Нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование уголовного законодательства в области противодействия нарушению правил оборота наркотических средств и психотропных веществ. Задачи курсовой дать понятия наркотических средств и психотропных веществ, дать понятие легального оборота указанных веществ, проанализировать состав преступления, предусмотренный ст. 2282 УК РФ.

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------------------------- 2
Глава 1. Правовая характеристика наркотических средств, психотропных веществ и их оборота
1.1 Понятие наркотических средств и психотропных веществ ----------- 4
1.2 Понятие легального оборота наркотических средств и психотропных веществ ------------------------------------------------------------------ 10
Глава 2. Анализ положений статьи 2282 УК РФ «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ»
2.1 Объект и объективная сторона преступления --------------------------15
2.2 Субъект и субъективная сторона преступления ----------------------- 23
Заключение ------------------------------------------------------------------------ 24
Список литературы --------------------------------------------------------------- 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая по УП.docx

— 54.89 Кб (Скачать)

     Для указанных действий установлены отягчающие обстоятельства (совершение нарушений из корыстных побуждений, либо если оно повлекло причинение вреда здоровью или иные тяжкие последствия). Только при наличии таких признаков нарушения законного оборота наказываются лишением свободы до 3 лет. В иных случаях предусмотрены штраф с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового. Сегодня трехлетний срок лишения свободы прописан за любые нарушения правил производства, хранения, учета и других предписаний, касающихся наркотиков, инструментов и оборудования, используемых для их изготовления и находящихся под специальным контролем, независимо от того, к каким последствиям это привело.

     Рассматриваемое преступление посягает на нормальную деятельность государственных предприятий  и учреждений, занимающихся производством  и другими операциями с наркотическими средствами и психотропными веществами, а в конечном счете - на безопасность здоровья населения.

     Предметом преступления являются наркотические  средства и психотропные вещества, а также находящиеся под специальным  контролем вещества, инструменты  и оборудование, используемые для  изготовления наркотических средств  или психотропных веществ. К последним относятся: заводские или кустарно изготовленные машины или приспособления для таблетирования указанных веществ; автоматические и ручные мешалки субстанций, веществ, не отнесенных к изделиям, входящим в кухонные наборы; полуфабрикаты, пустые ампулы, шприц - тюбики и разных объемов капсулы; приспособления для маркировки ампул, шприц - тюбиков, капсул; устройства кустарные или заводские для охлаждения жидкостей при экстракции и перегонке (за исключением бытовых холодильников), а также устройства для экстракции и перегонки; устройства для фильтрации жидкостей под вакуумом. Предметом преступления также являются растения, используемые для производства наркотических средств или психотропных веществ – это запрещенные к возделыванию растения (опийный мак, индийская, южная маньчжурская, южная чуйская конопля и др.), отличающиеся значительной концентрацией наркотиков или элементов, входящих в состав психотропных веществ.

     Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 2282 УК РФ заключается в нарушении установленных государством правил законного оборота наркотических средств, психотропных веществ, инструментов или оборудования, используемых для их изготовления, а также культивирования указанных растений.9

     Следует также отметить, что статья 2282 может быть нарушена действием и бездействием, совершенным с прямым или косвенным умыслом. Оно может, например, выражаться в отсутствии инструктажа работников соответствующего предприятия, учреждения, в несоблюдении правил санитарии при производстве, упаковке и хранении наркотических препаратов, в пренебрежительном отношении к выполнению обязанностей руководителей при осуществлении надзора за соблюдением порядка изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска указанных средств, неосуществлении необходимого контроля за выдачей наркотических веществ, что может привести к их использованию в преступных целях и т.п.

     Диспозиция  данной статьи - бланкетная, что предполагает необходимость обращения к нормативным  актам, регулирующим правила производства и оборота наркотических средств.

     По  конструкции состав преступления является материальным, считается оконченным с момента утраты указанных в  законе предметов.

     Правительство России устанавливает порядок допуска  лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. Перечень инструментов и оборудования, находящихся под специальным  контролем и используемых для  производства и изготовления наркотических  средств и психотропных веществ, включая ввоз и вывоз с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается  Правительством Российской Федерации.

     Следует отметить, что существует большое  разнообразие правил, положений, инструкций и других документов, принятых и  утвержденных различными государственными органами, призванными выполнять положения ст.2282 УК РФ. Необходимо сослаться на Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», где содержится полный список видов оборота, которые предполагают наступление уголовной ответственности.

     Уголовная ответственность может наступить  за совершение действия (приобретение или отпуск наркотических средств  без разрешения или соблюдения необходимых  формальностей, отпуск без рецепта, нарушение правил уничтожения наркотических  средств и т.д.) или бездействия (несоблюдение технологии изготовления, упаковки и т.д.).

     Юридические лица могут принимать участие  в обороте наркотических средств  и психотропных веществ при условии, что в состав руководителей такой организации входит специалист, имеющий профессиональную подготовку, соответствующую конкретному виду деятельности, на который выдается лицензия. Такой специалист несет персональную ответственность за соблюдение Федерального закона РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах». Юридическое лицо должно предусмотреть физические условия для обеспечения учета и сохранности, а также обеспечения безопасности деятельности, связанной с оборотом наркотиков, а также получить необходимые сертификаты, справки и заключения соответствующих органов.

     В настоящее время частнопрактикующим врачам не разрешается использовать наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Списки II и III в своей медицинской деятельности. Кроме того, наркомания может не подлежать лечению наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в Список II (бупренорфин). В виде исключения Министерство здравоохранения и социального развития РФ может предусматривать специальное разрешение, которое позволяет лицу(ам), ответственным за хранение и использование наркотических средств и психотропных веществ, иметь вещества, внесенные в Списки II и III, в ограниченных количествах среди препаратов первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения или в поездах международных линий. Использование наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии разрешается Министерством сельского хозяйства РФ в соответствии с Перечнем. Использование наркотических средств и психотропных веществ в научных и учебных целях может быть разрешено юридическим лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности; физические лица не могут иметь таких лицензий.

     Лицензии  не требуются для применения наркотических  средств и психотропных веществ  в экспертной деятельности, проводимой Генеральной прокуратурой, Министерством  внутренних дел, Государственным таможенным комитетом, Федеральной службой  безопасности или судебно-экспертными организациями в Министерстве юстиции, так же как они не требуются для осуществления контролируемых поставок или проверочных закупок, оперативных экспериментов, сбора образцов для сравнительного исследования и так далее. Отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, вместе с отчетами о запасах во исполнение Конвенций ООН, должны представляться юридическими лицами, имеющими соответствующие лицензии10. То же самое относится к культивированию растений, производству, изготовлению, ввозу или вывозу, реализации и использованию наркотических средств и психотропных веществ в пределах квот, установленных государством. Ежемесячные инвентаризации и бухгалтерский баланс должны представляться юридическими лицами, владеющими соответствующими лицензиями, и сведения о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации доводятся до сведения органов внутренних дел в трехдневный срок после их обнаружения. Любые изменения в количестве и состоянии наркотических средств и психотропных веществ в результате операций должны быть зарегистрированы в специальных журналах.

     Таким образом, приобретение, отпуск, реализация и распределение наркотических  средств и психотропных веществ  может при наличии лицензии осуществляться юридическими лицами как государственного, так и частного секторов. Отпуск этих средств и веществ может  производиться физическим лицам  только в аптечных организациях и  учреждениях здравоохранения при  наличии у них соответствующей  лицензии. Наркотические средства и  психотропные вещества, внесенные в  списки II и III, отпускаются в медицинских  целях по рецепту. Такие рецепты  должны выписываться на специальных  бланках; форма бланков указанных  рецептов, порядок их регистрации, учет и хранение, а также правила  оформления, устанавливаются в соответствии с российским законодательством. Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусматривает (статья 26), что выдача рецептов с нарушением установленных правил влечет за собой уголовную ответственность (статья 233 УК РФ). Внешняя и внутренняя упаковки и маркировка наркотических средств и психотропных веществ регулируется Федеральным законом РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Федеральным Законом от 22 июня 1998 г. «О лекарственных средствах». Несоблюдение требований внешней и внутренней упаковки означает, что они должны быть уничтожены.

     На  протяжении многих лет главной целью  международных договоров о потреблении  наркотических средств было регулирование  пересечения наркотическими средствами и психотропными веществами государственных  границ. Соответственно во исполнение этих конвенций российское законодательство обращает особое внимание на этот вопрос. Лицензии требуются для тех государственных  унитарных предприятий, которые  занимаются такой деятельностью, вместе с разрешениями в каждом конкретном случае пересечения таможенных границ от специально уполномоченных органов. Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» подробно регулирует эти вопросы совместно с подзаконными нормативно-правовыми актами. Транзит через таможенную территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров запрещен. Исключение составляют транзитные пассажиры, которые перевозят эти средства в медицинских целях.

     Несмотря  на то, что Федеральный закон 1998 г. предусматривает уничтожение наркотических  средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, требования программ снижения вреда об уничтожении использованных игл и шприцов не находят официального признания.

     Подзаконные нормативные правовые акты предусматривают  возможные альтернативы уничтожению  при определенных обстоятельствах11.

     Новые наркотические средства и психотропные вещества могут разрабатываться  только в целях, предусмотренных  Федеральным законом РФ от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», а в медицинских целях они должны быть разработаны, зарегистрированы и пройти клинические испытания в соответствии с законодательством о лекарственных средствах и на основании государственного заказа.

 

     2.2 Субъект и субъективная сторона преступления

     Субъект данного преступления специальный - лишь лицо, в обязанности которого входит соблюдение соответствующих  правил.

     Субъективная  сторона преступления характеризуется  умышленным или неосторожным нарушением правил оборота наркотических средств  или психотропных веществ и, как  правило, неосторожностью к последствиям. При корыстном мотиве (ч. 2) вина может быть только умышленной.

     Корыстные побуждения - извлечение положительной  материальной выгоды (денег, иного имущества  или права на его получение  и т.п.) либо избавление от материальных затрат (возврат долга, выполнение иных имущественных обязательств и т.п.).

     Причинение  вреда здоровью человека может выразиться в нарушении анатомической целостности  органов и тканей или их физиологических  функций, в заболевании либо патологическом состоянии. В результате нарушения  правил оборота наркотических средств  или психотропных веществ вред здоровью является квалифицирующим признаком  ч. 2 ст.2282 лишь при его причинении по неосторожности. В случае умышленного причинения вреда здоровью человека действия виновного квалифицируются по совокупности преступлений.

     Под иными тяжкими последствиями  следует понимать причинение крупного материального ущерба, прекращение  или длительное нарушение работы предприятий, учреждений и т.п.

 

     Заключение

     Нарушением  порядка законного оборота наркотических  средств, психотропных веществ следует  считать противоправное деяние, выраженное в невыполнении либо ненадлежащем выполнении лицом установленного законодательством  порядка обращения наркотических  средств, психотропных веществ, находящихся  под специальным контролем, посягающее на нормальную деятельность предприятий  и учреждений, занимающихся законным оборотом контролируемых веществ, а  также создающее угрозу здоровью населения.

Информация о работе Нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ