Меры предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в научно-практическом анализе уголовно-правовых аспектов посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, и в определении правовых и организационных мер по предупреждению преступлений по ст. 317 УК РФ.
Достижение указанной цели осуществляется через постановку и решение следующих задач:
1. - Раскрытие сущности и содержания преступлений против порядка управления и определение места исследуемого состава в системе указанных норм УК РФ;
2. – Изучение квалификации посягательств на жизнь сотрудников правоохранительного органа по объективным и субъективным признакам состава.
3. – Рассмотрение мер предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа в системе преступлений против порядка управления……………....................................................................……......6
Квалификация посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа по объективным и субъективным признакам………………………………………………………………..….12
Меры предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов……………………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Уголовное право - ответственность за посягательство на правоохранительные органы.docx

— 58.64 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа в системе преступлений против порядка управления……………....................................................................……......6
  2. Квалификация посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа по объективным и субъективным признакам………………………………………………………………..….12
  3. Меры предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов……………………………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство не может быть стабильным без эффективно функционирующих  правоохранительных органов, обеспечивающих государственную и общественную безопасность, порядок управления, законность и правопорядок в целом. В последние годы в стране наблюдается  тенденция роста посягательств  на жизнь сотрудников правоохранительных органов. Ни одно государство не может  существовать без специального аппарата управления, призванного осуществлять деятельность по обеспечению безопасности, правового и иного порядка  в обществе. С этих позиций, правоохранительные органы занимают важное место в структуре  органов управления. В целях обеспечения  эффективного исполнения ими своих  служебных задач, государство наделяет их в российском законодательстве полномочиями, позволяющими им требовать от граждан  подчинения их законным распоряжениям.

Закон ставит жизнь, здоровье и иные блага, принадлежащие таким  лицам, под усиленную уголовно –  правовую охрану. Однако это не препятствует преступникам посягать на сотрудников правоохранительных органов в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую деятельность.

Общественная опасность  преступлений против порядка управления в целом состоит в том, что  любое из них не только подрывает  авторитет государственной власти, но и, самое главное, нарушает нормальную деятельность органов управления, препятствует их работе, приводит к дезорганизации отношений управления, создает атмосферу  неуверенности и страха, вызванную  опасением представителей власти за свою жизнь, а также за жизнь и  здоровье близких. 

Одним из самых распространенных преступлений против порядка управления является посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, уголовная  ответственность за которое предусмотрена  ст. 317 УК РФ.

Высокая степень общественной опасности рассматриваемого состава преступления заключается в том, что нормальная деятельность государственных органов нарушается путем посягательства непосредственно на личность - представителя власти и его близких, следовательно, одновременно поражает два значимых объекта преступления - нормальную деятельность представителей власти и их жизнь. 

Безопасность служебной  деятельности сотрудников правоохранительных органов как необходимое условие  выполнения возложенных на них функций, особенно в сфере обеспечение  общественного порядка и общественной безопасности, становится актуальной в силу возросшего количества посягательств  на них. Так, за последнее время количество посягательств на жизнь сотрудников  правоохранительных органов увеличилась  в два раза. В России ежегодно погибает свыше 500 сотрудников правоохранительных органов при выполнении ими служебных  обязанностей. 

Цель данной работы состоит  в научно-практическом анализе уголовно-правовых аспектов посягательства на жизнь сотрудников  правоохранительных органов, и в  определении правовых и организационных  мер по предупреждению преступлений по ст. 317 УК РФ.

Достижение указанной цели осуществляется через постановку и решение следующих  задач:

1. - Раскрытие сущности и содержания  преступлений против порядка  управления и определение места  исследуемого состава в системе  указанных норм УК РФ;

2. – Изучение квалификации посягательств  на жизнь сотрудников правоохранительного  органа по объективным и субъективным  признакам состава.

3. – Рассмотрение мер предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов. 

Объектом исследования  являются общественные отношения, возникающие  при посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа между  различными субъектами социальной действительности.

Предмет исследования включает в себя понятие и содержание преступлений против порядка управления; правовые нормы об ответственности за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа; теоретические и правоприменительные проблемы, возникающие при характеристике посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, в частности, теоретическую трактовку в уголовно-правовой науке и правоприменительной практике понятий: «посягательство на жизнь», «сотрудник правоохранительного органа», «близкие лица» потерпевшего от посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа; аспекты развития нормативной базы, регламентирующей основания привлечения к уголовной ответственности лиц, посягающих на жизнь сотрудников правоохранительных органов; состояние и тенденции в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа в системе преступлений против порядка управления

 

Современная Россия, помимо позитивных социальных сдвигов характеризуется  дальнейшим осложнением криминогенной  обстановки.

Общий рост преступности, среди которой, к сожалению, преобладают насильственно-агрессивные  посягательства, в свою очередь, стимулирующих  развитие криминогенной обстановки, заставляют федеральные органы власти действовать более решительно с  целью - в максимальной мере обеспечить безопасность личности, общества, государства, защитить общественный порядок, стабильность которого является нелёгким завоеванием  правительственных усилий.

Государственное управление, рассматриваемое  как явление объективной действительности, представляет собой целенаправленные действия государственных органов  и служащих по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации актов, которые есть не что иное, как управленческие решения.

В сущности, государственное управление является деятельностью политической. Данное свойство обусловлено тем обстоятельством, что общие ориентиры деятельности системы управления задаются политическими деятелями. В таком контексте государственное управление есть одна из областей государственной политики, а применительно к уголовно-правовым отношениям - уголовной политики, базирующейся на выработанных в обществе и законодательно закреплённых общесистемных императивных установках в виде прежде всего Конституции РФ и других законов и подзаконных актов.

Государственное управление как деятельность политическая, осуществляется прежде всего на основе и во исполнение законов и иных нормативных предписаний, которые в свою очередь выражают политическую линию господствующего  в обществе класса, социальной группы, а в истории России зачастую - отдельного человека.1 Следовательно, любые нарушения порядка управления являются одновременно нарушениями политической линии господствующего субъекта или группы субъектов, затрагивают их интересы и, естественно, деморализуют правовые установки, являющиеся итогом господствующих интересов.

Нормальная и эффективная деятельность государственного управления немыслима  без надлежащей охраны общественного  порядка и обеспечения общественной безопасности, которые входят системообразующим  компонентом в структуру управленческой деятельности и определяют её действенность. Без надлежащего порядка в обществе управление становится затруднительным, а порой и невозможным.

Общественный порядок представляет собой состояние общественных отношений, которые характеризуются местом их объективации (а это, как правило, общественное место) и которые соответствуют нормам права в его широком понимании, обеспечивающим упорядоченность и ритмичность социальных отношений в процессе общения людей и гарантирующим неприкосновенность личности, охрану прав и интересов граждан, общества и государства.

Основываясь на Федеральном законе «О безопасности», общественную безопасность можно определить как состояние  защищённости жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через  органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Таким образом, безопасность и её обеспечение есть разновидности управленческой деятельности и как таковые рассматриваются  в качестве объектов посягательств  на порядок управления.

Уголовным кодексом Российской Федерации  предусмотрена уголовная ответственность  за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких в целях  воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного  порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую  деятельность.

Под посягательством на жизнь сотрудника правоохранительных органов  понимается убийство либо покушение на убийство.

Потерпевшими от посягательства могут  быть штатные сотрудники различных  служб и подразделений полиции, органов Федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной  охраны, органов пограничной службы РФ, службы внешней разведки РФ, таможенных органов, постоянно или временно осуществляющие деятельность по охране общественного порядка или обеспечению  общественной безопасности.2

Кроме того, потерпевшими могут быть также и военнослужащие - лица, проходящие службу в Вооруженных Силах РФ или иных войсках, постоянно или  временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка  или обеспечению общественной безопасности. Обязанность по охране общественного  порядка осуществляют, как правило, военнослужащие внутренних войск МВД  РФ. Военнослужащие других войск также  временно могут быть привлечены к  охране общественного порядка или  обеспечению общественной безопасности.

Близкими лицами признаются:

 а) близкие родственники - супруг, супруга, родители, дети, усыновители,  усыновленные, родные братья и  сестры, дедушка, бабушка, внуки; 

б) лица, состоящие в ином родстве (дядя, тетя, племянники, двоюродные братья и сестры) или свойстве (родственники супруга или супруги - его (ее) родители, братья, сестры);

в) иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного  дороги потерпевшему в силу сложившихся  личных отношений (друг, невеста, учитель).

Под выполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечением общественной безопасности следует  понимать, например, несение постовой и патрульной службы в общественных местах, поддержание порядка во время  проведения демонстраций, митингов, зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, а также при ликвидации последствий  аварий, общественных или стихийных  бедствий, предотвращение или пресечение противоправных посягательств.

Закон предусматривает за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного  органа, военнослужащего,  а равно их близких наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

К уголовной ответственности за совершение указанного преступления могут  привлекаться лица, достигшие 16-летнего  возраста.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа представляет собой многообъектное преступление, посягающее на порядок управления и  на жизнь человека. Но многообъектность преступления вовсе не означает, что  основных непосредственных объектов посягательства может быть несколько. В уголовном  праве существует правило, согласно которому в случаях, когда преступление причиняет ущерб нескольким объектам, выделяется один, который в решающей степени определяет социальную направленность преступления, структуру соответствующего состава и его место в системе  Особенной части УК. То обстоятельство, что законодатель отнёс посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного  органа к числу преступлений против порядка управления, свидетельствует  об основном непосредственном объекте  преступления.

Между тем в уголовно правовой литературе довольно часто встречаются мнения о наличии в рассматриваемом  деянии двух непосредственных объектов - жизнь сотрудника и его нормальная деятельность. Подобные мнения нарушают композиционное единство теоретических  построений по поводу объекта преступления.

В данном случае непосредственный ущерб причиняется деятельности по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности и одновременно жизни работника правоохранительного органа.

Информация о работе Меры предупреждения посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов