Местный и федеральный розыск лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования заключается в выявлении, обобщении и анализе проблем современной теории и практики розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, в разработке системы взаимосвязанных мер, направленных на решение таких проблем, на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в этом направлении.

Содержание

Введение

Глава1: Общая характеристика розыскной работы ОВД.

Глава2: Местный, федеральный и международный розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда.

Заключение.

Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая ОРД.docx

— 42.54 Кб (Скачать)
 

Содержание.

Введение

Глава1: Общая характеристика розыскной работы ОВД.

Глава2: Местный, федеральный и международный розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда.

Заключение.

Список  используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Одной из причин роста преступности в стране является большое число лиц, в том числе обвиняемых, скрывающихся от следствия и суда, продолжающих преступную деятельность. На их розыск государство вынуждено затрачивать значительные материальные и людские ресурсы. Однако усилия и меры, предпринимаемые правоохранительными органами, не всегда результативны.

      Органами  внутренних дел осуществлен ряд  организационных и практических мер по совершенствованию розыскной  работы, однако ее состояние не отвечает современным требованиям.

      Число лиц, уклоняющихся от дознания, следствия  и суда, отбывания наказания постоянно  увеличивается. Значительная часть  обвиняемых и осужденных, длительное время, уклоняясь от правосудия, продолжает совершат противоправные деяния.

      Во  многих  отделах полиции не используются возможности всех служб в предупреждении уклонения обвиняемых от следствия, дознания и суда. Не проводиться необходимая работа по подготовке специалистов- розыскников, слабо стимулируется их профессиональный рост. В розыске недостаточно используются оперативные методы и специальные средства.

          Актуальность темы исследования. Розыск скрывшихся преступников продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в деятельности органов внутренних дел МВД России в целом, и следственных подразделений в частности. Это обусловлено тем, что в последнее время наметилась устойчивая тенденция роста числа лиц, объявляемых в розыск.

    Значимость избранной темы объясняется и тем, что в действующем УПК РФ, а также в подзаконных нормативных актах недостаточно четко регламентированы порядок розыска скрывшегося обвиняемого и взаимодействия субъектов расследования с органами внутренних дел и другими правоохранительными учреждениями в процессе розыскной деятельности. Многие дискуссионные вопросы организации и производства розыскной деятельности  правоохранительных органов в отношении обвиняемых, скрывшихся от следствия и суда, остаются весьма мало исследованными.

    Имеющиеся статьи и другие  научные публикации, как правило,  раскрывают лишь отдельные процессуальные  и криминалистические аспекты  названной проблемы. Только в  некоторых из них фрагментарно  излагаются отдельные рекомендации  по оптимизации розыскной деятельности  в отношении скрывшихся обвиняемых.

     Объектом работы выступают закономерности, определяющие содержание деятельности правоохранительных органов по розыску скрывшегося обвиняемого, а также возникающие в этой сфере общественные отношения, регламентированные нормами права.

    Предметом исследования являются уголовно-процессуальное законодательство, нормы международного права, отдельные нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, регламентирующие деятельность следователя в отношении скрывшихся обвиняемых, и соответствующая правоприменительная практика. Кроме того, в качестве предмета исследования выступают относящиеся к исследуемой теме теоретические положения криминалистики, уголовно-процессуального, уголовного и международного права, криминологии, оперативно-розыскной деятельности, судебной психологии и других наук.

    Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, действующие (и ранее действовавшие) законы и иные нормативно-правовые акты, в том числе Генеральной прокуратуры и МВД России, других министерств и ведомств, в которых формулируются нормы, определяющие порядок розыска обвиняемого и взаимодействие следователя и других субъектов расследования с правоохранительными органами.

       Цель данного исследования заключается в выявлении, обобщении и анализе проблем современной теории и практики розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, в разработке системы взаимосвязанных мер, направленных на решение таких проблем, на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в этом направлении.

Глава 1.

     Розыскная работа является одним из основных направлений оперативно-розыскной  деятельности органов внутренних дел. Она направлена на обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, безопасности общества и государства  от преступных посягательств.

     Розыскная работа органов внутренних дел—это базирующаяся на законах и подзаконных нормативных актах деятельность по обнаружению разыскиваемых лиц, становлению личности неизвестных граждан; предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.1

    Розыск скрывшегося обвиняемого - это основанная на федеральных законах и подзаконных нормативных актах совместная деятельность субъектов расследования (следователя, дознавателя, прокурора, суда), других сотрудников служб и подразделений органов внутренних дел, проводимая при непосредственном руководстве и контроле со стороны субъектов расследования, как инициаторов розыска, путем производства следственных и розыскных действий, оперативно-розыскных и организационно-технических мероприятий, осуществляемая во взаимодействии с другими правоохранительными органами, а также государственными и общественными учреждениями, отдельными группами населения и гражданами, для обнаружения и задержания скрывшегося обвиняемого.2

    Изучение и анализ розыскной деятельности показали, что при розыске обвиняемых проводятся разнообразные оперативно-розыскные мероприятия. 23,9 % из числа опрошенных оперативных работников осуществляли преследование по «горячим следам», 65,6 % - участвовали в блокировании дорог и транспортных узлов, 7 % - в организации засад, 25,3 % - информировали близлежащие территориальные органы внутренних дел в целях организации совместных мероприятий, 49,3 % - проводили подворные и поквартирные обходы, 30,1 % -осуществляли наблюдение в местах возможного появления разыскиваемого или сбыта похищенного, 4,2 % - использовали оперативные и криминалистические учеты и АИПС, 8,4 % - информационно-справочные учеты, 8,4 % - обращались за помощью к населению через печатные издания, радио и ТВ, 25,3 % - осуществляли розыск обвиняемых путем личного сыска.3

    Кроме того, к источникам розыскной  информации следует относить: опрос  граждан; наведение справок; контроль  почтовых отправлений, телеграфных  и иных сообщений; обследование  помещений, зданий, сооружений, участков  местности и транспортных средств;  контроль и запись телефонных  и иных переговоров.4

    Субъекты розыскной деятельности  передают информацию о результатах  проводимого розыска по различным  каналам связи. В основном передается  информация правового характера (доказательственная, собираемая субъектами расследования, и оперативно-розыскная, собираемая работниками служб и подразделений органов внутренних дел и других правоохранительных органов).

    В настоящее время розыск обвиняемых, скрывшихся в период предварительного  следствия, регламентирован в  ст. 208-210 УПК РФ.

    Розыск обвиняемого может быть  объявлен как во время производства  предварительного следствия, так  и одновременно с его приостановлением. Новеллой законодателя является  введение еще одного основания  приостановления предварительного  следствия: когда местонахождение  обвиняемого известно, однако реальная  возможность его участия в  уголовном деле отсутствует (п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ). При этом предварительное  следствие может быть приостановлено  и до истечения его срока  (ч. 4 ст. 208 УПК РФ).

    Немаловажное значение для правоприменительной  практики имеет определение перечня  розыскных действий, проводимых  следователем и органом дознания. К сожалению, уголовно-процессуальный  закон не содержит этого перечня.  К числу таких действий следует отнести: запросы о возможном месте нахождения обвиняемого по месту его прежнего жительства или работы; истребование от администрации организаций, учреждений и предприятий сведений (документов), способствующих установлению места нахождения обвиняемого; изучение (по соответствующим запросам) архивных уголовных дел в отношении обвиняемого с целью изучения его родственных и иных связей; запросы в адресное бюро о возможной перемене места жительства обвиняемого; запросы в паспортно-визовую службу о возможной перемене паспортных данных обвиняемым либо получении им нового паспорта; запрос в отдел виз и регистрации о выезде обвиняемого (временно или на постоянное место жительства) за границу или о принадлежности его к гражданству другого государства; запросы в бюро ЗАГС о возможной перемене фамилии обвиняемым либо его смерти; запросы в соответствующие центры занятости населения о возможном трудоустройстве разыскиваемого; запросы в лечебные учреждения (больницы, поликлиники, санатории, профилактории) о возможном нахождении в них обвиняемого; запросы в морги областных бюро СМЭ, а также танатологические отделения больниц - о возможном поступлении трупа разыскиваемого; запросы в военкоматы - о месте нахождения обвиняемого (призыв на военную службу или военные сборы); запросы в информационные центры органов внутренних дел о местонахождении обвиняемого; запросы в СИЗО, ИВС, спецприёмники и другие спецучреждения - о возможном нахождении в них разыскиваемого обвиняемого; запросы в места возможного появления обвиняемого, где необходимо предъявить документы (аэропорты, железнодорожные вокзалы, гостиницы и т. п.)5

  Производство  розыска скрывшегося обвиняемого  представляет собой одну из  функций органов предварительного  следствия и дознания. При этом  основными нормативно-правовыми  актами, регламентирующими названную  деятельность этих органов, являются, кроме УПК РФ, Федеральный закон  «Об оперативно-розыскной деятельности»  (1995 г.) и Инструкция об организации  розыскной работы органов внутренних  дел (1993 г.).

    Анализируя взгляды ученых, исследовавших  названные проблемы,  хочу отметить, что розыск скрывшегося обвиняемого как часть социально значимой деятельности по расследованию преступлений, в аспекте системно-структурного подхода включает следующие наиболее значимые элементы:

1) цель  и задачи розыска обвиняемого,  скрывшегося от следствия; 

 2) субъекты розыскной деятельности;

3) объект  розыскной деятельности следователя; 

 4) предмет розыскной деятельности следователя;

5) методы  и средства осуществления розыскной  деятельности следователя;       6) результат и коррегирование розыска обвиняемого.6

    Деятельность субъектов расследования по установлению (розыску) преступника по горячим следам, как правило, осуществляется на стадии возбуждения уголовного дела.

    Розыск по горячим следам успешно  применяется в отношении лиц,  сбежавших из-под стражи, подозреваемых  и обвиняемых, совершивших тяжкие  или особо тяжкие преступления. Его эффективность во многом  определяется жесткими временными  рамками (когда с момента сокрытия  преступника и до обнаружения  этого факта органами внутренних  дел прошло не более двух  часов). Если за это время преступник  не обнаружен, то в дальнейшем  его розыск может затянуться  на неопределенный срок.

    Поверхностное отношение следователя  к изучению личности обвиняемого  нередко приводит к объявлению  в розыск лиц с неполными  установочными данными или вымышленными  адресами, что затрудняет их розыск  или делает его проблематичным.

   Сведения об обвиняемом необходимо  собирать с момента поступления  сообщения (заявления) о преступлении  и подробно отражать их в  справке о личности обвиняемого,  прилагаемой к протоколу задержания  подозреваемого.

     Таким образом, розыск обвиняемого, скрывшегося  от следствия и суда, целесообразно  определить как деятельность следователя  по установлению местонахождения обвиняемого, скрывшегося от следствия и суда, осуществляемую посредством производства следственных и розыскных действий, организационно-технических мероприятий во взаимодействии с органом дознания, действующим как по поручению, так и самостоятельно при наличии условий, установленных законом. 

Информация о работе Местный и федеральный розыск лиц