Автор: Оля ., 06 Ноября 2010 в 17:20, курсовая работа
С непрерывным нарастанием темпов развития автомобильного транспорта в России растет и интенсивность движения, усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов.
Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно состоят в компетенции не только отдельных ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны.
Значительное внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, крайне необходимо. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, – при неправильной эксплуатации или несоблюдении правил дорожного движения, является источником тяжелых, а подчас и трагических последствий. Российское законодательство признает транспорт источником повышенной опасности.
Введение 3-4
Глава 1. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
1.1 Общая характеристика транспортных преступлений 5-7
1.2 Основание уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 8-11
Глава 2. Характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ
2.1 Объект преступления 12-15
2.2 Объективная сторона преступления 16-21
2.3 Субъективная сторона преступления 22-27
2.4 Субъект преступления 28-30
Глава 3. Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ 31-33
Заключение 34
Список использованной литературы 35-36
Как
свидетельствует милицейская
Согласно
сведениям о дорожно-
Относительные показатели аварийности – количество ДТП на 10 тыс. единиц транспортных средств (22,3) и число пострадавших на 100 тыс. жителей (90,9) – также на 10 % превышают российские показатели.
Вместе с тем, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, более чем на 20 % снизилось число ДТП, произошедших из-за нарушения правил дорожного движения пешеходами. В первом полугодии 2009 г. в 166 таких ДТП погибли 22 и ранены 160 человек.
Отражено в милицейской статистике и количество дорожно-транспортных происшествий, случившихся из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. В Кировской области их удельный вес составляет 28 % от общего количества ДТП.
Безусловно, за столь трагические последствия виновные должны отвечать по всей строгости закона. Как отметил Пленум Верховного Суда РФ, уголовная ответственность за преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенным лицом нарушениями ПДД или эксплуатации транспортных средств. При расследовании в судебном рассмотрении дела необходимо установить, что такие правила существуют, утверждены надлежащим ведомством, были доведены до лиц, обязанных их соблюдать, и в данном случае были нарушены субъектом. ПДД в РФ существуют, утверждены Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090, устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории РФ. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им. Правила эксплуатации транспортных средств утверждаются нормативными правовыми актами (например, распоряжение Минтранса РФ от 21 янв. 2004 г. № АК-9-р «Правила эксплуатации автомобильных шин»), кроме того, обязательны к соблюдению руководства по эксплуатации транспортных средств, разработанные их производителями.
Важно подчеркнуть, что в вину водителю могут быть вменены только нарушения ПДД, правил эксплуатации транспортных средств или приложений к ним (конкретные пункты). Например, неисправность механизма, поднимающего стекло правой передней двери автомобиля, хотя и является технической неисправностью, однако не может быть вменена в вину водителю, совершившему аварию, как нарушение правил эксплуатации. Судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов ПДД или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в ст. 264 УК РФ, и в чём конкретно выразилось это нарушение.
Привлечение к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ всегда представляет определённую сложность, т.к., во-первых, статья отсылает правоприменителя к другим нормативно-правовым актам и, во-вторых, необходима судебно-медицинская экспертиза для определения тяжести последствий.
Таким
образом, для привлечения к уголовной
ответственности по данной статье необходимо
точно установить наличие всех признаков
состава преступления, что зачастую
бывает непросто, ввиду технических
особенностей дорожно-транспортных происшествий
и особенностей нормативного регулирования
безопасности дорожного движения.
Глава 2. Характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ
2.1 Объект преступления
Характер преступных действий, предусмотренных в ст. 264 УК РФ свидетельствуют о том, что рассматриваемая норма направлена на охрану безопасности движения или эксплуатации автомобилей, трамваев и других механических транспортных средств.
Отсюда следует, что непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ, является безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно Закону РФ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995г.: «дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог»; «безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий».
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств гибнут люди или им причиняется различный по степени тяжести вред здоровью, при этом причиняется тот или иной имущественный вред владельцам транспортных средств.
Основным объектом рассматриваемого преступления выступает состояние защищенности личности и общества от угроз в связи с нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительным объектом этого преступления является жизнь или здоровье граждан, а также имущественные интересы граждан, государственных и коммерческих организаций.
Говоря об объекте рассматриваемого преступления, необходимо обсудить также вопрос, о каких видах транспорта идет речь в ст. 264 УК РФ и как решается эта проблема в судебной практике и теории уголовного права России.
Предметом преступления, согласно ст. 264, является автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Понятие «другое механическое транспортное средство» частично раскрывается в примечании к данной статье, где говорится о троллейбусах, тракторах, и иных самоходных машинах, мотоциклах и иных механических транспортных средствах. Содержание термина «механическое транспортное средство» шире содержания термина «самоходная машина»; последний полностью входит в содержание первого. Под механическим транспортным средством понимается любое транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины2.
Правила дорожного движения к механическому транспортному средству относят и мотоциклы, т. е. двухколесные механические транспортные средства с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
Из ст. 264 УК РФ прямо вытекает, что ею охватываются преступные нарушения правил безопасности движения и эксплуатации тракторов и иных самоходных машин (тракторы всех категорий и любого назначения, грейдеры, бульдозеры, скреперы, комбайны, сельскохозяйственные уборочные механизмы и другие самодвижущиеся машины). Закон исходит, во-первых, из того, что водители всех средств механического транспорта обязаны соблюдать установленные правила технической эксплуатации и безопасности движения и, во-вторых, из того, что нарушение этих правил во время движения по дорогам страны водителем любого вида механического транспорта создает такого же рода опасную дорожную обстановку, как и при совершении указанных действий водителем автомашины. Приняв подобное решение, законодатель тем самым дал исчерпывающий и ясный ответ на этот спорный вопрос.
Объектом преступления являются общественные отношения, т.е. взаимодействие реальных лиц (субъектов общественных отношений) по поводу предмета общественных отношений, которым являются материальные, социальные и духовные блага и ценности. Иначе говоря, объект – это те отношения, на которые направлено посягательство, чему причиняется вред. Типовым (групповым) объектом, исходя из названия раздела, являются общественная безопасность и общественный порядок. Родовым объектом является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Непосредственным основным объектом, охраняемым в рамках статьи 264 УК РФ, являются дорожное движение и эксплуатация транспортных средств.
Непосредственным дополнительным объектом, исходя из указанных последствий, являются здоровье и жизнь человека. Предметом преступления выступают упомянутые в диспозиции нормы и в примечании к ней механические транспортные средства: автомобили, трамваи, троллейбусы, трактора, мотоциклы, иные самоходные машины, а также другие механические транспортные средства, т.е. транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объёмом более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную скорость более 50 км/ч (подвесной электротранспорт, мотоколяски, мотосани, мотонарты и т.п.). К механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объёмом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками, а также гужевой транспорт.
Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Буквальное
толкование уголовного закона приводит
к выводу, что правила дорожного движения
и правила эксплуатации механических
транспортных средств – это два различных
вида правил. Однако соотношение рассматриваемых
правил выглядит иначе, поскольку использование
транспортного средства в процессе дорожного
движения представляет собой лишь одну
из форм его эксплуатации. Соответственно
правила дорожного движения, адресованные
лицу, управляющему транспортным средством,
являются разновидностью правил эксплуатации
механических транспортных средств.
2.2 Объективная сторона преступления
При привлечении лица к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ необходимо установить следующие признаки состава, характеризующие объективную сторону этих преступных деяний: нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; наступление тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека; причинную связь между деянием и наступившими вредными последствиями.
Для состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, необходимо, чтобы общественно опасные действия (или бездействие) лица выражались в нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации.
При привлечении виновных к уголовной ответственности по ст. 264 УК в первую очередь должен быть установлен сам факт нарушения указанных правил.
Правила устанавливают определенный порядок дорожного движения, то есть определяют сферу правового регулирования. Эта сфера охватывает общественные отношения, связанные только с дорожным движением, и не распространяется на другие виды движения. Под дорожным движением понимается сложная социально-техническая система, включающая пешеходов, водителей, пассажиров и различные транспортные средства, движение которых подчиняется определенным правилам.
По ст. 264 УК РФ не могут караться нарушения правил технической эксплуатации и иных правил предосторожности при производстве ремонта автомобилей, тракторов, городских электротранспортных средств, при заправке горючим, производстве погрузочно-разгрузочных, уборочных работ и т. п. В названных случаях посягательство направлено не на безопасность движения транспорта, а на иной объект: жизнь, здоровье человека, нормальные безопасные условия труда и т. д. Следовательно, здесь отсутствует один из важнейших элементов состава транспортного преступления – его непосредственный объект.
Оценивая нарушения правил эксплуатации автомототранспорта, необходимо иметь в виду, что далеко не все виды нарушений этих правил, повлекшие тяжкие последствия, охватываются ст. 264 УК РФ. Диспозиция данной статьи предусматривает ответственность только за такие нарушения правил эксплуатации транспорта, которые непосредственно связаны с безопасностью его движения. Игнорирование названного положения влечет ошибки в судебной практике при квалификации действий виновных, приводит к необоснованно расширительному или ограничительному толкованию ст. 264 УК РФ.