Мотив и цель преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Одним из принципов строительства Вооруженных Сил РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими является единоначалие. Оно заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношении к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника) исходя из всесторонней оценки обстановки единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...2
Мотив и цель как элементы субъективной стороны преступлений против военной службы………………………………………………………………5
Значение мотива и цели при квалификации преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений………………...14
Заключение………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………25

Работа содержит 1 файл

Курсовая-ВУП.doc

— 124.00 Кб (Скачать)


ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра уголовного права 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

курсанта 4-го курса 6-го факультета

Филиппова Евгения Александровича

Тема: «Мотив и цель преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений».

 

 

 

Руководитель: полковник юстиции

                                                                                           Шульга В. А. 

 

 

 

 

            Защищена                                                                                 Оценка 

«____» _________2006 г.                                                               ___________

 

 

 

 

Москва – 2006

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Введение……………………………………………………………………………...2

  1. Мотив и цель как элементы субъективной стороны преступлений против военной службы………………………………………………………………5
  2. Значение мотива и цели при квалификации преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений………………...14

Заключение………………………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Одним из принципов строительства Вооруженных Сил РФ, руководства ими и взаимоотношений между военнослужащими является единоначалие. Оно заключается  в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношении к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством  за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника) исходя из всесторонней оценки обстановки единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Командир (начальник) несет ответственность за отданный приказ и его последствия.

Принцип единоначалия в Вооруженных  Силах РФ предполагает беспрекословное повиновение подчиненных начальникам, точное и своевременное выполнение подчиненными приказов своих командиров (начальников). Случаи неисполнения подчиненными отданных по службе приказов командиров (начальников), сопротивления или принуждения их к нарушению служебных обязанностей, а также физического или психического насилия над ними нетерпимы в условиях армии и флота, они наносят непосредственный вред интересам обеспечения постоянной боевой готовности войск и сил флота, воинской дисциплины и требуют решительной борьбы с ними, в том числе мерами уголовно-правового воздействия. 

Общественно опасные деяния военнослужащих, посягающих на установленный порядок  подчиненности и воинских уставных взаимоотношений, занимают значительное место в системе составов воинских преступлений. В главе 33 УК РФ из 21 статьи, предусматривающей конкретные виды преступлений против военной службы, 5 статей (ст. 332-335) устанавливают уголовную ответственность за эти преступления.

Уголовный кодекс предусматривает следующие виды преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений: неисполнение приказа (ст. 332); сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333); насильственные действия в отношении начальника (ст. 334); нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335); оскорбление военнослужащего (ст. 336).

Признаки, свойственные всем преступлениям  против военной службы, описаны в ст. 331 УК РФ и относятся к объекту и субъекту их составов. Однако для привлечения к уголовной ответственности недостаточно установления только факта совершения лицом общественно опасного деяния, то есть объективного основания ответственности. Необходимо установить, кроме того, внутреннюю сторону содеянного, то есть психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его последствиям. Признаки, характеризующие такое психическое отношение, и составляют субъективную сторону преступления. Тщательное и всестороннее ее рассмотрение и анализ имеют большое значение для правильного осуществления правосудия, охраны и гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Общепризнанным в теории и практике является то обстоятельство, что субъективная сторона преступления не исчерпывается умыслом и неосторожностью, как формами вины. Она включает в себя также мотив и цель преступления, которые играют главную роль среди факультативных элементов, характеризующих его субъективную сторону. Ведь правильное установление субъективной стороны преступления, в частности мотивов и целей, имеет большое значение для оценки содеянного и назначения наказания. Имеющиеся в деятельности судов ошибки и недостатки, приводящие в ряде случаев к необоснованному освобождению от ответственности или, напротив, осуждению невиновных, а также к неправильной квалификации содеянного, состоят, главным образом, в неполном, неверном установлении именно названных признаков субъективной стороны преступления и их оценки.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Мотив и цель как элементы субъективной стороны преступлений против военной службы.

 

Состав преступления против военной службы – это система  установленных законом обязательных объективных и субъективных элементов, признаки которых характеризуют общественно опасное посягательство военнослужащего (гражданина, пребывающего в запасе, во время прохождения военных сборов) на военную безопасность государства как преступление против военной службы.2 Понятие состава преступления против военной службы включает в себя единые для всех преступлений элементы: объект, субъект, объективная и субъективная стороны. Каждый элемент, в свою очередь, обладает набором юридически значимых, т. е. указанных в уголовно-правовой норме, признаков. Совокупность юридических признаков состава воинского преступления образует его общественную опасность и подчеркивает специфические особенности, позволяющие отграничивать воинские преступления от сходных общеуголовных.

Признаки, свойственные всем преступлениям против военной  службы, описаны в ст. 331 УК РФ и относятся к объекту и субъекту их составов. В статьях гл. 33 УК РФ рассматривается главным образом объективная сторона воинских преступлений, лишь в ряде статей говорится о субъективной стороне, а также об особенностях субъектов отдельных составов преступлений. Однако для квалификации совершенного деяния следует обязательно установить все признаки состава преступления против военной службы, предусмотренного в той или иной статье. Указания на признаки состава преступления против военной службы, отсутствующие в диспозициях норм гл. 33 УК РФ, содержатся в нормах Общей части УК РФ.

Признаки состава преступления против военной службы подразделяются на две группы: обязательные и факультативные. Обязательными являются признаки, входящие в составы всех без исключения преступлений против военной службы. К ним относятся: объект преступления, общественно опасное деяние, вина в форме умысла или неосторожности, вменяемость лица и достижение им возраста, с которого по закону наступает ответственность за воинские преступления, прохождение лицом военной службы или военных сборов. Названные признаки обязательно входят в состав любого преступления против военной службы, при отсутствии хотя бы одного из них нет и состава преступления, что исключает уголовную ответственность вообще или за воинские преступления в частности.

Факультативными являются те юридические признаки, которые  используются при конструировании  не всех, а лишь отдельных составов воинских преступлений. С помощью  данных признаков преступление против военной службы характеризуется дополнительными свойствами, в которых выражается специфика данного вида преступления. К этой группе относятся такие признаки, как предмет посягательства, общественно опасные последствия, причинная связь между деянием и последствиями, время, место, орудия и средства, другие обстоятельства совершения преступления, мотив и цель.

В конкретном составе  преступления против военной службы факультативный признак может, во-первых, включаться в основной состав воинского преступления и становиться, таким образом, его обязательным признаком. Например, предмет посягательства - военное имущество (ст.ст. 346-348 УК РФ), общественно опасные последствия - существенный вред интересам службы (ст. 332 УК РФ), причинная связь между деянием и последствиями - в нарушениях специальных правил несения военной службы (ст.ст. 340-344 УК РФ), время - продолжительность самовольного оставления части или места службы (ст. 337 УК РФ), место - военный корабль (ст. 345 УК РФ), мотив - в связи с исполнением обязанностей военной службы (ст. 334 УК РФ), цель - уклонение от военной службы (ст. 338 УК РФ).

Во-вторых, факультативный признак может в других случаях  приобрести значение квалифицирующего, т.е. признака, повышающего опасность  преступления и изменяющего его квалификацию. Например, применение оружия при сопротивлении начальнику (п. "б" ч. 2 ст. 333 УК РФ).

В-третьих, если признак  не включен в основной состав и  не указан в качестве квалифицирующего, он может выступать как обстоятельство, смягчающее или отягчающее наказание (ст. 61 или ст. 63 УК РФ) и обусловливать избрание судом вида и размера наказания. Например, совершение любого преступления против военной службы в условиях чрезвычайного положения следует рассматривать как обстоятельство, отягчающее наказание, поскольку такая обстановка совершения преступления не является ни обязательным, ни квалифицирующим признаком в статьях гл. 33 УК РФ. Устанавливая возможность при исключительных обстоятельствах назначения виновному более мягкого наказания, чем предусмотрено за совершенное им преступление, законодатель в первую очередь говорит о необходимости учета цели и мотивов преступления (ст. 64 УК).

 

В уголовном праве  под мотивом понимают обусловленные  определенными потребностями и  интересами внутренние побуждения, которые вызывают у лица решимость совершить преступление, и которыми оно руководствовалось при его совершении.

Цель преступления - это  мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится  лицо при его совершении. Важной функцией мотива и цели является разграничение воинских преступлений между собой, а также их отграничение от смежных общеуголовных деяний.

Мотив и цель, являясь  психологическими категориями, тесно  связаны между собою. Всякая человеческая деятельность обусловлена определенными мотивами и целями. Преступное поведение, как и любая человеческая деятельность, имеет определенные мотивы и направляется на достижение определенной цели. Между мотивом и целью существует внутренняя связь.

Формирование мотива предполагает и постановку определенной цели. Мотив является той движущей силой, которая ведет субъекта к достижению цели. Вместе с тем мотив и цель - понятия не совпадающие, поскольку по-разному характеризуют психическое отношение виновного к совершаемому деянию. Если в отношении мотива можно задать вопрос, почему человек совершил общественно опасное действие (бездействие), то в отношении цели - к чему стремился виновный. Следовательно, цель определяет направленность действий.

Подготовка правонарушения в сознании лица как мысленной модели поведения составляет мотивационный, подготовительный этап. Он состоит из осознания мотива и цели действия, борьбы мотивов и принятия решения действовать. Чтобы стать источником действия, побуждения должны быть осознаны лицом в качестве мотива. Мотив является побуждением, прошедшим через этап его осознания.

На стадии мотивации  нередко возникает внутренний конфликт противоречивых побуждений. Как правило, конкурирующие мотивы являются побуждениями разного психологического и социального  уровня. Ими могут быть, например, низменные чувства и доводы разума, личные индивидуалистические потребности и воинский долг, корыстный интерес и должностные обязанности и т.д.

В содержание мотивов  входит борьба мотивов социально  полезного поведения и противоправного поведения. Иногда борьба мотивов идет довольно длительное время, вызывая у лица определенные психологические состояния (подавленность, замкнутость, скрытность, неразговорчивость и т.д.).

Этап мотивации завершается  принятием лицом решения о  совершении правонарушения или воздержании от него. Решение в пользу одного мотива принимается потому, что остальные мотивы подавляются и лишаются роли побудителей действия. На этом этапе предупреждение правонарушения может быть реально осуществлено средствами индивидуальной воспитательной работы (изучения и учета особенностей личности, позитивной корректировки ценностной ориентации личности убеждением и т.д.).

После принятия решения  наступает этап реализации сформированных мотивов. Если на стадии мотивации осуществляется проектирование правонарушения, то на исполнительной стадии этот проект воплощается в реальные действия и их результаты. В ходе деятельности мотив может оставаться неизменным и стать действующим. Иногда мотив, сформировавший действие, в ходе исполнения исчезает, заменяется другим или осложняется добавлением нового, дополнительного мотива. Изменение мотива может выразиться в прекращении правонарушения или изменении его направленности.

На стадии исполнения может произойти переосмысление мотива путем замены его негативного содержания позитивным. На практике это ведет к отказу от дальнейшего совершения правонарушения, способствует предупреждению наступления вредных последствий. Наиболее эффективным средством предупреждения правонарушений на этапе их исполнения является пресечение правонарушений, которое препятствует их реализации, перерастанию в опасные преступления, причинению большего ущерба охраняемым законами и воинскими уставами правоотношениям.

Информация о работе Мотив и цель преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений