Международные органы по осуществлению международной защиты прав и свобод человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является исследование международных механизмов защиты прав и свобод человека.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- ознакомиться с правовой основой защиты прав и свобод граждан, изучить международные документы, применяемые в области защиты прав и свобод человека;
- ознакомиться с универсальными и региональными международными правозащитными органами и механизмами по защите прав и свобод человека.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Международно-правовая основа защиты прав и свобод граждан...…….6
1.1 Многообразие и характеристика основных международных документов в области защиты прав и свобод человека…………………….6
2. Международные органы по осуществлению международной защиты прав и свобод человека………………………………………………………16
2.1 Универсальные правозащитные органы и механизмы по международной защите прав и свобод человека……..…………………….16
2.2 Региональные правозащитные органы и механизмы по международной защите прав и свобод человека……..…………………….22
3. Заключение………………………………………………………………...28
4. Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

курсовая Международный механизм защиты прав и свобод.doc

— 190.00 Кб (Скачать)

В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека.  Основные функции Комиссии состояли в проведении исследований, разработке международно-правовых актов по правам человека, рассмотрении нарушений прав человека, представлении рекомендаций ЭКОСОС.

В июне 2006г. Комиссия по правам человека была упразднена. Вместо нее был учрежден новый вспомогательный орган ГА ООН-Совет по правам человека. В состав совета входят 47 государств, представляющих региональные группы государств и избираемых сроком на 3 года ГА ООН на основе справедливого географического распределения (Африка -13 государств, Азия -13 государств, Восточная Европа -6, страны Латинской Америки и Карибского бассейна- 8 , Западная Европа и другие-7).

В конпетенцию Совета по правам человека входит: поощрение уважения и защиты прав человека; подготовка рекомендаций государствам и органам системы ООН в отношении ситуаций, связанных с систематическим и массовым нарушениями прав человека; координация деятельности ООн в области защиты прав и свобод человека; обеспечение выполнения государствами международных обязательств в области прав человека и др.

Совет по правам человека устанавливает собственные правила и процедуры и проводит не менее трех регулярных сессий в год продолжительностью по 10 недель каждая.

В рамках Совета действуют про Несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств — членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определенных принципов и норм международного права, обязательных для всех государств — членов ООН процедуры, касающиеся соблюдения и защиты прав человека: процедура рассмотрения жалоб, специальные процедуры и универсальный периодический обзор.

Процедура рассмотрения жалоб подразумевает получение сообщений о нарушении прав человека в любой части мира и при любых обстоятельствах.

Механизм специальных процедур, предусматривает рассмотрение ситуаций с правами человека в какой-либо конкретной стране (мандат по конкретной стране или специфические вопросы в какой-либо области, например право на образование, торговля детьми, свобода слова)данные процедуры предполагают ведение различных видов деятельности: исследований, предоставление ответов на индивидуальные жалобы.

Что касается универсального периодического обзора, то его суть состоит в том, что Совет оценивает на регулярной основе положение с соблюдением прав человека в государствах-членах (государства предоставляют национальный доклад о соблюдении прав человека) и дает рекомендации.

Важным органом ООН, занимающимся правами человека, является Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Управление содействует обеспечению всеобщего осуществления всех прав человека, содействует развитию международного сотрудничества в вопросах прав человека, стимулирует и координирует действия в области прав человека в рамках всей системы ООН и т.д.

Другой функциональной комиссией ЭКОСОС является Комиссия ООН по положению женщин, которая состоит из 45 членов. В ее функции входит сбор информации, представление рекомендаций органам ООН, содействие в вопросах осуществления принципа равенства мужчин и женщин.

2. Органы, созданные по международным соглашениям, заключенным под эгидой ООН, еще их называют конвенционными органами. В рамках ООН было разработано множество международных договоров о защите прав человека, развивающих положение Всеобщей декларации. Договоры являются юридически обязательными для государств, которые их подписали и ратифицировали. Это в первую очередь относится к утвержденным  Пактам о гражданских  и политических правах и о социальных и экономических правах. Кроме Пактов под эгидой ООН были разработаны: Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток. А также множество иных договоров. Во исполнение всех этих соглашений были созданы:

      Комитет ООН по правам человека;

      Комитет по экономическим, социальным и культурным правам;

      Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации;

      Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин;

      Комитет по расовой дискриминации;

      Комитет против пыток;

      Комитет по правам ребенка;

      Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Комитет по правам человека ООН создан и действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, и вступил в силу 23 марта 1976 года. Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека».[8] Одной из основных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о реализации на их территории прав человека, причем участники предоставляют общую информацию как о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определенные замечания, рекомендации. Участник должен рассмотреть их и может представить свои отзывы по сделанным замечаниям. Подобная процедура может быть осуществлена и по заявлению государства-участника о невыполнении своих обязательств другим государством.

Очевидно, что права и свободы человека в первую очередь должна защищать национальная судебная система, но иногда она не принимает справедливого, с точки зрения гражданина, решения. В этом случае он может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтет жалобу приемлемой (т. е. установит, что возможности решения дела в суде государства-нарушителя исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение 6 месяцев представить письменные объяснения по существу вопроса, а после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению. Именно разбор индивидуальных сообщений позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, приведя свое законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создает условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

3. Специализированные учреждения ООН. В соответствии со ст 57 и 63 Устава ООН в связь с Организацией поставлены различные учреждения, созданные межправительственными соглашениями в области экономики, социальных отношений, культуры, образования, здравоохранения и др. Специализированные учреждения представляют собой постоянно действующие международные организации, работающие на основании собственных уставов и соглашений с ООН. В настоящее время существует 16 таких организаций. Однако далеко не все учреждения занимаются правами человека. Для тех же, которые осуществляют правозащитную деятельность, она  не является основой, а вытекает из общесоциальной направленности их деятельности и, соответственно, лишь дополняет ее. К таким учреждениям относятся в первую очередь Международная Организация Труда (МОТ) и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

В результате осуществления функций в рамках специализированных учреждений сложился особый механизм контроля, состоящий в целом из двух процедур: процедуры докладов и процедуры жалоб.

 

2.2. Региональные правозащитные органы и механизмы по международной защите прав и свобод человека.

 

Универсальное сотрудничество в области прав человека дополняются региональным сотрудничеством, что зачастую придает большую эффективность защите прав человека, поскольку учитывается специфика проблем в данной области.

Важнейшим элементом международного механизма защиты прав и свобод человека являются региональные международные организации. Региональной международную организацию называют, если ее участниками являются государства, расположенные в пределах определенного региона земного шара, например, Европы, Африки или Южной Америки.

На сегодняшний день в мире существует три дееспособные региональные системы защиты прав и свобод человека: Межамериканская, Африканская и Европейская.

Европейская система защиты прав человека на сегодняшний день является наиболее разветвленная и дееспособная.

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. Главным приоритетом в работе Совет Европы является защита прав человека и основных свобод в странах-членах Совета. Основными направлениями деятельности на этом направлении являются:

- создание эффективной системы контроля, защиты и уважения личности, ее свобод, социальных, экономических и культурных прав через действие Европейской Конвенции по правам человека, Европейской Комиссии и Суда по правам человека, деятельность Комитета Парламентской Ассамблеи по мониторингу, поддержка системы институтов прав человека и неправительственных организаций, действующих в этой сфере;

- выявление и предотвращение новых угроз и нарушений прав человека и унижения человеческого достоинства посредством новых Конвенций и Резолюций, например, детской проституции; предупреждение правонарушений в сфере компьютерной информации; защите индивидуальных данных личности и т.д.;

- привлечение внимания политиков, властных структур и общественности к значимости прав человека (информационные компании; реализация специальных программ; деятельность Европейского Центра молодежи; изучение прав человека в школах, вузах, среди юристов, служащих правоохранительных органов и т.д.);

- функционирование в Страсбурге (Франция) Библиотеки прав человека и информационной службы по правам человека;

- развитие местной демократии, средств массовой информации, образования, культурного наследия; поддержка неправительственных организаций, действующих в сфере прав человека, развитие образования в области прав человека на всех уровнях (школа, вуз и т.д.);

Структура Совета Европы:

      Комитет Министров

Является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один или два раза в год. Председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

       Парламентская Ассамблея

Консультативный орган. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство - 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами.

      Европейский Суд по правам человека

       Конгресс местных и региональных властей Европы

Консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

           Секретариат

Главным достижением является принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. в Риме Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она вступила в силу 3 сентября 1953 г., число ее участников постоянно растет, так как к ней присоединяются все новые государства – члены Совета Европы. Конвенция представляет собой институт контроля и защиты прав человека.

Вступившая в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Европейский суд по правам человек действует на основании Конвенции, протоколов, а также Правил (регламента) процедуры Суда 1998г. Суд компетентен рассматривать межгосударственные жалобы, жалобы от любого физического лица, группы лиц и неправительственных организаций о нарушении положений Конвенции и протоколов к ней исключительно государствами-участниками Конвенции и соответствующих протоколов, имевших место только после ратификации. Условиями приемлемости жалобы являются: 1) исчерпание внутренних средств защиты;2) подача жалобы в течении шести месяцев с даты принятия окончательного решения национальными властями;3) дальнейшее рассмотрение жалобы является неоправданным.

Любой человек, считающий, что по отношению к нему нарушаются права, гарантируемые Конвенцией, может подать жалобу в Европейский Суд по правам человека, если он исчерпал все возможности защиты своих прав в своей собственной стране.

Информация о работе Международные органы по осуществлению международной защиты прав и свобод человека