Медицина в условиях дефицита ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:20, реферат

Описание работы

Что такое современная больница или госпиталь? Это сложнейшее и оснащенное всем необходимым предприятие, призванное обеспечить нормальное функционирование технологического процесса в здравоохранении. Это специальные помещения с идеальной чистотой, где должна быть и высококачественная вентиляция с очисткой воздуха, и специальное электро- и теплоснабжение, особые отделочные материалы, звуко-, тепло- и лучевая изоляция и многое другое.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Финансирование здравоохранения РФ 4
Глава 2. Дефицит медицинского персонала 9
Глава 3. Дефицит оборудования 11
Глава 4. Дефицит лекарственных препаратов 13
Приложение к первой главе 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Медицина в условиях дефицита ресурсов.docx

— 44.01 Кб (Скачать)

     Модернизация  здравоохранения непременно будет  происходить в условиях дефицита финансовых ресурсов, что требует  проведения реструктуризации. Реструктуризация должна проводиться единовременно  под усиленным контролем и  в рамках закона. Необходимо создать  единую модель ОМС для всех субъектов  Российской Федерации, единые тарифы на медицинские услуги, единые стандарты, устранить разрыв в финансировании территориальных программ по оказанию бесплатной медицинской помощи.

     Также необходимо повышать доступность и  качество медицинской помощи наряду с повышением эффективности самой  системы работы здравоохранения. С этой целью необходимо решить такие задачи, как: а) изыскание внутренних ресурсов и повышение эффективности работы системы здравоохранения в новых экономических условиях; б) укрепление материально-технической базы, поскольку сегодня износ основных фондов по оборудованию - более чем 60%, а по зданиям и сооружениям - 30%; в) развитие инвестиционной среды вокруг системы здравоохранения; г) увеличение объемов финансирования медицинской помощи. 
 
 
 
 

Глава 2. Дефицит медицинского персонала.

     Перед Министерством здравоохранения  и социального развития встал  вопрос о нехватке в стране рабочего персонала в сфере медицины. О  том, что катастрофически не хватает  медсестер и врачей многих специальностей объявили на расширенном заседании  Комитета по охране здоровья Государственной  Думы России. Первичное звено медицинской  помощи нуждается в 80 тысячах медицинских  сестер и 49 тысячах врачей.

     Нельзя  не признать, что качество сестринской  помощи не всегда соответствует современным  стандартам и требованиям, но и в  первую очередь следует разобраться  в причинах этого. Одна из основных - критическая нехватка сестринских  кадров. Хотя статистические данные свидетельствуют  о достаточно благополучной ситуации - в среднем по стране обеспеченность ЛПУ медицинскими сестрами составляет 97%. Но насколько справедлива система расчетов? Показатель кадрового обеспечения исчисляется на основе морально устаревших нормативов нагрузки на сестринский персонал, согласно которым считается приемлемым, когда на одну медсестру терапевтического отделения приходится 25-30 пациентов, на медсестру детского отделения - 15-20, на медсестру хирургического отделения - 25 пациентов.

     Надо  помнить, что медицинские сестры - тоже люди, они уходят в отпуска, на больничный, в декрет. Нехватку в клиниках младшего медицинского персонала восполняют они же. В результате мы получаем ситуацию в отделениях, где одна медицинская сестра разрывается между выполнением врачебных назначений 40-60 пациентам, санитарной обработкой помещения и бесконечной документацией. За последние 30 лет (с тех пор как были утверждены существующие нормативы) в здравоохранении произошли серьезные изменения - появились новые технологии и методики лечения, в том числе и такие, которые позволяют спасать пациентов в самых критических состояниях, изменилось оснащение. Тем не менее никто не учел, что следовало соответственно менять и нормативы сестринской работы. Ведь именно медицинские сестры на практике осуществляют выполнение усложнившихся технологий, используют современное оборудование, оказывают помощь тяжелым пациентам. Само собой разумеется, что при такой нагрузке совершенно не реально все делать одинаково хорошо. Невозможность качественного выполнения своей работы вызывает колоссальный стресс. В итоге одни медсестры уходят в частное здравоохранение, у других - опускаются руки, наступает апатия...

     С предложениями по изменению нормативов нагрузки на сестринский персонал Ассоциация медицинских сестер России обращалась в Министерство здравоохранения  неоднократно в разные периоды его  существования. Однако до сего дня наши предложения поддержки не получили. Основной аргумент чиновников состоит в том, что изменение нормативов кадровой проблемы не решит, трансформация численных показателей лишь продемонстрирует остроту нехватки специалистов, но восполнить кадровый потенциал будет по-прежнему некому. А по моему глубокому убеждению, изменение нормативов может стать принципиальным шагом к решению кадровой проблемы. Сам факт признания государством дефицита медицинских сестер продемонстрирует сестринскому персоналу, что это -не личное его дело, а государственное.

     10–15 лет назад благодаря зарубежной  помощи в России было построено  несколько современных онкологических  центров для детей. В большей  или меньшей степени они снабжаются  медицинским оборудованием и  лекарственными препаратами за  счет бюджетных средств, благотворительных  пожертвований зарубежных и отечественных  компания и частных лиц.

     Однако  остается острой проблема нехватки квалифицированного медицинского персонала. А необходимость  в таких специалистах растет. Для  того, чтобы быть в курсе новейших методик и протоколов врачи должны проходить практики в передовых зарубежных клиниках. Но в условиях, когда средств не хватает на лекарства детям, они даже не осмеливаются требовать таких дорогостоящих поездок.

     Другая  ценная в процессе лечения категория  — это младший медицинский  персонал, особенно кадры, прошедшие  многолетнюю практику работы именно в специализированных детских клиниках. От уровня подготовки медицинских сестер нередко зависит эффективность  дорогостоящего лечения.

     Также одной из проблем является недостаточная  квалификация штатных специалистов в ЛПУ и недостаток специализированных компаний по сервисному обслуживанию медицинской техники. Одной из причин является крайне неохотная передача знаний иностранными компаниями, стремящимися сохранить монополию, что приводит к отставанию темпов развития сервисной  сети от темпов распространения оборудования. В частности, это приводит к тому, что полезное время использования  оборудования сокращается до 30-50% от возможного.  Из 700.000 врачей лишь 5.000 способны оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь.

     В течение нескольких лет в России действует приказ Министерства здравоохранения  и социального развития РФ, согласно которому каждое лечебное учреждение вправе самостоятельно регулировать численность  медицинского персонала в различных  отделениях. Изменение нормативов нагрузки на медсестер на федеральном уровне станет стимулом к использованию  данного регламентирующего документа  и принятию более эффективных  кадровых решений в ЛПУ.

     Глава 3. Дефицит оборудования.

     Каковы  основные проблемы российского рынка  медицинского оборудования? В первую очередь это:

    • Высокая доля импорта. На российском рынке медицинского оборудования велика доля импорта, которая в сегментах высокотехнологичного оборудования доходит 90-100%. Эти показатели превосходят показатели других стран; нормальным по среднемировому уровню можно считать долю импорта в 30-50%.
    • Использование устаревших технологий. Устаревшая производственная и технологическая база отечественных производителей (за редким исключением). Большинство производств не соответствует стандартам GMP. Недостаточное инженерное обеспечение ЛПУ – системы кондиционирования, электрообеспечения, водоснабжения не соответствуют современным требованиям по надежности, стабильности работы. Как следствие современное высокотехнологическое оборудование эксплуатируется с нарушениями, что приводит к частому выходу из строя и снижению срока службы.
    • В производстве – устаревшие представления о потребительских свойствах, дизайне. Часто хорошая инженерная идея сопровождается производством изделий с устаревшим неудобным интерфейсом, неприятного внешнего вида, что сдерживает использование даже в госучреждениях, не говоря о коммерческих и зарубежных организациях.
    • Отсутствие инвестиций в разработки и производство. Медицинское оборудование, особенно терапевтическое, относится, как правило, к высокотехнологической области техники. Расходы на инвестиции в разработку у лидеров мирового рынка достигаю 15-25% от оборота, цикл разработки может длиться 8-10 лет. В современных условиях российские компании не могут себе позволить инвестировать в разработки на уровне мировом уровне, российская медицинская промышленность еще не настолько окрепла. Также рост вестиций сдерживается из-за ориентации российских и зарубежных компаний на краткосрочность инвестиций и коммерческого цикла (получение быстрой прибыли), а затраты на продвижение инновационных технологий, а также на обучение персонала, высоки.Без участия государства российский рынок медицинской техники и отечественный производитель не сможет развиваться необходимыми темпами. В настоящее время правительством РФ разрабатываются специальные программы поддержки и развития отечественной индустрии. Для ликвидации проблем недофинансирования разработок и выведения на рынок новой продукции предусмотрены масштабные государственные инвестиции в научные исследования и разработки в области технологий лучевой терапии и иного радиологического оборудования.
 

     Российским  законодательством уже сейчас предусмотрено  достаточно инструментов свободного рынка в области закупки оборудования. Более того, практику свободного рынка привнесут реформы, связанные с развитием страховой медицины, которые должны осуществить переход от финансирования лечебных учреждений «за процесс» к  финансированию по объему реально оказанных услуг. Большинство лечебных учреждений уже сейчас осуществляют коммерческую деятельность и в будущем, возможно, получат большую самостоятельность при формировании бюджета на покупку и выбор техники. Следует, конечно, отметить, что в настоящее время альтернативы государственным многопрофильным клиникам на территории РФ практически нет. В медицинский сектор еще не пришли масштабные частные инвестиции, которые могли бы позволить оснащать на самом современном уровне выскотехнологичные медицинские учреждения. Современные стандарты ведения бизнеса не предусматривают 15-20 летней окупаемости и ориентированы на более быстрый возврат инвестиций. Все это сдерживает развитие частной медицины. Вместе с тем и в развитых странах Европы, а также в Японии доля государственной медицины и государственных закупок медицинского оборудования довольно высока и в отдельных сегментах заведомо превышает 50%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4. Дефицит лекарственных препаратов. 

     Закон «Об обращении лекарственных  средств», вступивший в силу 1 сентября 2010 года, прежде всего призван сделать ценообразование на фармацевтическом рынке более прозрачным, а также удержать рост цен на жизненно необходимые препараты. Однако он может привести и к ряду негативных последствий, таких как дефицит лекарственных средств и сокращение ассортимента аптек.

     Новый документ четко определяет перечень жизненно необходимых и важнейших  лекарственных средств (ЖНВЛС) –  к этой категории отнесено более 5 тыс. торговых наименований, включая  препараты для лечения сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, антибиотики, вакцины, инсулин, витамины и обезболивающие. Теперь предельные отпускные цены, например, на такие распространенные медикаменты, как аспирин, активированный уголь, смекта и пр., будут ежегодно утверждаться правительством России.

     Вторая  важнейшая новация – закон  обязывает отечественных производителей медикаментов перейти на международные  стандарты качества GMP (Good Manufacturing Practice – «надлежащая производственная практика») к 1 января 2014 года. Сегодня этот стандарт внедрен менее чем на 10% российских фармпроизводств. Кроме того, усиливается контроль над вводом новых лекарственных средств: уточняются организация и сроки проведения экспертиз, требования к квалификации исследователей и показателям качества, к уровню эффективности и безопасности препаратов, правила организации производства, контроля качества и маркировки. Также вводится норма об обязательном страховании жизни и здоровья пациента, участвующего в клинических исследованиях лекарства.

     В качестве других новшеств можно отметить разрешение медицинским учреждениям  приобретать лекарственные средства напрямую у производителей, а также  реализацию препаратов в сельской местности  непосредственно в медицинских  организациях и их обособленных подразделениях, если в поселке нет аптеки.  

       Предыстория

     Взять под контроль ценообразование на фармрынке премьер-министр Владимир Путин потребовал в июле 2009 года. Ситуация с ростом цен на лекарства выглядела крайне неутешительно – по данным Росстата, стоимость медикаментов за год выросла в среднем на 17,5% при уровне инфляции 8,8%. Согласно заявлению премьера, фармацевтические компании и многочисленные посредники стремились извлекать сверхприбыли, пользуясь «несовершенством правовой базы и другими лазейками». В августе Федеральная антимонопольная служба возбудила в 22 регионах дела против аптек, которые необоснованно завышали цены.

     По  новым правилам, максимально допустимые отпускные цены производителей будут  внесены в специальный перечень и зарегистрированы в Росздравнадзоре. Пересматривать цены допускается не чаще чем раз в год, при этом надбавка не должна превышать уровень инфляции. Кроме того, планируется установить предельные оптовые и розничные надбавки, которые не превысят 30% от цены производителя и будут варьироваться в зависимости от цены препарата (чем он дешевле, тем выше наценка). Информацию о стоимости ЖНВЛС региональные власти будут обязаны сделать доступной, например разместить в интернете. Незарегистрированными медикаментами торговать будет нельзя. Все эти меры, по замыслу правительства, должны сделать лекарства более доступными, ценообразование на них – более прозрачным, а цепочку посредников – более короткой. Вот только многие опасаются, что они могут привести и к ряду негативных последствий. 

Информация о работе Медицина в условиях дефицита ресурсов