Местный и федеральный розыск лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в выявлении, обобщении и анализе проблем современной теории и практики розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, в разработке системы взаимосвязанных мер, направленных на решение таких проблем, на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в этом направлении.

Содержание

Введение

Глава1: Общая характеристика розыскной работы ОВД.

Глава2: Местный, федеральный и международный розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая ОРД.docx

— 42.54 Кб (Скачать)

     Международный розыск – это комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий правоохранительных органов России и зарубежных стран, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц, находящихся за пределами государства (инициатора розыска), осуществляемых через посредничество национальных бюро Интерпола.12

     Органы  внутренних дел России осуществляют международный розыск в двух случаях:

     - при наличии достоверных данных  о выезде разыскиваемого лица из России в другие страны;

     - при поступлении запроса из  НЦБ Интерпола о розыске лиц,  въехавших на территорию России  из других стран.

     Основанием  для международного розыска является обращение (запрос) органа внутренних дел, направляемое в НЦБ Интерпола  в России. В нем указывается исчерпывающая информация о событиях, фактах и лицах, составляющих предмет обращения, наименования зарубежных городов и других населенных пунктов, конкретные адреса, имена и фамилии физических лиц, названия предприятий и учреждений.

     Помимо  этого в запросе на международный  розыск указываются:

     - основания розыска (номер, дата  возбуждения уголовного дела, статья  Уголовного кодекса РФ, краткая фабула дела);

     - избранная мера пресечения (с  указанием даты избрания и  должности лица, утвердившего постановление);

     - целесообразность в случае обнаружения  разыскиваемого установления контроля за его передвижением;

     - необходимость задержания разыскиваемого  и его последующей экстрадиции (выдачи).

     При обнаружении скрывшегося обвиняемого  по розыскному заданию (ориентировке), в которой указана избранная  мера пресечения в виде заключения под стражу, по протоколу, утвержденному  начальником органа дознания, он водворяется  в изолятор временного содержания. Основание для розыска прилагается  к протоколу. О произведенном  задержании телеграммой уведомляется инициатор розыска и прокурор, утвердивший избранную меру пресечения. Копии уведомлений приобщаются к протоколу.

     Получив телеграмму, инициатор розыска обязан в течении суток выслать факсимильной или фельдъегерской связью постановление на арест органу внутренних дел, задержавшему обвиняемого. Это постановление будет являться основанием для содержания обвиняемого под стражей до момента этапирования в место производства расследования.

     Розыскное дело может быть прекращено  в  связи с установлением местонахождения  или задержанием обвиняемого  и в связи с прекращением уголовного дела. 13О принятом решении уведомляются все учреждения, задействованные в сигнальной системе органов внутренних дел. Информацию об установлении факта нахождения лица в розыске в прошлом следователь может получить по соответствующему требованию из регионального информационного центра по месту рождения обвиняемого.

     Таким образом, основу розыскной работы следователя  составляет взаимодействие с оперативными аппаратами и другими подразделениями  правоохранительных органов. Поручение  производства розыска органу дознания не лишает следователя права самостоятельно заниматься установлением местонахождения  обвиняемого и других объектов розыска с помощью предусмотренных законом средств.

     С учетом изложенного можно сделать  вывод о том, что розыскные  действия - это гласные мероприятия, проводимые с целью установления местонахождения известных лиц  и иных известных объектов, имеющих  доказательственное значение для дела.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Таким образом, розыск скрывшегося обвиняемого составляют несколько элементов: проверка данных об уклонении обвиняемого от ответственности; сбор процессуальных и оперативно-розыскных сведений; объявление розыска и его поручение органам дознания; планирование розыска (во взаимодействии с органами дознания); производство следственных и розыскных действий, а так же тактических операций, направленных на установление местонахождения обвиняемого.

              Прежде, чем объявить розыск обвиняемого,  следователь обязан установить  и документально удостоверить  факт его уклонения от следствия  либо отсутствие сведений о  его местонахождении. Одно лишь  отсутствие обвиняемого не может  служить достаточным основанием  для вывода об уклонении от следствия.

              Приняв тактическое решение об  объявлении розыска, следователь  выносит об этом постановление.  В нем он обосновывает принятое  решение, указывает установочные  данные обвиняемого и орган  дознания, которому поручен розыск.

              Розыскные действия являются  самостоятельным по содержанию  видом деятельности следователя  или органа дознания. Эта деятельность  осуществляется с учётом ряда  объективных закономерностей, знание  которых способствует осуществлению  розыска. Наиболее важными из них являются:

     -         закономерности возникновения и сокрытия объектов розыска;

     -         способность многих признаков  объектов розыска отображаться  в материальной среде и сознании  людей, что позволяет впоследствии  эти признаки индивидуализировать; 

     -        зависимость действий разыскиваемых лиц от характера совершенного преступления, их личных качеств и условий, в которых они находятся в период розыска.

     Следственные  и розыскные действия в своей  совокупности образуют содержание розыскной  работы следователя и являются неотъемлемой частью процесса расследования. Следует  подчеркнуть, что оперативно-розыскные  мероприятия находятся за рамками  этого процесса. Без такой оговорки их будет трудно отграничить от иных (по своей сути) розыскных действий, которые производятся исключительно  для обнаружения заранее известных объектов.

     Розыскные действия имеют большое значение для полноты исследования всех обстоятельств  расследуемого уголовного дела.

     Розыскные действия являются дополнительным средством  для установления обстоятельств, имеющих  значение для расследования, и не преследует цели получения доказательственной информации. В зависимости от полученных результатов они могут стать  основанием для производства предусмотренных  законом следственных действий. Кроме  того, розыскные действия позволяют  непосредственно обнаруживать подозреваемых  лиц, предметы и документы, представляющие интерес для расследования, а  также выдвигать версии, принимать  правильные процессуальные и тактические  решения.

     Характерной чертой современной преступности стали  ее мобильность и довольно широкие  транснациональные связи. Почти  обычным явлением стало активное противодействие расследованию  преступлений, одним из наиболее распространенных способов которого является сокрытие подозреваемого (обвиняемого) от следствия и суда.

     Количественные  изменения лиц, скрывшихся от следствия  и суда, в основе своей пропорциональны  количественным изменениям преступности, хотя в отдельные годы, несмотря на рост преступности, отмечается уменьшение числа таких лиц, однако при одновременном снижении процента их розыска. Анализ  свидетельствует о низкой эффективности розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда или, как минимум, о нестабильности результатов деятельности органов внутренних дел в этом направлении.

     Одной из причин роста преступности в стране является большое число лиц, в  том числе обвиняемых, скрывающихся от следствия и суда, и продолжающих преступную деятельность. На их розыск государство вынуждено затрачивать  значительные материальные и людские  ресурсы. Однако усилия и меры, предпринимаемые  правоохранительными органами, не всегда результативны.

     Многие  проблемы, характерные для современной  практики розыскной деятельности, возникают  из-за недооценки данных о личности обвиняемого, особенно на начальном  этапе расследования, отсутствия умения и навыков составления психологического портрета обвиняемого, а также невнимания к исследованию вопросов психологии.

     Рассматривая  розыскную деятельность  в отношении  скрывшегося обвиняемого можно  сделать вывод о том, что розыск скрывшихся обвиняемых является одной из важнейших функций в аспекте организации работы по расследованию преступлений.  

       

       

       

      

     Список  использованной литературы.

     Нормативные акты:

  1. Конституция Российской Федерации.- М.: Издательство « Омега- Л», 2007.-40с.
  2. Приказ МВД РФ №213 от 5 мая 1993г. «Об утверждении Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел».
  3. Приказ МВД РФ №744 от 13 ноября 1998г. «О мерах по совершенствованию розыскной деятельности органов внутренних дел».
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации.- Москва: проспект, КноРус, 2010.-176с.
  5. Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации.- Москва: Проспект, КноРус, 2011.-256с.
  6. Федеральный закон « Об оперативно- розыскной деятельности» : текст и изм. и доп. на 2010 год.- М.: Эксмо, 2010.-32 с.- ( Российское законодательство).

    Специальная литература:

  1. Воронцова С.В. Роль результатов оперативно-розыскной деятельности в формировании доказательств по уголовному делу // Российский следователь, 2010, № 3
  2. Гладышева О.В., Репкин М.С. Понятие и правовая природа розыскных действий следователя // Российский следователь, 2009, № 1.
  3. Криминалистика: Учебник /Под ред. А.А.Закатова, Б.П.Смагоринского. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2007. – с.234
  4. Организация и тактика розыскной деятельности следователя (Научно-практический комментарий к ст.210 УПК РФ) от 20 декабря 2005 г.
  5. Розыскные действия следователя. /Под ред. В.А.Семенцова  – Уральская государственная юридическая академия.-2007.
 
 
 

       

       

       

      

Информация о работе Местный и федеральный розыск лиц