Автор: Оля ., 06 Ноября 2010 в 17:20, курсовая работа
С непрерывным нарастанием темпов развития автомобильного транспорта в России растет и интенсивность движения, усложняется обеспечение порядка и безопасности движения на автомобильных дорогах и улицах городов и других населенных пунктов.
Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно состоят в компетенции не только отдельных ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны.
Значительное внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, крайне необходимо. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, – при неправильной эксплуатации или несоблюдении правил дорожного движения, является источником тяжелых, а подчас и трагических последствий. Российское законодательство признает транспорт источником повышенной опасности.
Введение 3-4
Глава 1. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
1.1 Общая характеристика транспортных преступлений 5-7
1.2 Основание уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств 8-11
Глава 2. Характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ
2.1 Объект преступления 12-15
2.2 Объективная сторона преступления 16-21
2.3 Субъективная сторона преступления 22-27
2.4 Субъект преступления 28-30
Глава 3. Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных ст. 264 УК РФ 31-33
Заключение 34
Список использованной литературы 35-36
Содержание
Введение
Глава 1. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
1.1
Общая характеристика транспортных преступлений
1.2
Основание уголовной ответственности
за нарушение правил дорожного движения
и эксплуатации транспортных средств
8-11
Глава 2. Характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ
2.1
Объект преступления
2.2
Объективная сторона преступления
2.3 Субъективная сторона преступления 22-27
2.4
Субъект преступления
Глава
3. Проблемы квалификации преступлений,
предусмотренных ст. 264 УК РФ
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
С
непрерывным нарастанием темпов
развития автомобильного транспорта в
России растет и интенсивность движения,
усложняется обеспечение
Вопросы обеспечения безопасности движения автомобильного транспорта постоянно состоят в компетенции не только отдельных ведомств и организаций, но и всей общественности нашей страны.
Значительное внимание, уделяемое проблемам дорожной безопасности, крайне необходимо. Дело в том, что механический транспорт, в том числе и автомобильный, – при неправильной эксплуатации или несоблюдении правил дорожного движения, является источником тяжелых, а подчас и трагических последствий. Российское законодательство признает транспорт источником повышенной опасности.
Выбранная для исследования тема является более чем актуальной, что обусловлено чрезвычайной распространённостью в современном мире данных преступлений, определённой сложностью применения законодательных конструкций к реальным ситуациям, а также произошедшими известными изменениями в законодательстве.
Цель данной курсовой работы – изучить состав преступления, предусмотренный ст. 264 УК, меры возможного наказания и определённые проблемы квалификации.
Задачи работы: рассмотреть преступление, во-первых, в системе иных транспортных преступлений; во-вторых, выделить основания уголовной ответственности; затем, подробно проанализировать элементы состава преступления, а также возможные наказания, и, наконец, выяснить, какие проблемы существуют при расследовании и квалификации данных уголовных дел.
Объект исследования – уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с изучением уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
Основной метод исследования – системный, при котором состав преступления рассматривается по строгому алгоритму, в системе иных сходных составов, а также в соответствии с элементами состава. Применяется и статистический метод, для наглядной иллюстрации проблемности рассматриваемого явления. Средствами решения поставленных задач являются, в основном, анализ законодательной базы по данному вопросу, и, кроме того, рассмотрение различных, зачастую противоположных, точек зрения учёных, и на основании этого выработка собственного мнения по проблемным вопросам.
Данная
тема в литературе не является детально
разработанной, по одним и тем же вопросам
существуют различные точки зрения, следовательно,
рассматриваемая проблема весьма дискуссионная
и требует подробного рассмотрения и изучения.
Недостаточность правовой базы также
является существенным недостатком и
поводом для изучения.
Глава 1. Уголовная ответственность за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.
1.1 Общая характеристика транспортных преступлений
В эпоху НТП проблема отношений «человек-машина» является одной из острейших проблем общества. С развитием техники участились аварии, как из-за неисправности транспортных средств, так и по причине неправильного обращения с ними. А это в подавляющем большинстве случаев всегда жертвы, трагедии, уносящие человеческие здоровье и жизнь.
В УК РФ транспортные преступления помещены в IX Раздел «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка», из чего можно сделать вывод, что безопасность в сфере функционирования транспорта является неотъемлемым компонентом общественной безопасности в целом. В самом разделе Глава 27 занимает четвёртое место после глав о преступлениях против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, а также экологических преступлений. Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества, то есть с ростом количества транспортных средств, значительно увеличивается распространенность и опасность преступлений, посягающих на безопасное для людей и общества функционирование транспорта.
Транспортные
преступления представляют собой предусмотренные
уголовным законом и
Предметом данных преступлений являются различные виды транспортных средств. Под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём. К транспортным средствам следует отнести различные виды железнодорожного, воздушного, морского, речного транспорта, а также все виды автомобилей, трактора и иные самоходные машины, трамваи, троллейбусы и другие механические транспортные средства.
С
объективной стороны
Что касается субъективной стороны, то о наличии вины в форме умысла можно говорить в преступлениях ст. 267, 270, 271 УК РФ. Остальные же преступления в целом характеризуются как неосторожные.
В большинстве составов субъект – специальный, это лицо, управляющее транспортным средством, занимающееся его эксплуатацией или ремонтом. Уголовной ответственности подлежит вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет (за исключением ст. 267 УК РФ – с 14 лет).
Отдельные авторы считают необходимым дифференцировать ответственность за преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, в зависимости от посткриминального поведения виновного. В частности, предлагается признать неоказание помощи потерпевшему, сокрытие с места дорожно-транспортного происшествия квалифицирующим признаком этого преступления (В.А. Куринов), а оказание помощи потерпевшему от дорожно-транспортного происшествия – привилегированным признаком (А.И. Коробеев). Однако согласиться с этими предложениями довольно сложно, поскольку названные обстоятельства имеют место после совершения общественно опасного деяния, а, следовательно, не могут характеризовать преступление, влиять на степень его общественной опасности.
Особенностью преступлений, посягающих на безопасность использования транспортных средств, является то, что диспозиции норм уголовного закона, определяющие их признаки, являются бланкетными. Поэтому для установления наличия состава конкретного преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта всякий раз необходимо обращаться к законам и другим нормативным актам, регламентирующим правила безопасности движения и эксплуатации морского, речного, воздушного, железнодорожного, автомобильного и трубопроводного транспорта.
Таким
образом, преступления против безопасности
движения и эксплуатации транспорта представляют
собой «предусмотренные уголовным законом
общественно опасные деяния, посягающие
на общественные отношения по поводу обеспечения
безопасности жизни и здоровья людей,
сохранности материальных ценностей в
процессе движения и эксплуатации морского,
речного, воздушного, железнодорожного,
автомобильного и трубопроводного транспорта»1.
1.2 Основание уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
Согласно ст. 8 УК РФ «Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом».
Нарушение
правил дорожного движения (далее
– ПДД) и эксплуатации транспортных
средств – самое
ДТП – это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб. ДТП может быть совершено в различных видах: столкновение, опрокидывание, наезд на стоящее транспортное средство, наезд на препятствие, наезд на пешехода, наезд на велосипедиста, наезд на гужевой транспорт, падение пассажира, иные виды ДТП.
В 40 % случаев виноваты пешеходы. Эксперты считают, что при столкновении автомобиля на скорости 60 км/ч с пешеходом шансов выжить нет. Но велика и вина водителей. Зачастую факторами ДТП могут стать разговоры водителя по сотовому телефону, курение и приём пищи за рулём, прослушивание громкой музыки. Каждое 13-е ДТП в РФ совершается водителем в нетрезвом состоянии. Это и послужило поводом для внесения Федеральным Законом от 13 февр. 2009 г. № 20-ФЗ изменений в ст. 264 УК РФ, усиливающих уголовную ответственность для водителей в состоянии опьянения. По мнению законодателя, это поможет снизить уровень ДТП в России.
В России уровень ДТП, соотнесенный с темпом автомобилизации, в 5 – 8 раз превышает соответствующие показатели развитых стран. В течение последних 7 лет на территории нашей страны в среднем ежедневно более 80 человек погибали и около 500 человек получали ранения, повреждалось свыше 4500 транспортных средств, а совокупные потери валового внутреннего продукта страны из-за ДТП превысили 190 млрд. руб. в год. Средний показатель тяжести последствий таких происшествий составил 14,2 погибших на каждую сотню пострадавших. Согласно официальной статистике ГИБДД РФ, за 2008 г. в РФ произошло 218 322 ДТП, в результате которых погибли 29 936 человек, а 270 883 человека получили ранения. 13 611 ДТП произошли по вине водителей, находившихся за рулём в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 2 383 человека погибли, а 19 887 человек получили ранения. Причём погибшим считается лицо, погибшее на месте ДТП либо умершее от его последствий в течение 7 последующих суток. Следовательно, те, кто погибли позднее, в число погибших не включаются.