Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 01:18, контрольная работа
1.Судебная реформа в РФ в условиях формирования правового демократического государства.
2.Конституционно-правовой статус судей РФ.
Вариант № 2. Задание………………………………………………....2
I. Судебная власть в РФ
Введение……………………………………………………………....3
1. Судебная реформа в РФ в условиях формирования правового
демократического государства…………………………………...4
2. Конституционно-правовой статус судей РФ…………………….11
Заключение……………………………………………………………17
II. Задача……………………………………………………………......22
Список использованной литературы…………………………....23
Значение суда в процессе правоприменения чрезвычайно высоко именно в контексте оперативного и гибкого реагирования на различные правонарушения, прежде всего на массовые правонарушения и на правонарушения, носящие системный характер и непосредственно затрагивающие права граждан.
Судебная реформа — это прежде всего реформа суда, прокуратуры, адвокатуры, следствия, системы подготовки и переподготовки судей, следователей, прокуроров и адвокатов.
Концепция судебной реформы 1991 года с первых строк совместила понятия "правовая" и "судебная" реформа. Наиболее удобным, вероятно, был бы термин "судебно-правовая реформа", но поскольку очень сложно обеспечить его единообразное толкование, лучше сохранить более узкий и уже привычный термин "судебная реформа", с тем чтобы он вновь не был включен в понятие "правовая реформа", поскольку такое совмещение помешало бы развитию идеи правовой реформы.
Рассмотрим основные задачи судебной реформы и состояние их реализации. Постановление Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. "О Концепции судебной реформы в РСФСР" и утвержденная им Концепция продолжают на сегодняшний день оставаться действующими правовыми документами и формулируют ряд главных задач и важнейших направлений судебной реформы.
Концепция 1991 г. поставила следующие задачи:
1) защита
и неуклонное соблюдение
2) закрепление
в нормах уголовного и
3) обеспечение
достоверности и повышение
4) создание федеральной судебной системы;
5) признание
права каждого лица на
6) расширение
возможностей обжалования в
7) организация судопроизводства на принципах состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;
8) дифференциация форм судопроизводства.
По некоторым из этих направлений за прошедшие 12 лет был достигнут значительный прогресс. Однако явно недостаточно изменилась ситуация по решению таких главных задач Концепции, как:
- утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной;
- достижение уровня материально-технического обеспечения судов, органов юстиции, прокуратуры, внутренних дел, следственных подразделений, а также материального, бытового и социального обеспечения работников правоохранительных органов, соответствующего возлагаемой на эти органы и их работников ответственности.
Что же касается такого важнейшего направления судебной реформы, предусмотренного Концепцией, как "совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости", то здесь ситуация скорее ухудшилась.
Конституционное разделение властей в части обеспечения самостоятельности судов все еще не состоялось. Судебная власть остается серьезно зависимой, в первую очередь от исполнительной власти с точки зрения ее материального обеспечения, что не соответствует ст.124 Конституции РФ. Наглядный и свежий пример: в конце 2003 г. в связи с исходящим от властных структур предложением о переезде высших судов в Санкт-Петербург было прекращено финансирование завершения строительства зданий Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.
Концепция
судебной реформы должна начинаться
с вопросов последовательного решения
проблемы самостоятельности и
Достойное
материальное обеспечение судебной
деятельности позволит не только добиться
повышения эффективности и
В кадровой политике исполнительной власти одним из элементов неуважения к суду является регулярное затягивание процедуры назначения судей. Уже действующие судьи часто не включаются в списки для продления полномочий. Причем Администрация Президента РФ нередко никак не объясняет причин такого положения. В этой части процесс назначения и особенно продления полномочий судей носит закрытый характер, а отсутствие прозрачности создает для исполнительной власти возможности влиять на отдельных судей и судебную власть в целом2.
От советских времен сохранился карательный менталитет судей, предопределяющий низкое число оправдательных приговоров и длительные сроки лишения свободы. Последнему отчасти способствовал новый Уголовный кодекс, установивший более длительные сроки лишения свободы по сравнению с советским УК РСФСР. При этом карательная практика не поддается внешнему либеральному воздействию именно из-за независимости и корпоративной закрытости судейского сообщества. Можно сказать, что плоды судебной реформы в какой-то мере пожали сами судьи. Тем острее необходимость изменения карательного менталитета судей.
Особого внимания заслуживает вопрос о частых обвинениях российских судов в коррупции со стороны иностранцев. Важно отметить, что значение английского термина "corruption" значительно шире, чем русское "взяточничество", т.е. получение судьями взяток за решение судебных дел. Коррупция подразумевает не только мздоимство, но и "безвозмездное" решение судьями дел в пользу, например, исполнительной власти из карьерных или иных соображений. Следует привести характерное высказывание главы Высшего совета юстиции Бельгии госпожи Эдиты ван ден Броек: "Юстиция рассматривается как коррумпированная, если каждодневной и общераспространенной реальностью становятся неорганизованность управления юстицией, неказистые здания судов, хаотичная инфраструктура и особенно политическое влияние на назначения судей"3.
Реформа судов пока не затронула многие проблемы системы. В частности, крайне мало было сделано для обновления судейского корпуса, не предпринято радикального ужесточения отбора кандидатов по критериям, определяющим уровень их правовых и экономических знаний и соответствие этическим требованиям. Не произошло и существенного изменения материального положения судей. В силу этой причины и сохраняющейся весьма "ограниченной дееспособности" суда в сложных социально-
2Шичанин
А.В., Гривков О.Д., Реформа судебной системы
как необходимое условие социально-экономической
модернизации России, "Законодательство
и экономика", N 2, февраль 2003 г.
3Интервью
газете Известия. - 2003. - 17 ноября
конфликтных ситуациях общественный статус судьи остается невысоким.
Гарантии
независимости суда носят в значительной
степени формально-юридический
(доплаты
и квартиры от губернаторов), породило
идею образования федеральных
округов. Цель заключалась в
том, чтобы лишить
"удельных князей" возможности "руководить" правоохранительными органами и судами. К сожалению, став самостоятельной политической структурой и ограничившись частичным решением проблемы приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным, "полпреды" не сумели даже приступить к решению своей основной задачи. Недостаточность гарантий независимости предопределила податливость судов давлению "силовиков" и прокуратуры, наглядным подтверждением чего является остающийся ничтожно низким процент оправдательных приговоров.
Принятие нового Уголовно-процессуального кодекса завершило десятилетнюю эволюцию этой отрасли права, происходившую благодаря решениям Конституционного Суда, которые постепенно очищали УПК РСФСР от многих "родимых пятен" репрессивного судопроизводства. Однако и новый УПК вызывает обоснованную критику за недостаточно жесткую фиксацию принципа презумпции невиновности, недостаточно сильные гарантии состязательности и равноправия сторон в уголовном процессе.
Многие юристы и предприниматели отмечают, что система арбитражных судов отличается большей эффективностью по сравнению с судами общей юрисдикции. Возможно, это объясняется лучшим качеством нормативной базы — арбитраж работает на основании уже третьего за период реформ, отточенного на практике Арбитражного процессуального кодекса. Вероятно, это также связано с большей насыщенностью этой системы новыми кадрами. Арбитражные суды давно работают по округам, границы которых не совпадают с административными границами субъектов РФ и менее зависимы от исполнительной власти.
С учетом сказанного можно отметить следующие основные проблемы судебной и правоохранительной систем:
— отсутствие должных гарантий независимости судей;
— избыточные полномочия силовых структур и прокуратуры в сочетании с хроническими проблемами недофинансирования;
— все еще недостаточные процессуальные гарантии основных прав граждан (защиты от незаконного ареста, презумпции невиновности и других);
— низкий уровень профессиональной подготовки многих сотрудников милиции.
Основным моментом, определяющим особую роль суда в системе правоприменения, следует признать его решающее значение для защиты и реализации прав физических и юридических лиц. Именно на примере работы судебных органов формируются представления граждан о состоянии правовой системы государства, о степени защищенности их прав и свобод, об эффективности всего правового инструментария, но наряду с этим проявляются и основные недостатки, присущие как действующему законодательству, так и правовой системе государства. Поэтому очень важно понять причины неудовлетворительного состояния системы правоприменительной деятельности, проиллюстрировать которое можно на конкретных фактах, освещенных в прессе.
Так, в ходе проверки в Ставропольском крае у председателя Степновского районного суда В. Швец было обнаружено 25 нерассмотренных уголовных дел, поступивших в прошлом пятилетии, 30 гражданских дел, 14 заявлений прокурора в интересах граждан и организаций, находившихся без движения три и более года. Чтобы скрыть такое отношение к делу, эти дела и заявления не были показаны в отчете, на них не составлены даже карточки и им не даны номера. При вскрытии сейфа судьи А. Кравчука было выявлено 52 гражданских дела, рассмотренных судом, но к которым не написаны решения, 173 исковых заявления, по которым более года не заведены дела и не производилось никаких процессуальных действий, а по 26 материалам частного обвинения, поступившим более двух лет назад, не принято никакого решения. В ряде судов волокита при отправлении правосудия, особенно по гражданским делам, стала нормой. Судя по поступающим жалобам, кое-где вопреки гражданско-процессуальному законодательству существуют очереди не только на рассмотрение дела, но и на подачу заявлений, в связи с чем граждане годами ждут защиты своих прав4.
Проблема состоит в том, что программные, концептуальные механизмы реформирования деятельности судов в той или иной степени разработаны и законодательно закреплены государством, но на практике мало что делается по их реальному воплощению в жизнь. В результате для простого гражданина понятие "правовое государство" остается абстрактным — он не только не чувствует поворота правоприменительной деятельности лицом к защите его прав и законных интересов, но и не ощущает никаких перспектив и алгоритма изменения такого положения дел. По этому поводу Г. Греф замечает: система власти в стране выстроена таким образом, "что бюрократический аппарат существует "над людьми". Чиновник не стимулирован на принятие конкретного решения или осуществление требуемого шага — в его жизни это ничего не меняет". Причем это касается всей сферы государственных публичных услуг — систем образования, здравоохранения, социальной помощи и т. п. Система работает на себя, а не на человека5.
Информация о работе Контрольная работа по «Конституционному праву»