Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 23:05, курсовая работа
Цель данной работы – детально изучить состав преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ.
Задачи:
- дать общую характеристику преступлений против семьи и несовершеннолетних;
- рассмотреть признаки состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ;
Введение……………………………………………………………………........3-5 с.
Глава 1. Общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних…………………………………………………………6-10 с.
Глава 2. Объективные признаки преступления.
§ 2.1. Объект преступления и потерпевший от преступления……………11-13 с.
§ 2.2. Объективная сторона преступления………………………………..14-19 с.
Глава 3. Субъективные признаки преступления.
§ 3.1. Субъективная сторона преступления………………………………...20-22 с.
§ 3.2. Субъект преступления…………………………………………………22-25 с.
Глава 4. Проблемы квалификации и совершенствования уголовного законодательства……………………………………………………………..26-30 с.
Заключение…………………………………………………………………...31-32 с.
Список использованной литературы……………………………………….33-35 с.
Уголовный кодекс предусматривает ответственность
и за другие преступления, посягающие
на нормальное развитие несовершеннолетних.
Так, ст. 134 предусматривает ответственность
за половое сношение и иные действия сексуального
характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего
возраста, а ст. 135 – за развратные действия
в отношении такого лица. 5
Глава 2. Объективные признаки преступления
§ 2.1.
Объект преступления
и потерпевший от преступления
Родовым объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование личности. Видовым объектом – интересы и общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование семьи и нормальное развитие несовершеннолетних.
В литературе сформировались две основные концепции понимания интересов семьи и несовершеннолетних в качестве видового объекта уголовно-правовой охраны. Согласно первой концепции, в родовом объекте преступлений против семьи и несовершеннолетних приоритет отдается интересам семьи. Так, А.Н. Красиков называет родовым объектом данного преступления совокупность прав и правовых благ, имеющих «преимущественно» в сфере семейных отношений, а также интересов несовершеннолетних, воспитываемых не в семье. Следовательно, интересы несовершеннолетних при таком подходе самостоятельной роли не играют, выступая своеобразным дополнением в случаях, если несовершеннолетний по той или иной причине не имеет семьи.6
Согласно второй точке зрения, интересы семьи и несовершеннолетних охраняются самостоятельно и в равной мере в качестве «устоев семьи и интересов несовершеннолетних» как равнозначных объектов преступлений.
Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое, психическое и нравственное развитие несовершеннолетнего, складывающиеся в процессе осуществления прав и исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителями и иными лицами, на которых возложены эти обязанности.7 Эта точка зрения большинства авторов в теории уголовного права.
Факультативным непосредственным объектом данного преступления могут быть отношения, обеспечивающие телесную неприкосновенность, жизнь и здоровье, свободу и достоинство, половую неприкосновенность и половую свободу личности.
В изучаемом составе прямо указано, что потерпевшим от данного преступления является несовершеннолетний. Так как потерпевшему от преступления причиняется «моральный, физический или имущественный вред», то в теории уголовного права данная категория является составной частью объекта преступления.
Ряд авторов не наделяют
Но при рассмотрении
Несовершеннолетним является лицо, не достигшее восемнадцатилетнего возраста. Понятия "несовершеннолетний" и "ребенок" являются тождественными. Согласно ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). В ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" содержится аналогичное определение понятия "ребенок": ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). 9
В соответствии со ст. 21 Гражданского кодекса Российской Федерации способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 СК родительские права прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.
Таким образом, потерпевшим от рассматриваемого
преступления может быть признан только
несовершеннолетний, не обладающий полной
гражданской дееспособностью. Несовершеннолетний,
состоящий в законном браке, а также эмансипированный
несовершеннолетний потерпевшим от данного
преступления признаваться не может.10
§ 2.2. Объективная сторона преступления
Для квалификации преступления необходима, в первую очередь, непосредственная связь и зависимость потерпевшего от виновного. Она может проявляться в том, что субъект преступления и ребенок проживают вместе; субъект преступления является кормильцем и воспитателем ребенка; субъект преступления и ребенок систематически контактируют в ходе образовательного процесса. В любом случае эта связь должна носить продолжительный характер, чтобы за время общения виновного с ребенком можно было определить характер их взаимоотношений.
Исходя из смысла диспозиции ст.156 объективная сторона носит сложный характер и складывается из двух взаимосвязанных деяний:
- неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего;
- жестокого
обращения с
В литературе под
Но само по себе неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего уголовно не наказуемое. В данному случае такое деяние влечет иную юридическую ответственность. В соответствии со ст. 69 Семейного кодекса РФ, предусмотрена возможность лишения родительских прав, если родители (или один из них) уклоняются от обязанностей по воспитанию ребенка. Для наступления ответственности по ст. 156 УК РФ необходимо, чтобы данное деяние было сопряжено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Как отмечаем С.А. Разумов, «указанные условия не могут существовать друг без друга при совершении преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, поскольку само неисполнение либо ненадлежащее исполнение по воспитанию несовершеннолетнего прежде всего выражается в отношениях между воспитуемым и воспитателем».
Деяние, предусмотренное ст. 156 УК РФ может совершаться как путем действия, так и бездействия. На этот счет вполне обоснованным является комментарий к ст. 156 УК РФ А.Г. Мусеибова, который пишет, что неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может выражаться, в частности, в уклонении от выполнения обязанностей по обеспечению потребностей несовершеннолетнего в питании, одежде и обуви по сезону, проживании в благополучных санитарно-гигиенических условиях, полноценном отдыхе и сне, средствах гигиены, в своевременном получении медицинской помощи и лечении при болезни. Оно может выражаться также в невыполнении обязанностей по обеспечению прав несовершеннолетнего на общение с родителями и сверстниками, по созданию условий для получения несовершеннолетним образования, для его занятий спортом, музыкой, танцами, рисованием, конструированием, проявления им иных видов творческой и физической активности, удовлетворения им других своих интересов и потребностей.12
Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может представлять собой длящееся бездействие, определенную систему, линию поведения виновного.
Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего может рассматриваться как противоправное действие либо бездействие только при наличии у обязанного лица возможности их выполнения.
Начальным моментом неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является возникновение обязанности совершать определенные действия по воспитанию несовершеннолетнего при наличии объективной возможности их совершения. Конечным моментом неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего является время наступления преступных последствий в виде вреда физическому, психическому и нравственному развитию несовершеннолетнего или время устранения угрозы их наступления.13
Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего - это действие либо бездействие, выражающиеся в некачественном и не в полном объеме выполнения обязанностей по воспитанию, в применении запрещенных законом способов и методов воспитания, эксплуатации несовершеннолетнего, в формировании асоциальной направленности личности несовершеннолетнего.
Ненадлежащее исполнение обязанностей выражается в нечетком, нерадивом, формальном, несвоевременном, неправильном, преднамеренно неполном их выполнении, в злоупотреблении правами по воспитанию несовершеннолетнего.
Следовательно, неисполнение
Следующая составляющая
Ожегов С. И. определил жестокое обращение, как крайне суровое, безжалостное, беспощадное, бессердечное, лишенное чувство жалости.
Д. Елисеев указывает, что
В литературе выделяют
1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
2. Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
-открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
Информация о работе Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего