Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:46, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является исследование международных механизмов защиты прав и свобод человека.
Для достижения поставленной цели необходимо:
- ознакомиться с правовой основой защиты прав и свобод граждан, изучить международные документы, применяемые в области защиты прав и свобод человека;
- ознакомиться с универсальными и региональными международными правозащитными органами и механизмами по защите прав и свобод человека.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Международно-правовая основа защиты прав и свобод граждан...…….6
1.1 Многообразие и характеристика основных международных документов в области защиты прав и свобод человека…………………….6
2. Международные органы по осуществлению международной защиты прав и свобод человека………………………………………………………16
2.1 Универсальные правозащитные органы и механизмы по международной защите прав и свобод человека……..…………………….16
2.2 Региональные правозащитные органы и механизмы по международной защите прав и свобод человека……..…………………….22
3. Заключение………………………………………………………………...28
4. Список использованных источников……………
В 1946 г. ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. Основные функции Комиссии состояли в проведении исследований, разработке международно-правовых актов по правам человека, рассмотрении нарушений прав человека, представлении рекомендаций ЭКОСОС.
В июне 2006г. Комиссия по правам человека была упразднена. Вместо нее был учрежден новый вспомогательный орган ГА ООН-Совет по правам человека. В состав совета входят 47 государств, представляющих региональные группы государств и избираемых сроком на 3 года ГА ООН на основе справедливого географического распределения (Африка -13 государств, Азия -13 государств, Восточная Европа -6, страны Латинской Америки и Карибского бассейна- 8 , Западная Европа и другие-7).
В конпетенцию Совета по правам человека входит: поощрение уважения и защиты прав человека; подготовка рекомендаций государствам и органам системы ООН в отношении ситуаций, связанных с систематическим и массовым нарушениями прав человека; координация деятельности ООн в области защиты прав и свобод человека; обеспечение выполнения государствами международных обязательств в области прав человека и др.
Совет по правам человека устанавливает собственные правила и процедуры и проводит не менее трех регулярных сессий в год продолжительностью по 10 недель каждая.
В рамках Совета действуют про Несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств — членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определенных принципов и норм международного права, обязательных для всех государств — членов ООН процедуры, касающиеся соблюдения и защиты прав человека: процедура рассмотрения жалоб, специальные процедуры и универсальный периодический обзор.
Процедура рассмотрения жалоб подразумевает получение сообщений о нарушении прав человека в любой части мира и при любых обстоятельствах.
Механизм специальных процедур, предусматривает рассмотрение ситуаций с правами человека в какой-либо конкретной стране (мандат по конкретной стране или специфические вопросы в какой-либо области, например право на образование, торговля детьми, свобода слова)данные процедуры предполагают ведение различных видов деятельности: исследований, предоставление ответов на индивидуальные жалобы.
Что касается универсального периодического обзора, то его суть состоит в том, что Совет оценивает на регулярной основе положение с соблюдением прав человека в государствах-членах (государства предоставляют национальный доклад о соблюдении прав человека) и дает рекомендации.
Важным органом ООН, занимающимся правами человека, является Управление Верховного комиссара ООН по правам человека. Управление содействует обеспечению всеобщего осуществления всех прав человека, содействует развитию международного сотрудничества в вопросах прав человека, стимулирует и координирует действия в области прав человека в рамках всей системы ООН и т.д.
Другой функциональной комиссией ЭКОСОС является Комиссия ООН по положению женщин, которая состоит из 45 членов. В ее функции входит сбор информации, представление рекомендаций органам ООН, содействие в вопросах осуществления принципа равенства мужчин и женщин.
2. Органы, созданные по международным соглашениям, заключенным под эгидой ООН, еще их называют конвенционными органами. В рамках ООН было разработано множество международных договоров о защите прав человека, развивающих положение Всеобщей декларации. Договоры являются юридически обязательными для государств, которые их подписали и ратифицировали. Это в первую очередь относится к утвержденным Пактам о гражданских и политических правах и о социальных и экономических правах. Кроме Пактов под эгидой ООН были разработаны: Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток. А также множество иных договоров. Во исполнение всех этих соглашений были созданы:
Комитет ООН по правам человека;
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам;
Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации;
Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин;
Комитет по расовой дискриминации;
Комитет против пыток;
Комитет по правам ребенка;
Комитет по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Комитет по правам человека ООН создан и действует на основании Международного Пакта о гражданских и политических правах, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года, и вступил в силу 23 марта 1976 года. Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека».[8] Одной из основных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о реализации на их территории прав человека, причем участники предоставляют общую информацию как о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определенные замечания, рекомендации. Участник должен рассмотреть их и может представить свои отзывы по сделанным замечаниям. Подобная процедура может быть осуществлена и по заявлению государства-участника о невыполнении своих обязательств другим государством.
Очевидно, что права и свободы человека в первую очередь должна защищать национальная судебная система, но иногда она не принимает справедливого, с точки зрения гражданина, решения. В этом случае он может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтет жалобу приемлемой (т. е. установит, что возможности решения дела в суде государства-нарушителя исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение 6 месяцев представить письменные объяснения по существу вопроса, а после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению. Именно разбор индивидуальных сообщений позволяет сделать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах. Исполняя решение Комитета, приведя свое законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создает условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.
3. Специализированные учреждения ООН. В соответствии со ст 57 и 63 Устава ООН в связь с Организацией поставлены различные учреждения, созданные межправительственными соглашениями в области экономики, социальных отношений, культуры, образования, здравоохранения и др. Специализированные учреждения представляют собой постоянно действующие международные организации, работающие на основании собственных уставов и соглашений с ООН. В настоящее время существует 16 таких организаций. Однако далеко не все учреждения занимаются правами человека. Для тех же, которые осуществляют правозащитную деятельность, она не является основой, а вытекает из общесоциальной направленности их деятельности и, соответственно, лишь дополняет ее. К таким учреждениям относятся в первую очередь Международная Организация Труда (МОТ) и Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
В результате осуществления функций в рамках специализированных учреждений сложился особый механизм контроля, состоящий в целом из двух процедур: процедуры докладов и процедуры жалоб.
2.2. Региональные правозащитные органы и механизмы по международной защите прав и свобод человека.
Универсальное сотрудничество в области прав человека дополняются региональным сотрудничеством, что зачастую придает большую эффективность защите прав человека, поскольку учитывается специфика проблем в данной области.
Важнейшим элементом международного механизма защиты прав и свобод человека являются региональные международные организации. Региональной международную организацию называют, если ее участниками являются государства, расположенные в пределах определенного региона земного шара, например, Европы, Африки или Южной Америки.
На сегодняшний день в мире существует три дееспособные региональные системы защиты прав и свобод человека: Межамериканская, Африканская и Европейская.
Европейская система защиты прав человека на сегодняшний день является наиболее разветвленная и дееспособная.
Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. Главным приоритетом в работе Совет Европы является защита прав человека и основных свобод в странах-членах Совета. Основными направлениями деятельности на этом направлении являются:
- создание эффективной системы контроля, защиты и уважения личности, ее свобод, социальных, экономических и культурных прав через действие Европейской Конвенции по правам человека, Европейской Комиссии и Суда по правам человека, деятельность Комитета Парламентской Ассамблеи по мониторингу, поддержка системы институтов прав человека и неправительственных организаций, действующих в этой сфере;
- выявление и предотвращение новых угроз и нарушений прав человека и унижения человеческого достоинства посредством новых Конвенций и Резолюций, например, детской проституции; предупреждение правонарушений в сфере компьютерной информации; защите индивидуальных данных личности и т.д.;
- привлечение внимания политиков, властных структур и общественности к значимости прав человека (информационные компании; реализация специальных программ; деятельность Европейского Центра молодежи; изучение прав человека в школах, вузах, среди юристов, служащих правоохранительных органов и т.д.);
- функционирование в Страсбурге (Франция) Библиотеки прав человека и информационной службы по правам человека;
- развитие местной демократии, средств массовой информации, образования, культурного наследия; поддержка неправительственных организаций, действующих в сфере прав человека, развитие образования в области прав человека на всех уровнях (школа, вуз и т.д.);
Структура Совета Европы:
Комитет Министров
Является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один или два раза в год. Председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.
Парламентская Ассамблея
Консультативный орган. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство - 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами.
Европейский Суд по правам человека
Конгресс местных и региональных властей Европы
Консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.
Секретариат
Главным достижением является принятая Советом Европы 4 ноября 1950 г. в Риме Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Она вступила в силу 3 сентября 1953 г., число ее участников постоянно растет, так как к ней присоединяются все новые государства – члены Совета Европы. Конвенция представляет собой институт контроля и защиты прав человека.
Вступившая в силу Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты. 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.
Европейский суд по правам человек действует на основании Конвенции, протоколов, а также Правил (регламента) процедуры Суда 1998г. Суд компетентен рассматривать межгосударственные жалобы, жалобы от любого физического лица, группы лиц и неправительственных организаций о нарушении положений Конвенции и протоколов к ней исключительно государствами-участниками Конвенции и соответствующих протоколов, имевших место только после ратификации. Условиями приемлемости жалобы являются: 1) исчерпание внутренних средств защиты;2) подача жалобы в течении шести месяцев с даты принятия окончательного решения национальными властями;3) дальнейшее рассмотрение жалобы является неоправданным.
Любой человек, считающий, что по отношению к нему нарушаются права, гарантируемые Конвенцией, может подать жалобу в Европейский Суд по правам человека, если он исчерпал все возможности защиты своих прав в своей собственной стране.