именно – наличие реальной угрозы нападения (посягательства).
Реальность
угрозы посягательства, дающей право
на правомерную необходимую
Право
на необходимую оборону
Важным представляется правовая оценка случаев, связанных с переходом оружия или других предметов, используемых при посягательстве, от посягающего к обороняющемуся с использованием последним перешедшего оружия или предметов. При всей сложности подобных случаев вопрос о правовых последствиях обороны должен решаться на общих основаниях, то есть с учетом того, что осуществлялись оборонительные действия против лица, прекратившего посягательство или не прекратившего, и ясен ли был для обороняющегося момент окончания посягательства.
Пленум Верховного Суда СССР постановлением от 16 августа 1984 г. в п. 5 отметил, что «переход оружия или других предметов, использованных при нападении, от посягавшего к оборонявшемуся сам по себе не может свидетельствовать об окончании посягательства». В тех случаях, когда после изъятия оружия посягающий продолжает действовать общественно опасно или обороняющемуся по обстоятельствам дела не ясен момент окончания посягательства, у обороняющегося остается возможность обороняться и дальше, в том числе с использованием отнятого оружия.
Если
изъятие у посягающего орудия
посягательства заставляет его отказаться
от продолжения посягательства, то
с того момента исчезает и юридическое
основание для необходимой
Третьим условием правомерности необходимой обороны, относящимся к посягательству, является его действительность. То есть опасность посягательства для правоохраняемых интересов должна быть объективно существующей, а не воображаемой.
Встречаются случаи, когда лицо прибегает к защите и наносит вред другому лицу при отсутствии реальной, объективно существующей опасности, так как оно ошибочно предполагает наличие такого опасного посягательства. Такую защиту в юридической литературе и судебной практике называют мнимой обороной, которая обычно является результатом фактической ошибки относительно характера поведения потерпевшего, его личности, конкретной обстановки и ряда других обстоятельств сложившейся ситуации.
Мнимая оборона не служит защитой конкретных общественных отношений, так как она направлена не против реального, а против мнимого посягательства. Исходя из этого причинение вреда лицу в условиях мнимой обороны является всегда общественно опасным.
Судебная практика выработала три варианта уголовно-правовой оценки причинения вреда в состоянии мнимой обороны. Во-первых, в тех случаях, когда обстановка происшествия давала лицу основания полагать, что совершается реальное посягательство, и лицо, применившее защиту, не сознавало и не могло сознавать ошибочность своего предположения, оно должно быть освобождено от ответственности за причиненный вред, так как действовало в состоянии необходимой обороны.
Во-вторых, если лицо превысило пределы защиты, допустимой в условиях реального посягательства, оно подлежит ответственности за превышение пределов необходимой обороны.
В-третьих, если лицо причиняет вред, не сознавая мнимости посягательства, но по обстоятельствам дела должно было и могло это сознавать, действия такого лица надлежит квалифицировать по статье Уголовного кодекса, предусматривающей ответственность за причинение вреда по неосторожности.
Действительность
посягательства указывает на то, что
оно существует в реальности. Посягательство
может быть наличным, но не действительным,
а лишь воображаемым при так называемой
мнимой обороне. Это признак дает
возможность отграничить
3.2.
Условия правомерности
Первое условие состоит в том, что защита допустима при отражении общественно опасного посягательства на определенный круг общества. В действующем уголовном законодательстве в качестве объектов защиты указываются не только личность и права обороняющегося или других лиц, как, например, в первом Уголовном кодексе РСФСР, но и охраняемые законом интересы общества и государства.
Но следует понимать, что не во всех случаях объекты, названные в законе, могут быть защищены путем реализации права на необходимую оборону.
Спорным
является вопрос о возможности защиты
чести и достоинства путем
применения необходимой обороны. Представляется,
что необходимая оборона
Некоторые авторы ограничивают применение необходимой обороны только случаями защиты от насильственных преступлений, но необходимая оборона возможна и в случаях посягательства на имущество. Никаких изъятий из этой части законодательство не содержит.
Вторым условием правомерности необходимой обороны, относящейся к защите, является требование, суть которого состоит в том, что потерпевшим может быть только посягающий. Это условие прямо вытекает из текста самого закона, в котором указано, что защита осуществляется путем причинения вреда посягающему. Вред посягающему по своему характеру может быть как физическим, так и имущественным. Если посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия, то возможно причинение фактически любого по тяжести и объему вреда посягающему.
Необходимая оборона как активная форма отражения и пресечения посягательства не может быть сведена к простому противодействию путем парирования ударов, и т. п. Она выражается в самых различных активных действиях обороняющегося – в причинении вреда здоровью, в лишении жизни, уничтожения и повреждения имущества, лишения свободы и др.
Причинение вреда при защите не самому посягающему, а кому-либо из третьих лиц в связи с фактической ошибкой или отклонением действия исключает в действиях обороняющегося необходимую оборону.
Ответственность за причинение вреда третьему лицу зависит от объективных и субъективных признаков, и здесь возможны три варианта.
В первом случае обороняющийся причиняет вред лицу, ошибочно принятому за посягающего, и поэтому его действия должны рассматриваться по правилам о мнимой обороне. Это справедливо в тех случаях, когда лицо не сознавало и не могло сознавать ошибочность своих действий. В противном же случае ответственность наступает в зависимости от вины обороняющегося.
Во втором случае, если при обороне произошло отклонение в действии, в результате чего был причинен вред третьему лицу, ответственность обороняющегося наступает на общих основаниях в зависимости от его вины.
В третьем случае, когда обороняющийся сознательно причиняет вред третьему лицу с целью отразить посягательство, вопрос об ответственности решается по правилам о крайней необходимости.
Третьим условием правомерности защиты является требование соответствия ее характеру и опасности посягательства. Закон считает правомерным, исключающим преступность деяния причинение фактически любого вреда посягающему, если посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
В ч. 2 ст. 37 Уголовного кодекса Российской Федерации соответствие или несоответствие защиты характеру и опасности посягательства решается следующим образом: защита от посягательства, не сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо непосредственной угрозой применения такого насилия, является правомерной, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны.
Важным
для теории и практики является правильное
решение проблемы, при каких обстоятельствах
причинение вреда посягающему будет
правомерным и при каких