Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 19:31, курсовая работа
Цель данного исследования заключается в выявлении, обобщении и анализе проблем современной теории и практики розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда, в разработке системы взаимосвязанных мер, направленных на решение таких проблем, на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов в этом направлении.
Введение
Глава1: Общая характеристика розыскной работы ОВД.
Глава2: Местный, федеральный и международный розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда.
Заключение.
Список используемой литературы.
Глава 2.
Под
скрывшимися преступниками
Розыск обвиняемого (подозреваемого) представляет собой совокупность мероприятий процессуального, организационного, оперативного и административного характера, осуществляемых по инициативе должностного лица, осуществляющего производство по уголовному делу, и направленных на установление места нахождения обвиняемого (подозреваемого). Если место нахождения обвиняемого или подозреваемого неизвестно, следователь обязан предпринять все возможные процессуальные действия (включая следственные действия), направленные на его розыск, до приостановления предварительного следствия, т.е. в его ходе, как только было установлено, что место нахождения обвиняемого (подозреваемого) неизвестно. Одновременно следователь имеет право вынести постановление об объявлении обвиняемого (подозреваемого) в розыск. Комплекс организационных, оперативных, административных мероприятий, обусловленных постановлением об объявлении лица в розыск, выполняется органом дознания, указанным в постановлении. В случае если принятые меры не дали положительных результатов и на момент истечения срока предварительного расследования выполнены все возможные в отсутствие обвиняемого (подозреваемого) следственные действия, включая и действия, направленные на его розыск, предварительное расследование приостанавливается. Розыск обвиняемого (подозреваемого) может быть объявлен не только во время производства предварительного расследования, но и одновременно с его приостановлением. В этом случае соответствующая отметка делается в постановлении о приостановлении предварительного следствия.
Деятельность
органов дознания по розыску скрывшегося
обвиняемого регламентирована «Инструкцией
по организации и тактике
Масштаб розыска - территория одного или нескольких государств, на которых осуществляется розыск обвиняемого. По данному признаку розыск подразделяется на местный (осуществляемый в пределах одного субъекта Российской Федерации), федеральный (осуществляемый на всей территории Российской Федерации) и международный (осуществляемый на территории различных государств по заключенным международным соглашениям). 8Ведомственными нормативными актами предусмотрены условия объявления лица органом дознания в федеральный или международный розыск. Иначе говоря, вид розыска в зависимости от наличия (отсутствия) определенных условий определяется органом дознания, организующим розыск. Однако при наличии достоверных данных о нахождении лица на территории другого государства с целью обеспечить избрание в отношении его меру пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие самого обвиняемого (подозреваемого) на практике имели место случаи прямого указания в постановлении об объявлении в розыск на международный вид розыска. Такую практику следует признать не противоречащей уголовно-процессуальному закону, а ведомственные нормативные акты, как известно, источниками уголовно-процессуального права не являются.
Местный розыск – это комплекс оперативно-розыскных, поисковых и иных действий органа внутренних дел, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц или иных объектов в пределах данного региона. 9Соответствующие мероприятия производятся в рамках розыскного дела. Материалы должны в себя включать: постановление об объявлении в розыск, постановления: о привлечении в качестве обвиняемого, избрании меры пресечения, справку о личности (в которой должны быть указаны: фамилия, имя, отчество, если их несколько, следует указать все; дата и место рождения; образование; профессия; последнее и предыдущие места жительства, работы и учебы; отношение к воинской службе; данные о судимости; наличие транспортных средств, оружия и т.д., данные о родственниках), заключение вышестоящего следственного подразделения об обоснованности объявления обвиняемого в розыск.
Начальник
следственного отдела осуществляет
процессуальный и ведомственный
контроль за своевременным и обоснованным
объявлением обвиняемых в розыск,
правильным избранием меры пресечения,
возобновлением производства по уголовным
делам после обнаружения
Сотрудник подразделения уголовного розыска:
-
после получения от
-
присвоив порядковый номер
На период местного розыска разрабатывается план розыскных мероприятий.
На разыскиваемых лиц заполняются опознавательные карты, которые приобщаются к материалам розыскного дела. Через год они направляются в региональный и федеральный информационные центры для проверки по учету неопознанных трупов и постановки на учет. Одновременно с заведением розыскного дела заполняются розыскные карточки и сторожевой листок, которые затем направляются в региональный информационный центр и помещаются в соответствующие картотеки. О розыске скрывшегося обвиняемого информируется орган внутренних дел по месту получения им паспорта и отдел загса – по месту рождения. Это необходимо для приобщения к имеющимся материалам сторожевого листка на случай обращения с просьбой о повторной выдаче документов.
Производство
розыска скрывшегося
-
информирует личный состав
-
по месту жительства и работы
разыскиваемого, в местах его
вероятного нахождения
-
опрашивает родственников и
- принимает меры к получению фотографий и образцов почерка разыскиваемого;
-
направляет розыскные
-
осуществляет проверку по
Ответы инициатору розыска направляются не позднее десяти дней с момента поступления запроса. Розыскные ориентировки направляются только в те органы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление скрывшегося обвиняемого, когда неизвестны его конкретные адреса и связи. Содержание ориентировок доводится до сведения всех сотрудников этого органа; впоследствии ориентировки могут включаться в бюллетени оперативно-розыскной информации. Если разыскиваемое лицо не обнаружено, то ответы на розыскные ориентировки, как правило, не направляются.
При
организации и производстве розыскных
действий следователь и лицо, непосредственно
осуществляющее розыск, должны учитывать
некоторые тактические
-
создание условий, побуждающих
разыскиваемого действовать в
затруднительной для него
-
проведение комплекса
- создание ситуации, вынуждающей обвиняемого посетить то или иное место, где ведут наблюдение сотрудники милиции;
-
введение в заблуждение
- склонение обвиняемого к явке с повинно – с привлечением лиц, пользующихся у него авторитетом;
-
установление каналов связи и
мест нахождения
-
неоднократное проведение
Для установления по приостановленному уголовному делу скрывшегося обвиняемого, следователь и лицо, непосредственно осуществляющее розыск, производят следующие действия:
-
подготовку и направление
-
осуществление проверки по
- изучение сводок-ориентировок, бюллетеней с целью получения данных, которые могут способствовать розыску;
- использование в целях розыска возможностей средств массовой информации;
-
направление заданий
-
истребование копии
-
внесение предложений о
Федеральный розыск объявляется тогда, когда меры местного розыска исчерпаны, а местонахождение обвиняемого не установлено. В органе внутренних дел по истечении трех месяцев с начала местного розыска выносится постановление об объявлении федерального розыска обвиняемого. Одновременно сотрудником, осуществлявшим местный розыск, заполняются информационно-поисковые карты на связи разыскиваемого и места его вероятного появления. Постановление вместе с розыскным делом и заполненными информационно-поисковыми картами направляется в розыскное подразделение вышестоящего органа внутренних дел. При необходимости на местах могут оставаться его дубликаты.
Розыскные подразделения периодически (но не реже одного раза в квартал) анализируют сведения автоматизированного банка данных о местах возможного появления обвиняемого и его связях. На основе такого анализа принимаются решения о направлении в регионы сотрудников для проведения во взаимодействии с местными органами внутренних дел необходимых мероприятий по установлению местонахождения разыскиваемого обвиняемого.
По
существующему порядку