Лишение свободы на определенный срок как мера уголовного наказания

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Наказание, предусмотренное уголовным законодательством и назначаемое осуждённому по приговору суда, является одним из испытанных и наиболее распространённых правовых средств борьбы с преступностью. Применением наказаний отдельных видов достигается цель частного предупреждения преступлений, то есть совершения общественно опасных деяний лицом, уже осуждённым за совершение преступлений. Это, однако, не умаляет важности и значимости иных профилактических мер, направленных на снижение уровня, преступности, хотя никак нельзя недооценивать той роли, которой наделяется наказание в сфере профилактики преступлений. Достижение всех стоящих перед наказанием целей не может не оказывать влияния на основные параметры преступности, в частности, на её характер и динамику.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….3
Глава 1. Понятие и цели лишения свободы как наказания по российскому уголовному законодательству…...........................................................................5
§ 1. Сущностная характеристика лишения свободы на определенный срок, как вида наказания………………………………………………………………………….5
§ 2. Лишения свободы на определенный срок и пределы его применения……………………………………………………………………….....9
§ 3. Вопросы реализация целей наказания при применении лишения свободы…………………………………………………………………...15
Глава 2. Правовые основы применения и исполнение наказаний в виде лишения свободы на определенный срок………..………………………………….……………………….............18
§ 1. Назначение осуждённым исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы; режим, как базовая категория правового регулирования исполнения и отбывания наказаний в виде лишения вободы………………………………………….......................18
Заключение……………………………………………………...……………....25
Список использованной литературы………………………...…………...........27

Работа содержит 1 файл

Курсовик Лишение свободы.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Вид исправительного  учреждения выбирается судом в зависимости от категории преступления, совершенного осуждённым, его возраста, а также пола, вида рецидива при повторном осуждении к лишению свободы на определённый срок и, вообще, с учетом того, отбывал ли ранее подсудимый наказание в виде лишения свободы, если, конечно, судимость за ранее совершённое преступление не погашена и не снята.

Согласно пункту «а» части 1 статьи 58 УК РФ, отбывание лишения свободы назначается лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, а также лицам, осуждённым к лишению свободы за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести, ранее не отбывавшим лишение свободы, – в колониях-поселениях.

Мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также женщинам, осуждённым к лишению свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе при любом виде рецидива, отбывание наказания назначается в исправительных колониях общего режима (п. «б» части 2 статьи 58 УК РФ). С учётом обстоятельств совершения уголовно-наказуемого деяния и личности подсудимого, суд может назначить лицам, чьё наказание в виде лишения свободы назначается к отбыванию в колониях-поселениях, отбытие этого наказания в колониях общего режима (п. «а» части 2 статьи 58 УК РФ). Это характерно, например, для лиц, которые совершают умышленное преступление небольшой или средней тяжести в период испытательного срока при условном осуждении. Кроме того, лишение свободы на определённый срок с отбыванием его в колонии-поселении может заменяться (опять же, только по решению суда) отбыванием такового в колонии общего режима в случае уклонения осужденного от получения предписания о следовании в колонию-поселение самостоятельно или в случае неприбытия к месту отбывания наказания в установленный эти предписанием сроки (ст. 75¹ УИК РФ, ч.4¹ ст. 78 УИК РФ).

Мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавшим лишение свободы, а также при рецидиве или опасном рецидиве преступлений (ч. 1,2 ст. 18 УК РФ), если осужденный ранее отбывал лишение свободы, отбывание наказания назначается в исправительных колониях строгого режима (п. «в» части 2 статьи 58 УК РФ).

В судебной практике со всей остротой встал вопрос о том, кого следует и кого не следует считать лицом, ранее отбывавшим наказание, при выборе судом, выносящим обвинительный приговор с назначением в качестве наказания лишения свободы на определённый срок, вида исправительного учреждения.

Ответ на этот вопрос был  дан в руководящем разъяснении  Верховного Суда Российской Федерации – в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 12 ноября 2001 № 14 «О практике назначения судами видов исправительных учреждений»6. Согласно пунктам 9 и 10 этого Постановления, к ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы, в частности, относятся также:

а) лицо, условно осужденное к лишению свободы, которое по основаниям, изложенным в частях третьей, четвертой и пятой статьи 74 УК РФ, было направлено для отбывания лишения свободы в исправительное учреждение;

б) осужденная к лишению  свободы женщина, которая по отбытии  части срока наказания была освобождена из исправительного учреждения с предоставлением отсрочки отбывания наказания в соответствии со статьей 82 УК РФ*;

в) лицо, осужденное к  лишению свободы, которое по отбытии  части срока наказания освобождено  из мест лишения свободы условно-досрочно либо по амнистии, в порядке помилования, по болезни (статья 81 УК РФ) либо которому оставшаяся неотбытая часть лишения свободы заменена более мягким видом наказания;

г) лицо, осужденное к  лишению свободы по приговору  суда другого государства (включая  страну-участницу Содружества Независимых  Государств), которое в связи с последующей передачей его в Россию для дальнейшего отбывания наказания отбывало лишение свободы в исправительном учреждении Российской Федерации в соответствии с судебным решением о принятии приговора к исполнению, а также лицо, имеющее судимость по приговорам других стран-участниц Содружества Независимых Государств до прекращения существования СССР.

Напротив, не может рассматриваться  как ранее отбывавшее наказание в виде лишения свободы:

а) лицо, осуждавшееся к  наказанию в виде исправительных работ или ограничения свободы, которому по основаниям, предусмотренным частью третьей статьи 50 и частью четвертой статьи 53 УК РФ, эти виды наказаний были заменены лишением свободы*;

б) лицо, которому за совершенное  преступление суд в соответствии с частью второй статьи 55 УК РФ вместо лишения свободы назначил наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части;

в) лицо, находившееся в  исправительном учреждении по приговору  суда, если в отношении него приговор отменен в порядке надзора с прекращением дела либо изменен и назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или применено условное осуждение к лишению свободы;

г) осуждавшееся к лишению  свободы лицо, но фактически не отбывавшее наказание в исправительных учреждениях в связи с применением к нему амнистии или освобождением от отбывания наказания в порядке помилования либо неприведением в исполнение приговора в случаях истечения установленных законом сроков давности обвинительного приговора согласно статье 83 УК РФ;

д) лицо, отбывающее наказание  в виде лишения свободы, в случае его осуждения к лишению свободы за преступление, совершенное до вынесения первого приговора;

е) лицо, осужденное к  лишению свободы и отбывшее наказание  в местах лишения свободы за деяния, преступность и наказуемость которых устранена действующим законом, а равно, если действующим законом за их совершение не предусмотрено наказание в виде лишения свободы;

ж) лицо, ранее осуждавшееся к лишению свободы в пределах срока нахождения его под стражей в качестве меры пресечения, поскольку оно не отбывало наказание в исправительном учреждении.

Лицам, осужденным к лишению свободы и не достигшие к моменту вынесения судом обвинительного приговора восемнадцатилетнего возраста, отбывание наказания анализируемого вида назначается в воспитательной колонии (ч.3 ст.58 УК РФ). О том, кто осуждается к отбыванию наказания в виде лишения свободы в лечебном исправительном учреждение (ЛИУ), Уголовный закон не сообщает. Вместе с тем, он называет это учреждение в числе исполняющих наказания анализируемого вида в части 1 статьи 56 УК РФ. В действительности, это и не является прерогативой суда, выносящего обвинительный приговор, поскольку лица, нуждающиеся в медицинской помощи, направляются в эти учреждения органами исполнения наказаний, а сами эти учреждения, по смыслу части 8 статьи 74 УИК РФ, выполняют функции колоний различных видов для осуждённых тех категорий, которые указаны в статье 58 УК РФ. Кроме того, в ЛИУ могут создаваться изолированные участки, функционирующие как колонии-поселения (ч.8 ст.74 УИК РФ).

Статья 58 УК РФ прямо не даёт ответа на вопрос о том, где должен отбывать наказание мужчина, совершивший тяжкое преступление и отбывавший ранее наказание в виде лишения свободы за совершение преступления, например, по неосторожности или умышленного преступления небольшой тяжести. Ведь в таких случаях признаков рецидива не усматривается (см. ч.1 и п. «а» ч. 4 ст. 18 УК РФ), что исключает его осуждение к отбыванию наказания в виде лишения свободы в колонии строгого режима. Однако, по смыслу пункта «б» части 1 статьи 58 УК РФ недопустимо и определение ему в качестве вида исправительного учреждения колонии общего режима, которые предназначены для отбывания наказания мужчинами, ранее не отбывавшими лишения свободы.

Это противоречие, однако, устранено нормами действующего УИК РФ. Согласно части 4 статьт 74 УИК РФ (Виды исправительных учреждений) в колониях общего режима отбывают наказание все лица кроме отбывающих наказания в исправительных колониях других видов. Это позволяет сделать вывод о том, что осуждённый-мужчина, не попадающий ни в категорию рецидивистов, ни в категорию ранее не отбывавших наказание в виде лишения свободы лиц, должен осуждаться к отбыванию наказания в исправительной колонии общего режима. К сожалению, по данному вопросу Пленум Верховного Суда РФ руководящих разъяснений не дал.

 

Теперь обратимся к рассмотрению вопросов правового регулирования режима отбывания наказания в виде лишения свободы.

Режим в исправительных учреждениях это – установленный  законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок  исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (ч.1 ст. 82 ИК РФ). Таким образом, под режимом в исправительных учреждениях следует понимать установленный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания лишения свободы. Благодаря режиму в местах лишения свободы как раз и реализуются правоограничения, которые присущи наказанию анализируемого вида. То есть именно режимом обеспечивается, то, что и следует считать карой. Именно по объёму правоограничений различают различные виды исправительных учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, что находит отражение и в их названиях: колонии поселения, колонии общего, строгого или особого режима.

Режим следует понимать и как совокупность условий отбывания наказания в исправительных учреждениях Различных видов. Им определяются права и обязанности осужденных, регламентирует и права, а также обязанности администрации мест лишения свободы.

По смыслу части 1 статьи 82 УИК РФ, режим регулируется не только федеральным законом, но и подзаконными актами, среди которых важнейшим являются Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённые Приказом от 3-го ноября 2005 г. № 205 Минюста РФ.

Основной функцией режима лишения свободы является создание условий для применения основных средств воспитательно-карательного воздействия на осужденных. Режим также создает необходимые условия для совместного проживания большого числа осужденных, он определяет их быт. К требованиям режима относятся, в частности, положения, определяющие размер жилой площади на одного осужденного в исправительных учреждениях различных видов, ограничения, касающиеся свиданий осуждённых, и порядок их проведения и т.п.

Режим преследует также и цели воспитательного характера. В свою очередь, воспитательная работа, как известно, наряду с трудом осуждённых, является важнейшим средством воспитательного воздействия (ч.2 ст.9 УИК РФ). Таким образом, режим обеспечивает применение к осужденным средств исправления, чем выражается важная функция режима – обеспечивающая, хотя педагогические возможности режима всё же ограничены, воспитательный эффект принуждения обычно чрезвычайно мал. Однако он создаёт все условия для привыкания к правопослушному поведению, способствует его формированию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мною были рассмотрены наиболее актуальные проблемы правового регулирования назначения исполнения и отбывания наказаний в виде лишения свободы.

В настоящее время  в комплексном институте наказаний в виде лишения свободы реализуются гуманистические идеи, позволяющие сократить применение этих наказаний. В самом деле, в современном правовом государстве наказание в виде лишения свободы следует применять только к лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления, а также к осуждённым при различном виде рецидива или нарушившим порядок отбывания менее строгих наказаний либо других мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией от общества.

Если возможно достижение целей наказания без применения мер, связанных с изоляцией лица от общества, то необходимо использовать более гуманные альтернативы. На законодательном уровне правовое регулирования исполнения и отбывания наказаний в виде лишения свободы заметно улучшается. Однако нестабильное экономическое положение государства не позволяет надлежаще обеспечивать ресурсами места отбывания уголовных наказаний в виде лишения свободы.

От эффективности  наказаний во многом зависит жизнь  всего общества. Увеличения сроков лишения свободы за преступления, имеющие сравнительно большую общественную опасность, к видимым положительным результатам зачастую не приводит, а, напротив, ведёт к осложнению обстановки в исправительных учреждениях. Подобная ситуация подтверждает сомнения относительно целесообразности произведённого в действующем УК РФ увеличения пределов наказания в виде лишения свободы.

Многие прогрессивные разработки законопроектов, направленные на обеспечение эффективного функционирования мест лишения свободы часто не получают должного применения на практике. Несовершенство системы наказаний в виде лишения свободы препятствует достижению наказаниями анализируемого вида своих целей. Это ведет к росту преступности и другим тяжёлым социальным последствиям.

Ключом к  решению всех этих проблем является продуманное применение наказаний в виде лишения свободы, а также оптимизация правового регулирования в этой сфере. Так, в частности, следует считать минимальный предел наказания в виде лишения свободы абсолютным и заменять менее строгие наказания лишением свободы только в этом пределе. Следует также уточнить в уголовном законодательстве и основания назначения осуждённому наказания в виде лишения свободы на определённый срок с отбыванием его в колонии общего режима, а также указать в годах максимальный верхний предел назначаемого по совокупности преступлений наказания в виде лишения свободы в нормах уголовного законодательства, которые устанавливают порядок назначения наказания по совокупности преступлений.

Информация о работе Лишение свободы на определенный срок как мера уголовного наказания