Меры предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в научно-практическом анализе уголовно-правовых аспектов посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, и в определении правовых и организационных мер по предупреждению преступлений по ст. 317 УК РФ.
Достижение указанной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:
1. - Раскрытие сущности и содержания преступлений против порядка управления и определение места исследуемого состава в системе указанных норм УК РФ;
2. – Изучение квалификации посягательств на жизнь сотрудников правоохранительного органа по объективным и субъективным признакам состава.
3. – Рассмотрение мер предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа в системе преступлений против порядка управления……………....................................................................……......6
Квалификация посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа по объективным и субъективным признакам………………………………………………………………..….12
Меры предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов……………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Уголовное право - ответственность за посягательство на правоохранительные органы.docx

— 58.64 Кб (Скачать)

Поскольку с субъективной стороны преступление, ответственность  за которое предусмотрена в ст. 317 УК РФ, характеризуется умышленной виной, специальными целями и мотивом  лишения жизни сотрудника правоохранительного  органа, военнослужащего или их близких, необходимо подробнее рассмотреть  данные уголовно-правовые категории.

В ст. 25 УК РФ дается понятие  умысла. Определяя прямой умысел, законодатель выделил две формы предвидения  общественно опасных последствий: возможность и неизбежность. В  определении косвенного умысла отмечается лишь возможность предвидения таких  последствий. Таким образом, прямой и косвенный умысел различаются  как по волевому, так и по интеллектуальному  моментам. Интеллектуальный момент прямого  умысла включает в себя осознание  общественной опасности своих действий (бездействия), предвидение возможности  или неизбежности наступления общественно  опасных последствий, в то время  как интеллектуальный момент косвенного умысла исключает элемент предвидения  неизбежности наступления таких  последствий.

Основное различие между  прямым и косвенным умыслом коренится  в волевом моменте, который для  прямого умысла определяется как  желание наступления общественно  опасных последствий, а для косвенного - не желание, но сознательное допущение  этих последствий либо безразличное отношение к ним.9

Косвенный умысел сопрягается не с  покушением, а с фактическим убийством. Однако деяние окончено в момент покушения  и далее оно продолжается как  преступление длящееся. Но покушение  целеполагаемо. И в качестве основополагающей цели покушения является лишение  правоохранителя жизни. Следовательно, косвенный умысел в посягательствах такого рода исключён вовсе.

Таким образом, рассматриваемое  преступление,  может быть совершено  только с прямым умыслом. Виновное лицо сознает, что его действия направлены на совершение убийства сотрудника правоохранительного  органа, военнослужащего, чтобы воспрепятствовать  их законной деятельности по охране общественного  порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую  деятельность, или на убийство их близких  в тех же целях, предвидит неизбежность или реальную возможность смерти этих лиц и желает этого.

Этот вывод подтверждается и  судебной практикой, исследование которой  показало, что при установлении в  ходе судебного следствия степени  вины подсудимого, совершившего посягательство, прежде всего, выясняется наличие прямого  умысла на убийство или покушение  на убийство

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа целенаправленно  и мотивировано. Мотив в данном случае - важнейшая составляющая деяния.

Мотив есть прежде всего импульс, детерминирующий  поведение. Как таковой, мотив «не  терпит социальных оценок». Он не может  быть ни хорошим, ни плохим. В таком  контексте нельзя говорить о преступных мотивах, а лишь о психофизиологических побудителях к деянию, которое  уже нуждается в социальных оценках.10

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа совершается  чаще всего в состоянии аффекта. Однако в данном случае аффект не может  рассматриваться как обстоятельство, смягчающеенаказание, поскольку правовые условия для смягчения ответственности в ситуации совершения преступления, предусмотренного ст. 317 УК РФ, отсутствуют.

Характеристики субъекта посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного  органа имеют принципиальное значение не только для квалификаций преступления и назначения меры наказания, но и  для возведения фундамента эффективной  профилактической работы.

По данным, собранным в результате мониторинга правоотношений по поводу квалификации посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, социально-демографические характеристики субъекта представлены в следующем виде:

Возрастные критерии: лицами в возрасте от 14 до 16 лет совершён 2,1% посягательств; от 16 до 18 - 4,8%; от 18 до 25 - 39,9%; от 25 до 36 -30%; старше 36 лет - 23,3%.

По образовательному уровню характеристика такова: лица с неполным средним  образованием составляют 26,6%; со средним  образованием -69,9%; со средним специальным  образованием —2%; с высшим образованием - 1,5%.

По рубрикатору «судимость»: статистика выглядит следующим образом: ранее не судимых оказалось 32%; ранее судимых один раз — 25%; ранее судимых два и более раза -;40%; ранее судимых по ст. 317 УК РФ – 3%.

Семейное положение: лица, имеющие семью составили 49%, остальные семью не имели.

На долю мужчин приходится 98% посягательств, остальное - «женское начало».

В состоянии алкогольного опьянения  совершено 94% посягательств.11

Сравнительный анализ полученных статистических данных и данных, приводимых в работах других авторов позволяет заключить, что на протяжении многих лет прослеживается определённая тенденция, свидетельствующая о наличии устойчивых, повторяющихся характеристик в границах субъекта посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа.

 Из проведённого анализа  можно сделать вывод о негативной  сублимации (защитный механизм психики, представляющий собой снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально неприемлемых целей) субъективных качеств лица, ранее задерживаемого за нарушение общественного прядка или общественной безопасности. Причём сублимация может быть причиной не только собственно характера посягателя, но и, быть может, в определённой мере аморальных, а порой и противоправных действий правоохранителей.

 

 

 

  1. Меры предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов

 

В криминологии понятие «предупреждение» не получило единого толкования в  уголовно-правовой науке. Некоторые  ученые и практикующие юристы понятие  «предупреждение» отождествляют с  терминами «профилактика», «превенция», «борьба с преступностью». Другие ученые выступают за родовое, более  общее понятие, каковым они считают  «предупреждение преступности», и  заявляют, что профилактика является компонентом процесса предупреждения преступности.

Согласно классификации, принятой в криминологии, можно выделить три вида предупреждения посягательств  на жизнь сотрудников правоохранительных органов: общесоциальный, специально-криминологический  и индивидуальный.

Общее предупреждение включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, направленную на разрешение противоречий в области экономики, социальной и политической жизни, в духовной сфере.

Предупреждение посягательств  на жизнь сотрудников правоохранительных органов людей предполагает создание развернутой нормативно-правовой базы на всех уровнях структуры власти, радикальный пересмотр управления этой системой в муниципальных органах, в субъектах федерации и в целом России.

Среди общесоциальных мер  профилактики посягательств на жизнь  сотрудников правоохранительных органов  и военнослужащих заметное место  принадлежит мерам политического  характера. На современном этапе  основное внимание необходимо уделить  борьбе с такими угрозами национальной безопасности, как использование  национально-этнического фактора  в политической борьбе и активизация  незаконных вооруженных формирований.

Необходимы срочные меры борьбы с экстремизмом, бандитизмом  и терроризмом.

Среди мер общесоциального  характера следует назвать улучшение  финансирования и материально-технического обеспечения органов внутренних дел, повышение заработной платы  сотрудникам, предоставление им социальных льгот и гарантий, формирование в  обществе уважительного отношения  к правоохранительным органам, органам  внутренних дел в частности. Сотрудник полиции должен быть снабжён хорошо работающей техникой и обеспечен транспортным средством. Хорошее оснащение работников правоохранительных органов позволит свести к минимуму опасность преступных посягательств на них.

Наиболее приемлемыми  для обеспечения профилактики посягательств  на жизнь сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих следует  признать дальнейшее развитие системы  подразделений по борьбе с организованной преступностью, обеспечение скоординированности  действий субъектов оперативно-розыскной  деятельности, особенно в вопросах реализации оперативной информации об организованных преступных группах  и сообществах, проведение комплексных  межведомственных операций; усиление социально-правового контроля за оборотом оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств. 12

Важно расширение географии  предпринимаемых мер, направленных не преодоление идей религиозного и  национального экстремизма, а духе уважения и почитания человека независимо от его национальной принадлежности и вероисповедания.

Одним из организационных  направлений предупреждения посягательств  на жизнь сотрудников правоохранительных органов является прогнозирование. «Криминологическое прогнозирование  представляет собой научное предсказание основных изменений (тенденций, закономерностей) развития преступности или вероятности  совершения преступления конкретными  лицами в обозримом будущем

Важным направлением предупреждения посягательств на жизнь сотрудников  правоохранительных органов является сведение к минимуму возможность  столкновения на межнациональной, этнической почве.

Формирование правового  государства в нашей стране неотделимо от качества законодательства в целом. Именно уголовный закон при должном  и эффективном его применении способен оказать позитивное влияние  на уровень преступности, в частности  на состояние посягательств на жизнь  сотрудников правоохранительных органов  и военнослужащих, стать надежным инструментом предупреждения, пресечения и локализации негативных противоправных проявлений. Введение отдельной нормы, предусматривающей ответственность  за посягательство на жизнь сотрудников  правоохранительных органов, кроме  основной цели носит и общепредупредительный  характер.

Особую роль в предупреждении посягательств на жизнь сотрудников  правоохранительных органов играют уголовно-правовые меры. Возникает  необходимость повышения уровня правовой защищенности сотрудников  правоохранительных и контролирующих органов, иных представителей власти, а также граждан, участвующих  в пресечении правонарушений. Важно  более конкретно в примечании к ст.317 УК РФ определить перечень лиц, посягательство на жизнь которых  в связи с осуществлением ими  своих должностных обязанностей, связанных с охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, подлежит квалификации по данной уголовно-правовой норме.

В целях организации эффективного предупреждения посягательств на жизнь  сотрудников правоохранительных органов  и военнослужащих необходимы некоторые  изменения в рассматриваемой  уголовно-правовой норме.

Основная роль в предупреждении посягательств на жизнь сотрудников  правоохранительных органов, как и  преступности в целом, отводится  экономическим, политическим, социальным, организационным, управленческим мерам, осуществляемым государством. В то же время наказание - необходимое  средство предупреждения преступлений.

Одной из мер профилактики посягательств на жизнь сотрудников  правоохранительных органов является воздействие на преступность самих  сотрудников органов внутренних дел. Среди них следует выделить изменение критериев оценки деятельности органов внутренних дел, совершенствование  отбора на службу, улучшение работы психологических служб с личным составом, его профессиональной подготовки, контроля за повседневной работой сотрудников, организацию воспитательной работы с ними.

Указанные меры будут оказывать  позитивное влияние и на предупреждение посягательств на жизнь работников правоохранительных органов в силу стабилизации и нормализации деятельности самих органов внутренних дел, укреплению законности в органах правопорядка. Кроме того, в качестве мер, направленных непосредственно на пресечение противоправного поведения иных субъектов, можно рассматривать повышение мобильности, оперативности подразделений, укрепление связей с общественностью и населением, своевременное и наиболее полное освоение нормативного материала, в том числе и необходимых к применению норм международного права, и ведомственных нормативных актов.

Таким образом, анализ практики борьбы с посягательствами на жизнь сотрудников правоохранительных органов показывает, что раскрыть данное преступление возможно лишь при умелом взаимодействии, приложении совместных усилий следственных, оперативно-розыскных и криминалистических подразделений. Причем каждое из названных подразделений, действуя в соответствии со своей компетенцией, должно нести равную ответственность за раскрытие преступлений.

Успех деятельности органов  внутренних дел в сфере предупреждения посягательств на жизнь сотрудников  правоохранительных органов и военнослужащих во многом зависит от четкого распределения  функциональных обязанностей подразделений  и служб, а также от согласованности их действий (то есть от координации и взаимодействия).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе выполнения курсовой работы на тему «Ответственность за посягательство на правоохранительные органы», можно  сделать вывод, что общественный порядок и общественная безопасность составляют содержательную ткань управления. Они характеризуются общими чертами, поскольку являются частью порядка  управления и в то же время различны, так как первый в большей мере статичен, вторая - более динамична.

Основным объектом преступления является нормальная деятельность правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению  общественной безопасности, дополнительным – жизнь сотрудника правоохранительного  органа, военнослужащего.

Информация о работе Меры предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов