Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

История видеобизнеса в нашей стране сравнительно немолода. Время 70-х годов - эпохи нелегального и запрещенного кино на видеокассетах сменилось торжеством дикого пиратского рынка. С начала 80-х годов были заложены основы очередного специфического российского кризиса: «пиратское» видео медленно, но уверенно «убивало» кинопрокат. Третий, современный этап (середина 90-х годов) ознаменован началом легального, лицензионного видео. Интересно, что инициатором перевода пиратского видео рынка на легальный, стали сами видеопираты.

Содержание

Введение.
1. Авторское право.
2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио- видеопрограмм).
3. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с нарушением права интеллектуальной собственности.
4. О крупном ущербе в уголовном праве применительно к ч.1. ст. 146 УК РФ.
5. Другие вопросы объективной стороны преступления.
6. Уголовно-правовая характеристика диспозиции ч.2 ст. 146 УК РФ.
Заключение.

Работа содержит 1 файл

курсовая работа ст.146 ук рф.doc

— 152.50 Кб (Скачать)


Министерство внутренних дел

Российской Федерации

 

 

Краснодарский юридический институт

 

(Представительство в г. Армавире Краснодарского края)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

          по дисциплине:

         «Уголовное право»

 

 

Тема: «Нарушение авторских и смежных прав в области                          интеллектуальной собственности»

 

 

 

 

                                                                                 Студента 4 курса

                                                                             Группа ОЗО-3/2001

 

Анисимова Сергея Александровича

 

 

Преподаватель

кандидат юридических наук

Меликян Александр Максимович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Армавир 2002 г.

 

 

ПЛАН

 

 

Введение.

1.      Авторское право.

2.      Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио- видеопрограмм).

3.      Уголовно-правовая характеристика преступлений,  связанных с нарушением права интеллектуальной собственности.

4.      О крупном ущербе в уголовном праве применительно к ч.1. ст. 146 УК РФ.

5.      Другие вопросы объективной стороны преступления.

6.      Уголовно-правовая характеристика  диспозиции ч.2 ст. 146 УК РФ.

Заключение.

 

 

 

 

Введение

 

История видеобизнеса в нашей стране сравнительно немолода. Время 70-х годов -  эпохи нелегального и запрещенного кино на видеокассетах сменилось торжеством дикого пиратского рынка. С начала 80-х годов были заложены основы очередного специфического российского кризиса: «пиратское» видео медленно,  но уверенно «убивало» кинопрокат. Третий,  современный этап (середина 90-х годов) ознаменован началом легального,  лицензионного видео. Интересно,  что инициатором перевода пиратского видео рынка на легальный,  стали сами видеопираты.  В настоящее время в нашей стране существует несколько десятков фирм и компаний, выпускающих только лицензионную видеопродукцию.

Компания борьбы с видеопиратством под условным лозунгом «Видео – территория закона»,  начавшаяся после принятия Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года,  нанесла мощный удар по видеопиратству,  вследствие чего с торговых точек исчезли 3-х часовые видеокассеты с двумя фильмами.  Однако отечественные видеопираты быстро научились подделывать обложки легальных видеокассет.

Россия характеризуется высоким уровнем распространения кинопиратской продукции – порядка 70%,  по сравнению со средним показателем 18% для большинства западных стран и 33% - стран Восточной Европы.

Пиратский видеобизнес в России приносит большие убытки киноиндустрии зарубежных стран,  отечественному кинематографу,  российским правообладателям.

Правонарушения в сфере видеобизнеса часто носят организованный характер,  совершая их «пираты» используют транснациональные связи,  контрабандным путем ввозя «пиратские» копии фильмов в Россию.

Как правило,  следственные действия по ст. 146 УК РФ,  связанные с фактами видеопиратства в большинстве случаев прекращаются на основании малой социальной значимости последних. Поэтому  по сотням и даже тысячам  выявленных правонарушений выносятся лишь несколько обвинительных заключений. А приговоры видеопиратам выносятся,  как правило,  не связанные с наказанием в виде лишения свободы или с отсрочкой его применения. Так в ноябре 2001 года  суд г. Армавира Краснодарского края обвинил одного видеопирата в нарушении авторских прав по ч.2  146 УК РФ и приговорил к двум годам лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора.

Расследование же преступлений,  связанных с видеопиратством,  сопряжено со значительными трудностями.

Это связано прежде всего,  с тем,  что данный вид правонарушений сравнительно новый. У следователей нет не только навыков расследования этой категории дел,  но даже и соответствующего умения правильной квалификации содеянного.

Следующая трудность заключается в том,  что российский видеобизнес имеет сложные разветвленные связи,  сконцентрированные в столице. Поэтому,   если несколько крупных акций против продавцов нелегальной видеопродукции,  предпринятых в Москве правоохранительными органами в сотрудничестве фирмами-правообладателями,  нанесли серьезный удар по «пиратам»,  то в провинции немногочисленные продавцы легального видео либо свертывают свою деятельность,  либо переключаются на продажу пиратской продукции.

При расследовании таких преступлений следователи должны использовать помощь сотрудников эксперто-криминалистических подразделений. Других специалистов.

Столичные же фирмы-правообладатели не имеют возможности в полном объеме обеспечить информацией и консультациями сотрудников правоохранительных органов по фактам видеопиратства. Не зная соответствующей методики нельзя отличить контрафактную видеопродукцию по внешним признакам от подлинных видеокассет правообладателя.

Предпринимателям,  в сфере видеобизнеса кроме экономических законов – законов «рынка» необходимо знать основы права интеллектуальной собственности,  хотя бы с тем,  чтобы не стать жертвами мошенничества со стороны видеопиратов.

Адвокатам,  осуществляющим защиту обвиняемых,  потерпевших по делам о видеопиратстве также следует иметь представление об особенностях видеобизнеса в России и признаках квалификации подобных преступлений.

Потребителям – любителям «важнейшего из искусств»,  стремящимся приобрести видеофильм с хорошим звуком,  идеальной картинкой и приличным переводом,  также необходимо уметь отличать лицензионное видео от «пиратской» подделки.

Цель данной курсовой работы помочь понять особенности видеобизнеса и видеопиратства всем тем,  кто обеспечивает охрану и защиту авторского права в данной сфере.

 

 

1. Авторское право

 

Российский законодатель счел целесообразным включить норму, устанавливающую уголовную ответственность за нарушения авторских и смежных прав (ст. 146) в главу 19 «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» УК РФ.

Необходимо отметить, что отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, образующих авторское право, а также фонограмм, исполнений,
постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания,
составляющих смежные права, регулирует специальный Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г. (далее «Закон») Авторское право распространяется:

1) на произведения, обнародованные либо необнародованные,  находящиеся в какой-либо объективной форме на территории Российской Федерации, независимо от гражданства авторов и их правопреемников;

2) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами — гражданами Российской Федерации и их правопреемниками;

3) на произведения, обнародованные либо необнародованные, но

находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, и признается за авторами (их правопреемниками) —

гражданами других государств  в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

        4) существующие в какой-либо объективной форме:

      - письменной  (рукопись, машинопись, нотная запись и т. д.);        

      - устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т. д.);

      - звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой,

оптической и т. д.);

       - изображения  (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, те­ле-, видео- или фотокадр и т. д.);

       - объемно-пространственной  (скульптура, модель, макет, соору­жение и т. д.);

       - в других формах.

  Под охраной уголовного закона в сфере видеобизнеса находятся также следующие имущественные права автора (правообладателя): воспроизводить видеопрограммы, распространять экземпляры видео­программ, публично демонстрировать фильмы в кинозалах и по ка­бельному телевидению.

 

2. Способы незаконного использования объектов авторского права (аудио- видеопрограмм)

 

  В рассматриваемой нами сфере существует два наиболее распространенных способа незаконного использования объектов авторского права.

  Первый - закупка заведомо контрафактной продукции у тиражи­рующих фирм. Иногда «пираты-продавцы» выискивают своих клиентов у прилавков магазинов или на расположенных неподалеку остановках транспорта. В других случаях предпринимателям предлагают готовые контрафактные кассеты на их же торговых точках. Часто сам «пират» их туда и поставляет. Иногда студии, тиражирующие «пиратскую» продук­цию, дают объявления в местных газетах. Так, в октябре 1999 г. в г. Владивостоке правоохранительными органами была пресечена дея­тельность такого «подпольного» цеха, руководители которого несколько лет открыто через местные СМИ предлагали свои «пиратские» услуги.

Второй способ — изготовление контрафактных видеокассет. Это связано с дополнительными расходами по приобретению[1]:

а) видеомагнитофонов;

б) «пиратских» обложек на видеокассеты (то есть, необходим канал их поставок);

в) специального упаковочного материала (термоусадочный   целлофан),   а  также   приспособлений  для   «закатки» видеокассет  (может быть использован и простой утюг!);        

г) «балок» - чистых видеокассет различного метража;

д) оригиналов видеопрограмм (мастер - кассеты) для их последующего тиражирования. Кроме того «бизнесмену» придется искать помещение для тиражирования  (используется собственная квартира или квартира родственников) и нанимать рабочих (часто их роль выполняют родственники предпринимателя).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Уголовно-правовая характеристика преступлений,

связанных с нарушением права

интеллектуальной собственности

 

В силу ст. 48 «Закона», за нарушение авторских и смежных прав наступает гражданская, административная и уголовная ответственность. Последний вид ответственности вытекает из диспозиции ст. 146 УК РФ: «Незаконное использование объ­ектов авторского права и смежных прав, а равно присвое­ние авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб...».

Поскольку каждый состав преступления представляет со­бой четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона, то и данное исследование уголовно-правовой характеристики диспозиции ст. 146 УК РФ будет осуществляться согласно этой классификации преступлений, установившейся в отечественной уголовно-правовой доктри­не.

Объект преступления — авторские и смежные права. Напомним, что к объектам авторских прав относят произве­дения науки, литературы и искусства. К произведениям искус­ства относят и видеофильмы, созданные творческим трудом автора (авторов) и (или) соавторов, с участием исполнителей (артистов). В понятие «автор» входят и другие термины, упоминаемые в «Законе»: «составитель», «переводчик», «режис­сер-постановщик», «художник-постановщик» , причем авто­ром по законодательству России может быть только физиче­ское, но не юридическое лицо. Разграничение авторских и смежных прав дается и ст. 1 «Закона».

«Смежные права» — фонограммы (аудиокассеты и ком­пакт-диски), исполнения, постановки, передачи эфирного или кабельного вещания                 (ст. I «Закона»).

Мы отметим два обстоятельства разграничения «автор­ских» и «смежных» прав.

Первое. Субъектом авторских прав является только физи­ческое лицо, именуемое словом «автор».

Второе. Субъектом смежных прав может быть физическое и юридическое лицо. Однако для категории «смежных прав» не используется слово «автор». Субъектами смежных прав признаются: исполнители, производители фонограмм, органи­зации эфирного или кабельного вещания.

Несмотря на указанные различия «авторских» и «смеж­ных» прав гражданско-правовом смысле, ст. 146 УК РФ в одинаковой степени защищает права авторов (авторское пра­во) и права субъектов смежных прав (смежные права). Имен­но поэтому ст. 146 УК РФ и имеет название «Нарушение ав­торских и смежных прав».

Объективная сторона преступления, предусмотренная ч. 1 ст. 146 УК РФ, включает и себя:

а) незаконное использование объектов авторских и смеж­ных прав;

б) присвоение авторства;
              но в том случае, если:

Информация о работе Нарушение авторских и смежных прав в области интеллектуальной собственности