Контрабанда

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Объектом работы являются общественные отношения, возникающие при совершении контрабанды и в связи с уголовной ответственностью за ее совершение. Предмет исследования — уголовно-правовые нормы об ответственности за контрабанду, их содержание, тенденции развития. Основные цель работы заключаются в изучении теоретических и практических проблем уголовной ответственности за контрабанду, анализе уголовного законодательства, регламентирующего борьбу с контрабандой, и практику его применения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....2
Глава 1. Определение контрабанды, её место и значение в системе уголовного права……………………………………………………………..4
1.1 Определение контрабанды……………………………………………....4
1.2 Место и значение контрабанды в системе уголовного права…………7
Глава 2. Характеристика контрабанды как уголовного преступления определение субъектов контрабанды, законодательное определение крупного размера контрабанды и квалифицирующих признаков контрабанды …………………………………………………………………9
2.1 Характеристика контрабанды как уголовного преступления………...9
2.2 Субъекты контрабанды, специальные субъекты, квалифицирующие признаки контрабанды……………………………………………………..12
2.3 Законодательное определение крупного размера контрабанды…….20
Глава 3. Критерии отличия контрабанды от других таможенных преступлений………………………………………………………………..22
3.1. Невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран………………………………………………………………………….22
3.2. Уклонение от уплаты таможенных платежей………………………...24
Глава 4. Уголовная ответственность за контрабанду……………………...26
Заключение……………………………………………………………………27
Библиографический список………………………………………………….29

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Контрабанда.doc

— 138.00 Кб (Скачать)

     Концепция национальной безопасности Российской Федерации предусматривает, что  борьба с контрабандой является важной составной частью обеспечения как  национальной безопасности Российской Федерации, так и безопасности мирового сообщества в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Характеристика контрабанды как уголовного преступления, определение субъектов контрабанды,  законодательное определение крупного размера контрабанды и квалифицирующих признаков контрабанды 

2.1 Характеристика контрабанды  как уголовного  преступления. 

     При незаконном перемещении через таможенную границу РФ товаров или иных предметов нарушается порядок государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, который в себя включает общий, а в отношении отдельной группы товаров и предметов - специальный порядок перемещения их за границу. Преступлениями, связанными с контрабандой, причиняется вред либо создается угроза его причинения: экономической безопасности (при незаконном вывозе стратегически важных сырьевых товаров);общественной безопасности (при незаконном перемещении наркотических средств, психотропных и др. веществ, огнестрельного оружия и т.д.);национальной безопасности России, безопасности мирового сообщества (при незаконном вывозе или ввозе оружия массового поражения, а также материалов и оборудования, используемых при его создании);интересам культуры (при контрабанде культурных ценностей).

     Важное  правовое значение для характеристики объекта контрабанды и преступления в целом имеет предмет преступления. В зависимости от него законодатель выделяет два вида контрабанды, дифференцируя наказание за них.

     В качестве предмета контрабанды первого  вида, названы любые товары и иные предметы, находящиеся в свободном обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.

     В качестве предмета второго вида контрабанды, дан исчерпывающий перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства; психотропные, сильнодействующие, ядовитые отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества; вооружение; взрывные устройства; огнестрельное оружие или боеприпасы; ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения), а также, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стратегически важные сырьевые товары, культурные ценности).

     Объективная сторона контрабанды заключается  в перемещении через таможенную границу Российской Федерации, т. е., в вывозе с территории России (экспорте) или ввозе на территорию (импорте) указанных в ч. 1 или 2 ст. 188 УК товаров или иных предметов любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач.

     Как правило, контрабанда совершается  в форме активных действий, но не исключены случаи совершения ее и  путем преступного бездействия.

Такие ситуации возникают, когда преступление выполняется усилиями нескольких соучастников, в том числе в составе организованной группы, где роль отдельных соучастников может быть не связана с совершением действий по непосредственному перемещению товаров через таможенную границу.

     При контрабанде возможны стадии приготовления  и покушения.

Как приготовление к контрабанде надлежит рассматривать, например, действия по незаконному получению лицензии на вывоз стратегически важных сырьевых товаров, наркотических средств, свидетельства на вывоз культурных ценностей; оборудование тайников; склонение других лиц к совместному совершению контрабанды и другие действия, направленные на создание условий для совершения данного преступления.

     Следует, однако, отметить, что в силу большой  латентности приготовительных действий и значительных трудностей их доказывания уголовные дела на данной стадии возбуждаются крайне редко.

     Согласно  разъяснениям, сделанным в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 от 27 мая 2008 года,  контрабанду, совершённую при ввозе на территорию Российской Федерации суд признает оконченным преступлением с момента фактического пересечения товарами или иными предметами таможенной границы Российской Федерации только в тех случаях, когда оно произошло вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и вне иного места (коридора), установленного для следования товаров к месту прибытия, если такое место расположено не на границе, а в глубине таможенной территории Российской Федерации.

     Согласно  этому же Постановлению, контрабанду, совершённую при вывозе товаров или иных предметов с таможенной территории РФ, следует считать оконченным преступлением с момента обнаружения недостоверности сведений, указанных лицом в предоставленной им таможенной декларации, или с момента пресечения иных действий, непосредственно направленных на вывоз товаров или иных предметов, если такие действия совершались противоправными способами, перечисленными в части 1 статьи 188 УК РФ, которыми достигалось выведение вывозимых товаров или предметов из-под таможенного контроля.5 
 
 

______________

5. Постановление Пленума Верховного Суда российской Федерации № 6 от 27. мая 2008г. «О судебной практике по делам о контрабанде».

     2.2. Субъекты контрабанды, специальные субъекты, квалифицирующие признаки контрабанды. 

     Субъектами  контрабанды могут быть физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства, а также, лица без гражданства. Однако на практике, в связи с тем, что Таможенный кодекс Российской Федерации знает понятия “лицо, перемещающее товар”, “декларант” и “перевозчик”, а также потому, что в перемещении участвует несколько человек, возникают трудности с определением лица, ответственного за незаконное перемещение. Для правильного решения вопроса о субъекте необходимо обратиться к ст. 11 ТК РФ.

     К лицам, перемещающим товар, относятся собственники товара, его покупатели, владельцы либо лица, выступающие в ином качестве остаточном в соответствии с законодательством Российской Федерации для совершения от собственного имени с товаром действий, предусмотренных Таможенным кодексом.

     Декларант - это лицо, перемещающее товары, и  таможенный брокер (посредник), декларирующие, представляющие и предъявляющие  товары и транспортные средства от собственного имени.

     Перевозчик - лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.6

В качестве специальных субъектов одного из квалифицированных видов контрабанды  признаются должностные лица, совершившие  преступление с использованием своего служебного положения.

     В соответствии с уголовным законодательством России, действовавшим с 1 июля 1994 г. по 1 января 1997 г., квалифицированный состав контрабанды определял специального субъекта как: 

_____________

6. Таможенный  кодекс Российской Федерации  п.1, ст.11. 

- лицо, ранее судимое за контрабанду;

- должностное лицо с использованием своего служебного положения;

- лицо, освобожденное от определенных форм таможенного контроля;

- лицо, уполномоченное на перемещение через таможенную границу Российской Федерации отдельных товаров и транспортных средств, освобожденных от определенных форм таможенного контроля.

Тогда формулировка двух последних из перечисленных  выше квалифицированных обстоятельств  контрабанды была, очевидно, принята  на вооружение уголовным законом  исходя из положений ст. 219 Таможенного кодекса.

     По  сравнению с прежним УК РСФСР  в новом УК РФ в числе квалифицированных  видов этого преступления оставлена  лишь одна разновидность специального субъекта. Согласно п. б ч. 3 ст. 188 УК РФ регламентирована ответственность за совершение контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения.

     Наличие анализируемого квалифицирующего признака в составе контрабанды позволяет  ученым-теоретикам относить это преступление к числу так называемых альтернативно-должностных, которые в силу указания закона могут совершаться как должностными лицами (благодаря занимаемому им служебному положению), так и другими лицами. В случае совершения контрабанды должностным лицом с использованием своего служебного положения она приобретает черты специального должностного преступления. Установленный законодательством порядок функционирования государственных и муниципальных организаций, указанных в прим. 1 к ст. 285 УК РФ, является дополнительным объектом таких преступлений. Значение отнесения состава контрабанды к числу альтернативно-должностных преступлений состоит в том, что это необходимо учитывать при квалификации преступлений.

     При квалификации содеянного по п. б ч. 2 ст. 188 УК РФ необходимо установить, что исполнителем этого преступления является должностное лицо. В соответствии с законом (прим.1 к ст.285 УК) под должностными лицами понимаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

     В ст. 8 Таможенного кодекса РФ указано, что таможенные органы Российской Федерации  относятся к числу правоохранительных. Это принципиально новое положение, которое коренным образом изменило бывший статус таможни России, и позволяет относить её работников к числу государственных служащих. Закон (ст. 421 ТК РФ) прямо указывает, что «должностные лица таможенных органов при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства». В новом уголовном законе впервые на законодательном уровне дано легальное определение представителя власти в примечании к ст. 318 УК РФ: представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

     Сопоставление этих определений позволяет констатировать, что законодатель, к сожалению, не избежал повторения того же самого другими словами: представителем власти является должностное лицо, а должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти.

В этом случае наблюдается логическая ошибка в определении понятия, состоящая в том, что определение подменяется изменением словесной формы определяемого понятия.

     В этой связи значимым явилось разъяснение  понятия представителя власти высшим судебным органом в п.2 Постановления № 6 от 10 февраля 2000 г., согласно которого «к представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности…» 7

     Представляется, что данная категория должностных лиц осуществляет полномочия, которые носят общий публичный характер и реализуются они в государственно-административно-территориальных границах.

     Разъясняя понятие этого вида должностного лица, следует выделять три особенности, характеризующие представителя власти:

______________

7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10 февраля 2000 г. // Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2000. С. 215-216.

1. наделение  лица властными функциями;

2. право  совершать действия, порождающие  правовые последствия для всех  или неопределенно широкого числа  юридических или физических лиц;

3. несвязность  служебной деятельности ведомственными рамками.

Работник  таможенных органов как представитель  власти также должен обладать этими  обязательными признаками, необходимыми для отнесения его к числу  представителей власти.

Совершение  контрабанды должностным лицом, использующим свое служебное положение, означает, что исполнителем этого преступления являются должностные лица таможенных органов РФ, правовое положение которых регламентировано одноименным разделом XIV Таможенного кодекса России.

Информация о работе Контрабанда