Контрабанда

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие при совершении контрабанды и в связи с уголовной ответственностью за ее совершение. Предмет исследования — уголовно-правовые нормы об ответственности за контрабанду, их содержание, тенденции развития. Основные цель работы заключаются в изучении теоретических и практических проблем уголовной ответственности за контрабанду, анализе уголовного законодательства, регламентирующего борьбу с контрабандой, и практику его применения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....2
Глава 1. Определение контрабанды, её место и значение в системе уголовного права……………………………………………………………..4
1.1 Определение контрабанды……………………………………………....4
1.2 Место и значение контрабанды в системе уголовного права…………7
Глава 2. Характеристика контрабанды как уголовного преступления определение субъектов контрабанды, законодательное определение крупного размера контрабанды и квалифицирующих признаков контрабанды …………………………………………………………………9
2.1 Характеристика контрабанды как уголовного преступления………...9
2.2 Субъекты контрабанды, специальные субъекты, квалифицирующие признаки контрабанды……………………………………………………..12
2.3 Законодательное определение крупного размера контрабанды…….20
Глава 3. Критерии отличия контрабанды от других таможенных преступлений………………………………………………………………..22
3.1. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран………………………………………………………………………….22
3.2. Уклонение от уплаты таможенных платежей………………………...24
Глава 4. Уголовная ответственность за контрабанду……………………...26
Заключение……………………………………………………………………27
Библиографический список………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Контрабанда.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Иные  должностные лица, признаваемые таковыми в соответствии с примечанием к ст. 285 УК РФ, также могут быть субъектом рассматриваемого преступления, если они совершили его с использованием своего служебного положения.

     Нельзя  не отметить и тот факт, что серьезной  проблемой совершенствования российского законодательства является несогласованность законоположений Уголовного кодекса РФ и Таможенного кодекса РФ. Российское таможенное законодательство представляет собой систему законодательных и нормативно-правовых актов. Стержнем этой системы выступает Таможенный кодекс РФ. Косвенно к таможенному законодательству относится УК РФ, регулирующий таможенные вопросы в части ответственности за преступления в таможенной сфере. Разногласия этих законодательных актов в части определения специального субъекта контрабанды очевидны. Достаточно сопоставить положения норм, предусмотренных ст. 188 УК РФ и ст. 219 ТК РФ. Регламентация ответственности за совершение контрабанды должностным лицом должна быть обоснованной и свидетельствовать об обстоятельствах, требующих особой оценки.

     Субъективная  сторона контрабанды характеризуется  умышленной формой вины. Прямой умысел виновного включает сознание фактических  обстоятельств преступления. В предусмотренных законом случаях виновный должен также сознавать соответствующие отягчающие обстоятельства (ч. 3 и 4 ст. 188 УК), стадию осуществления преступного намерения (ст. 30 УК), факт совершения преступления в соучастии с другим лицом (ст. 33 УК).Мотив и цель при контрабанде правового значения для квалификации преступления не имеют, чаще всего, при контрабанде они носят корыстный характер, желание и стремление обогатиться незаконным путем, однако могут быть и иными.

     Первый  вид квалифицированной контрабанды (ч. 3 ст. 188 УК) включает такие признаки, как совершение ее неоднократно или должностным лицом с использованием своего служебного положения, а также с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

     Второй  вид квалифицированной контрабанды  включает более тяжкий признак - совершение преступления организованной группой.

     Неоднократность означает совершение лицом единолично или совместно с другими лицами противоправных действий два раза или  более, если за ранее совершенное  преступление оно не было в установленном  законом порядке освобождено  от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное лицом преступление не была погашена или снята.

Совершение  контрабанды должностным лицом  с использованием своего служебного положения означает, что исполнителями  преступления могут быть служащие государственного или муниципального органа (предприятия, учреждения, организации), являющиеся представителями власти, либо выполняющие исполнительно-распорядительные или административно- хозяйственные функции постоянно, временно или по специальному поручению.

     Следовательно, субъектами квалифицированного вида контрабанды могут быть должностные лица, в обязанности которых входит осуществление контрольных функций и иных требований таможенного законодательства.

     Прежде  всего, должностные лица таможенных органов, контрольно-пропускных пунктов пограничной службы; должностные лица, деятельность которых связана с постоянным перемещением товаров, транспортных средств, иных предметов через таможенную границу (капитаны морских судов, начальники железнодорожных поездов, командиры экипажей самолетов, директора международных выставок и т.п.), должностные лица – представители высших органов государственной власти (федеральных и субъектов федерации), пересекающие границу в связи с исполнением служебных обязанностей.

     Использование своего служебного положения при контрабанде означает, что какое-либо из числа названных должностное лицо вопреки интересам службы совершает вытекающие на его полномочий действия по незаконному вывозу или ввозу предметов контрабанды либо по устранению препятствий на пути совершения данного преступления, либо по облегчению его совершения самим или другими лицами и т.п.

     Совершение  контрабанды с применением насилия  к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

     Для квалификации контрабанды по признаку применения насилия важно установить наличие не только самого факта насилия  и его вида (физического или  психического), но и степень насилия.

Физическое  насилие может заключаться в  нанесении одного удара или множества ударов - побоев, а также может повлечь за собой причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, что охватывается составом контрабанды.

Психическое насилие заключается в угрозе причинения физического насилия  независимо от степени его тяжести.

     Совершение  контрабанды организованной группой  признаётся наиболее опасным видом  данного преступления, влекущего  самое суровое наказание. Указанное обстоятельство имеет место, когда в совершении контрабанды участвуют два или более лица, которые заранее договорились о месте, времени и способе совершения преступления, условились выполнять одинаковые роли - были соисполнителями преступления либо перераспределили между собой преступные функции. Несмотря на наличие в таких случаях исполнителей преступления, пособников и организаторов, действия каждого из них квалифицируются по ч.4 ст. 188 УК.

     Признаком организованной группы при контрабанде  наряду с распределением ролей между  ее участниками является также ее устойчивость, т. е. наличие у всех участников группы единого умысла на совершение ряда преступлений либо одного, но требующего длительной подготовки.

      С точки зрения особенностей законодательной  конструкции объективной стороны  можно констатировать, что контрабанда  является преступлением с формальным составом и считается оконченной с момента совершения общественно опасного деяния - фактического незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу РФ.

2.3. Законодательное  определение крупного  размера контрабанды. 

Законодатель следующим образом определил крупный размер для рассматриваемых преступлений.

Рассмотрим  на примере:

27.05.2008 г. Конституционным Судом РФ  вынесено Постановление №8-П «По  делу о проверке конституционности  положения части первой статьи 188 (контрабанда) Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А.Асламазян».

В данном Постановлении Конституционный  Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ положение ч.1 ст.188 УК РФ в той мере, в какой оно позволяет при привлечении к уголовной ответственности за контрабанду, совершаемую путем перемещения через таможенную границу РФ недекларированной или недостоверно декларированной иностранной валюты и (или) валюты РФ в крупном (эквивалент более 250 000 рублей) размере, признавать его таковым исходя из всей перемещаемой суммы, включая и ту ее часть, которую закон разрешает ввозить в РФ без письменного декларирования.

      Данное  положение ч.1 ст.188 УК РФ в той мере, в какой оно признано не соответствующим Конституции РФ утрачивает силу и не подлежит применению, а основанные на нем решения судов и иных органов подлежат пересмотру.

      Проанализируем:

Контрабанда, согласно ч.1 ст.188 УК РФ: «перемещение в  крупном размере через таможенную границу РФ товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием».

Без письменного декларирования разрешено перемещать через таможенную границу суммы в иностранной валюте и (или) валюте РФ в размере, эквивалентном 250 000 рублей.

      Соответственно, согласно Постановлению Конституционного Суда РФ №8-П от 27.05.2008 г. для признания в действиях лица состава контрабанды необходимо, чтобы после перемещения через таможенную границу РФ у задержанного лица находилась сумма, превышающая в эквиваленте 500 000 рублей.

      Итак:

эквивалент 250 000 рублей разрешено ввозить без  декларации;

данная  сумма, поскольку она разрешена для ввоза без декларирования, согласно вышеуказанному Постановлению №8-П не должна учитываться при подсчете крупного размера при контрабанде;

соответственно, для признания контрабанды необходимо недекларирование или недостоверное  декларирование валюты РФ (эквивалента данной суммы в иностранной валюте) в размере:

250 000 (разрешенная  к перемещению через таможенную  границу РФ)

+ более  250 000 (крупный размер для признания  в действиях состава контрабанды)

= более  500 000 рублей.

Данное Постановление Конституционного Суда, несомненно, гуманизировало норму о контрабанде.8  
 
 
 
 
 

________________

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.05.2008 г. №8-П.

      Глава 3. Критерии отличия контрабанды от других таможенных преступлений 

3.1 Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран. 

      Контрабанду следует отграничивать от невозвращения  на территорию Российской Федерации  предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ) по таким элементам состава как объект, объективная сторона и субъект. Непосредственным объектом невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран выступают общественные отношения в сфере государственного регулирования деятельности, связанной с владением и распоряжением предметами художественного, археологического и исторического достояния народов РФ и зарубежных стран и установленный порядок возвращения культурных ценностей на территорию РФ. Различий по предмету между указанными преступлениями проводить не следует, так как по смыслу термин «культурные ценности» включает в себя предметы художественного, исторического и археологического достояния, которые отнесены к предметам преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ.

     Указанные понятия имеют одинаковое содержание и юридическое значение. Как верно  отмечено Грязновым А.В., «это различие терминологическое, а не сущностное и относится к проблемам законодательной техники, изъяны которой в данном случае очевидны: одни и те же предметы названы в законе по-разному».9

_______________

9. Грязнов А.В. Уголовная ответственность за контрабанду. // Таможенное дело 2008 №4 С.15 -24.

     Необходимо  иметь в виду, что ответственность по ст. 190 УК РФ может наступить только в случае неуважительности причин невозвращения. Под уважительными причинами, исключающими уголовную ответственность, следует понимать объективные обстоятельства, лишившие лицо, вопреки собственной воле, возвратить в установленный срок из-за границы в Россию временно вывезенные с ее территории культурные ценности (например, стихийные бедствия, военные действия, болезнь и т.п.).

     В отличие от контрабанды, субъектом совершения которой может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста (общий субъект), субъект преступления, предусмотренного ст. 190 УК РФ, характеризуется дополнительными признаками.

     Особенностью  субъекта данного состава является то, что таковым может быть только то лицо, на которое возложена ответственность за возвращение предметов культурного достояния в Россию в установленный срок.

     Это может быть собственник культурных ценностей, лицо, уполномоченное собственником  в установленном законом порядке на осуществление действий по временному вывозу культурных ценностей, должностное лицо или другой представитель организации, уполномоченные ею на временный вывоз предметов.

     При отсутствии такой обязанности лицо не может нести ответственность по ст. 190 УК РФ.

     Отдельные авторы считают, что, если лицо имело умысел на оставление культурных ценностей за рубежом уже в момент их вывоза, а обязательство об обратном ввозе этих предметов на территорию РФ представило в таможенные органы без намерения его исполнить, то такие действия надлежит квалифицировать как контрабанду, совершенную с обманным использованием документов.

3.2. Уклонение от уплаты таможенных платежей. 

     Анализируя  нормы, содержащиеся в ст.ст. 188 и 194 УК РФ, отдельные авторы утверждают, что «законодатель фактически искусственно разделил одну норму на две», так как «состав преступления, указанный в ст. 188, полностью поглощает состав ст. 194.

Информация о работе Контрабанда