Медицина в условиях дефицита ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:20, реферат

Описание работы

Что такое современная больница или госпиталь? Это сложнейшее и оснащенное всем необходимым предприятие, призванное обеспечить нормальное функционирование технологического процесса в здравоохранении. Это специальные помещения с идеальной чистотой, где должна быть и высококачественная вентиляция с очисткой воздуха, и специальное электро- и теплоснабжение, особые отделочные материалы, звуко-, тепло- и лучевая изоляция и многое другое.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Финансирование здравоохранения РФ 4
Глава 2. Дефицит медицинского персонала 9
Глава 3. Дефицит оборудования 11
Глава 4. Дефицит лекарственных препаратов 13
Приложение к первой главе 16
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Медицина в условиях дефицита ресурсов.docx

— 44.01 Кб (Скачать)

Оренбургская  Государственная Медицинская Академия

Кафедра судебной медицины и правоведения 
 

РЕФЕРАТ

по теме: медицина в условиях дефицита ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выолнила: студентка 12кп гр.

               Якушева  Алина   

                                                                                                   Проверила: Лузанова И.М. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург 2011г.

Содержание 

  1. Введение                                                                               3
  2. Глава 1. Финансирование здравоохранения РФ               4
  3. Глава 2. Дефицит медицинского персонала                      9
  4. Глава 3. Дефицит оборудования                                       11
  5. Глава 4. Дефицит лекарственных препаратов                  13
  6. Приложение к первой главе                                               16
  7. Список использованной литературы                                 17
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Что такое современная больница или  госпиталь? Это сложнейшее и оснащенное всем необходимым предприятие, призванное обеспечить нормальное функционирование технологического процесса в здравоохранении. Это специальные помещения с  идеальной чистотой, где должна быть и высококачественная вентиляция с  очисткой воздуха, и специальное  электро- и теплоснабжение, особые отделочные материалы, звуко-, тепло- и лучевая изоляция и многое другое. Описывать разницу между современным госпиталем любой развитой страны и нашей средней городской (областной, краевой) больницей просто невозможно, это займет многие страницы текста. Попросту говоря, наши среднестатистические больницы находятся на уровне развития мировой медицины второй половины 19 века. Практически все медицинское оборудование мы вынуждены закупать за рубежом, но ведь оно быстро изнашивается. А средств на ремонт в наших условиях, как правило, нет. Ни в одной развитой и не очень развитой стране мира давно не пользуются стерилизуемыми прямо в больнице перевязочным материалом, многоразовыми хирургическими халатами, многоразовым операционным бельем и пр. Наши стационары недостаточно обеспечиваются современными шовными материалами и многим другим расходным материалом, абсолютно необходимым для диагностики и современного лечения больных. Обеспечение медикаментами также страдает по всем направлениям. Ведь большинство современных лекарств чрезвычайно дороги (в их цену закладываются многомиллиардные расходы на их создание, производство и распространение) и денег на них хронически не хватает. Итак, если государство не заплатило за все это, то кто в наших условиях заплатит? Правильно, не трудно догадаться кто, но вряд ли страховая компания, если у Вас нет добровольной медицинской страховки. Ведь еще раз ничего не возникает из ниоткуда и не исчезает в никуда! Элементарный закон сохранения вещества, сформулированный еще Ломоносовым. 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Финансирование здравоохранения  Российской Федерации.

     2005 год можно охарактеризовать как  год налогового, бюджетного реформирования  и модернизации системы финансирования  здравоохранения Российской Федерации.  Действующая модель обязательного  медицинского страхования (далее  - ОМС) за последние годы своего  существования фактически не  решила принципиальных вопросов, качество и доступность медицинской  помощи не улучшились. Зато накопилась  масса проблем, требующих незамедлительного  решения. Кроме того, за прошедшие  15 лет в Российской Федерации  сложилась так называемая бюджетно-страховая  модель финансирования здравоохранения,  в которой средства ОМС составляют  достаточно большую неотъемлемую  часть. Так, в 2003 году средства  ОМС в доходной части бюджета  Федерального фонда обязательного  медицинского страхования (далее  - ФФОМС) составили 5314,33 млн. рублей  (1), в 2004 году - 6406,2 млн. рублей (2), в 2005 году - 35200000,0 тыс. рублей (3). Однако данные цифры нельзя признать объективно-достаточными показателями, поскольку российское здравоохранение, функционирующее на сметном принципе финансирования, не способно объективно оценить стоимость оказываемой медицинской помощи.

     Помимо  того, что около 68 млрд. рублей ежегодно расходуется в системе ОМС  и 155 млрд. рублей расходуется на оказание бесплатной медицинской помощи, существует также и "теневое" финансирование здравоохранения. Финансирование здравоохранения  осуществляется в гораздо больших размерах, чем представлено статистическими данными. Процессу формирования "теневого" финансирования здравоохранения, прежде всего, способствует дисбаланс между государственными обязательствами в сфере здравоохранения и финансовыми ресурсами, направляемыми на их выполнение, а также дефицит средств по программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, который привел к увеличению объема платных медицинских услуг и расходов пациентов на оплату лекарств. Перечисленные условия способствуют формированию нелегальной системы платной медицинской помощи и общественного представления о системе государственных гарантий как о формальной декларации, что подрывает доверие к государству и его институтам социальной защиты.

     Данное  обстоятельство является не единственной причиной необходимости модернизации системы финансирования здравоохранения. Так, существует целый ряд вопросов, требующих пристального внимания и поиска путей решения, а именно:

     1. Несбалансированность и нечеткость  гарантий медицинской помощи  населению.

     2. Финансирование системы ОМС в  условиях неполной уплаты взносов  на неработающее население, низкого  тарифа единого социального налога (далее - ЕСН), несовершенства системы  управления ОМС, отсутствия эффективных  механизмов, которые необходимы  для выравнивания условий оказания  медицинской помощи в различных  субъектах Российской Федерации  и муниципальных образованиях.

     3. Недостаточная финансовая и хозяйственная  самостоятельность государственных  и муниципальных медицинских  учреждений.

     4. Неуклонное повышение расходов  населения на здравоохранение  в условиях превышения одноименных расходов государства (4).

     5. Высокая региональная дифференциация  расходов на здравоохранение.

     6. Степень эффективности принципа  сметного финансирования медицинских  учреждений.

     Данные  вопросы являются базовыми, без их решения невозможны проведение эффективной  перестройки системы здравоохранения  и создание условий для ее достаточного финансирования.

     Также существует проблема неравномерной дифференциации заработной платы по субъектам Российской Федерации, что не позволяет одинаково оценить затраты по оказанию медицинской помощи на одного человека.

     Решение проблемы может быть найдено в  создании централизованной системы  финансирования из одного источника, как  это происходило ранее. Однако в  современных условиях это маловероятно, поскольку для этого необходимо восстановить прежнюю систему финансирования и управления здравоохранением. В  случае создания независимого источника  финансирования здравоохранения необходимо определить порядок поступления  в него средств. Также возникнет  необходимость определить, что будет  выступать основой формирования его средств. Это может быть отдельный  налог или взнос, который зависит  от численности населения в регионе  и уровня его доходов. В случае автономизации финансового источника здравоохранения, отхода от сметного принципа финансирования в системе здравоохранения, определения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи необходимо также будет расширить самостоятельность лечебных учреждений. Данная самостоятельность должна выражаться в возможности руководителя лечебного учреждения решать большинство вопросов самостоятельно в условиях финансовой независимости. 

     Сегодня количество людей, занятых по найму, составляет порядка 65 млн. человек, а  общее количество экономически активного  населения - 72 млн. человек. Количество неработающего населения составляет 82 млн. человек (5). За неработающее население в соответствии со статьями 2 и 17 Закона РФ от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (6) взносы в систему ОМС уплачивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Эти взносы они уплачивают, но не в полном объеме. Данная ситуация объясняется наличием неэффективной системы финансирования медицинской помощи в рамках каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации. Вместе с тем можно отметить, что в регионах усиливается роль взносов за неработающее население в средствах ОМС, объем которых из года в год неуклонно растет и в 2005 году составит порядка 80-85 млрд. рублей, что должно обеспечить бездефицитное финансирование указанной категории граждан в условиях снижения ЕСН. При этом не следует забывать, что по взносам на неработающее население накопились просто огромные долги - порядка 46 млрд. рублей. Указанная сумма сопоставима с показателями доходной части бюджета ФФОМС.

     Большое влияние на состояние финансирования здравоохранения оказало снижение ЕСН в соответствии с Федеральным  законом от 20 июля 2004 года N 70-ФЗ "О  внесении изменений в главу 24 части  второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании  в Российской Федерации" и признании  утратившими силу некоторых положений  законодательных актов Российской Федерации" (7). Согласно данному Федеральному закону с 1 января 2005 года в ФФОМС зачисляется 0,8% от налогооблагаемой базы по ЕСН. Снижение ЕСН в каждом отдельном взятом субъекте Российской Федерации имеет свои индивидуальные особенности. Например, в Москве работающее население составляет более 60% и поступление ЕСН полностью удовлетворяет потребность в финансировании территориальной программы ОМС. Диаметрально противоположное соотношение работающего и неработающего населения, как в том же Дагестане, где неработающее население составляет 80%, а работающее - 18%, не позволяет должным образом, при отсутствии финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета, обеспечить ресурсами территориальные программы ОМС более чем 60 субъектов Российской Федерации.

     Помимо  ежегодно осуществляемых ФФОМС полномочий по обеспечению деятельности системы  ОМС в 2005 году на него возложено финансирование дополнительного лекарственного обеспечения  в рамках реализации Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (8). Данное полномочие закреплено в статье 6 Федерального закона от 20 декабря 2004 года N 165-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год" (9).

     В связи с этим в 2005 году в ФФОМС  направлены средства федерального бюджета  в размере 50791722,8 тыс. рублей (10), перечисляемых в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2004 года N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (11), и на компенсацию выпадающих доходов по финансированию ОМС неработающего населения (детей) - 3 млрд. рублей (12). В Федеральном законе от 20 декабря 2004 года N 165-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год" также определены дотации в сумме 27628500,0 тыс. рублей субъектам Российской Федерации. При распределении данных средств во внимание принималось состояние бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, донор ли регион или реципиент, уплачиваются ли взносы за неработающее население, поступают ли в полном объеме налоговые платежи. При этом финансовые ресурсы распределяются при использовании соотношения численности населения, соотношения работающего и неработающего населения, поясных коэффициентов, уровней ответственности субъектов Российской Федерации по минимальному показателю уплаты за неработающее население. Кроме того, существует региональная дифференциация страховых взносов на ОМС, связанная с неоднозначным исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации Закона РФ от 28 июня 1991 года N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (13) .

     При распределении финансовых потоков  по регионам очень важное значение имеет соотношение работающего и неработающего населения. В Российской Федерации существует порядка 24 млн. человек, которые самостоятельно обеспечивают себя работой и достаточно высокое число мигрантов, которые не уплачивают практически никаких взносов в систему ОМС. А в числе указанных выше 53 млн. человек уплата платежей за 11 млн. человек происходит в пределах минимальной или немного выше заработной платы.

     Для разрешения накопившихся проблем в  системе российского здравоохранения  подготовлен к внесению в Государственную  Думу Федерального Собрания Российской Федерации пакет законопроектов. В данных законопроектах должны найти  отражение положения, регулирующие вопросы, которые касаются принципов расчета потребности населения в видах и объемах гарантированной медицинской помощи, определения нормативов затрат на ее оказание, то есть положения, которые могли бы снять проблему дисбаланса между государственными обязательствами в сфере здравоохранения и имеющимися финансовыми ресурсами. Состояния равновесия между указанными категориями возможно добиться путем точного расчета современных потребностей населения в видах и объемах медицинской помощи. И в зависимости от результатов данных расчетов изыскать источники дополнительного финансирования, поскольку, скорее всего стоимость медицинской помощи на одного человека не будет покрываться ресурсами, имеющимися в системе здравоохранения. В качестве дополнительных источников могут выступать отчисления от акцизов, игорного бизнеса или средства стабилизационного фонда. Все это должно осуществляться в условиях использования имеющихся средств государства на развитие здравоохранения, в условиях повышения эффективности их использования. Данная система не позволит решить всех проблем финансирования здравоохранения, но должна предотвратить создание предпосылок для закрепления двух качественно различных типов здравоохранения: для обеспеченных и необеспеченных слоев населения.

Информация о работе Медицина в условиях дефицита ресурсов