Коммерческй подкуп

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Реформирование экономики в Российской Федерации, процессы разгосударствления, демонополизации и приватизации, обусловившие свободу предпринимательства, отказ государства от административно-командных методов, используемых при ведении хозяйственной деятельности, вызвали к жизни новые организационно-правовые формы юридических лиц как субъектов предпринимательской и иной социально-полезной деятельности, которые при возвращении российского общества к рыночным общественным отношениям стали играть одну из ключевых ролей в экономике страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Уголовное законодательство России и зарубежных стран об ответственности за коммерчески подкуп………………………………………6
§ 1. Анализ развития отечественного уголовного законодательства о коммерческом подкупе…………………………………………………………..6
§ 2. Уголовная ответственность за коммерческий подкуп в зарубежном законодательстве…………………………………………………………………9
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа………16
§ 1. Объективные признаки коммерческого подкупа……………………16
§ 2. Субъективные признаки коммерческого подкупа…………………..26
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы…………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

К - ю - коммерч.подкуп ст.204.doc

— 185.00 Кб (Скачать)

Специфика УК Республики Украины состоит в том, что в нем предусмотрен раздел «Преступления в сфере служебной деятельности», в котором содержатся три самостоятельные нормы, предусматривающие ответственность за взяточничество: ст. 368 «Получение взятки», ст. 369 «Дача взятки» и ст. 370 «Провокация взятки».

УК Республики Молдова в главе 8 «Должностные преступления» предусматривает ответственность за получение взятки (ст. 187), посредничество во взяточничестве (ст. 187/1) и дачу взятки (ст. 188).

УК Республики Беларусь в разделе 8 «Преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности» в ст. 252 предусматривает ответственность за коммерческий подкуп. При этом коммерческий    подкуп    определяется    как    получение    индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, не являющимся должностным лицом, денег, ценных бумаг, иного имущества или услуг имущественного ха­рактера за действие (бездействие) в интересах дающего, связанное с выполняемой этим лицом работой и заведомо способное причинить вред интересам собственника или его клиентам, либо предоставление такого вознаграждения (ч. 1  ст. 252 УК РБ).[3]

Законодатель, таким образом, выделил специального субъекта его совершения. Это может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющееся должностным лицом, и конкретизировал предмет рассматриваемого преступления − деньги, ценные бумаги, иное имущество или услуги имущественного характера.

В УК Грузии в главе 29 «Преступления против интересов службы в предпринимательских и иных организациях» предусмотрена ответственность за коммерческий подкуп (ст. 221). Специфика этой нормы определяется, прежде всего, субъектом рассматриваемого состава преступления. Им является лицо, осуществляющее руководящие, представительские или иные специальные полномочия в предпринимательской или иной организации.

УК Кыргызской Республики не только предусматривает ответственность за коммерческий подкуп (ст. 224), но и за незаконное получение вознаграждения служащим (ст. 225).

УК Республики Туркменистан в главе 28 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» предусматривает ответственность за подкуп (ст. 268), который определяется как незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за выполнение или невыполнение в интересах дающего определенного действия, которое указанное лицо должно было или могло совершить с использованием   своего служебного   положения (ч. 1).

УК Республики Узбекистан в главе 15 «Преступления против порядка управления» предусматривает систему норм, обеспечивающих общественные отношения в сфере порядка управления. Среди них получение взятки (ст. 210), дача взятки (ст. 211), посредничество во взяточничестве (ст. 212) и подкуп служащего (ст. 213).

УК ФРГ предусматривает составы преступлений, касающиеся продажности и подкупа в предпринимательской деятельности (параграфы 299 и 300), получения и предоставления выгоды, подкупа и др. (параграфы 331−335).

В соответствии с абз. 1 § 334 УК ФРГ: «Кто должностному лицу, лицу, специально уполномоченному на выполнение публичной службы, или военнослужащему предлагает выгоду для данного лица или третьего лица, обещает ее предоставление или предоставляет в качестве ответной услуги за то, что оно предприняло или предприняло бы в будущем служебное действие и этим нарушило или нарушило бы служебные обязанности, наказывается лишением свободы на срок от трех месяцев до пяти лет. В менее тяжких случаях наказанием является лишение свободы на срок до двух лет или денежный штраф.

§ 335 УК ФРГ регламентирует особо тяжкие случаи продажности и подкупа. Особо тяжкий случай (абз. 2), как правило, имеет место, если: 1) деяние связано с выгодой в большом размере, 2) лицо постоянно получает выгоду, которую он требовал в качестве ответной услуги за то, что в будущем совершит служебное действие, или 3) лицо, совершившее действие, действует в качестве промысла или как член банды, которая организовалась для постоянного совершения таких деяний.

В соответствии с § 1 ст. 228 УК Республики Польша, кто в связи с выполнением публичной функции получает имущественную или личную выгоду либо обещание ее предоставления или желает получить такую выгоду, подлежит наказанию лишением свободы на срок от 6 месяцев до 8 лет.

В § 1 ст. 229 УК Республики Польша закреплено положение, согласно которому кто предоставляет или обещает предоставить имущественную или личную выгоду лицу, выполняющему публичную функцию, подлежит наказанию лишением свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет.

В случае меньшей значимости виновный подлежит штрафу, наказанию ограничением свободы либо лишением свободы на срок до 1 года (§ 2).

Уголовный кодекс Испании в главе 13 «Преступления против интересов объединений» предусматривает систему норм (статьи 290−297), в которых предусматривается ответственность за преступные деяния, совершаемые лицами, являющимися фактическими или юридическими руководителями учрежденного или создающегося объединения, занимающими главенствующее положение в Союзе ассоциаций или в органе управления какого-либо учрежденного или образующегося общества.

Уголовный кодекс Дании в главе 16 «Преступления, совершенные при осуществлении государственной функции» регулирует вопросы ответственности за общественно опасные деяния в сфере осуществления государственных функций.[4]

В § 144 закреплено, что любое лицо, которое в процессе осуществления государственных полномочий или функций, незаконно получает, требует или принимает обещание подарка или иной привилегии, подлежит простому зак­лючению под стражу или тюремному заключению на любой срок, не превышающий шести лет, или при смягчающих обстоятельствах − штрафу.

Согласно § 145 УК Дании, если любое лицо при осуществлении государственных полномочий или функции требует или принимает в целях личной выгоды вознаграждение в связи с официальной функцией или пошлину или сбор, не подлежащие взиманию, то оно подлежит тюремному заключению на любой срок, не превышающий шести лет. Если в целях личной выгоды оно удерживает такое вознаграждение, которое было получено добросовестно, то после обнаружения им такой ошибки оно подлежит тюремному заключению на любой срок, не превышающий двух лет.

В соответствии со ст. 433-1 УК Франции десятью годами тюремного заключения и штрафом в размере 1 000 000 франков наказывается деяние, выразившееся в прямом или косвенном предложении без законных на то оснований в любой момент подношений, обещаний, подарков или каких бы то ни было преимуществ, с тем, чтобы добиться от лица, обладающего публичной властью, выполняющего обязанности по государственной службе или наделенного избирательным мандатом.

В американской уголовно-правовой доктрине и законодательстве обычно различают: 1) собственно взяточничество как посягательство на деятельность публичной администрации; 2) так называемое коммерческое взяточничество; 3) взяточничество, связанное с деятельностью профсоюзов; 4) взяточничество в области спорта.

Таким образом, несмотря на различие законодательных формулировок соответствующих составов, уголовное законодательство зарубежных государств характеризуется тем, что их объективная сторона сводится к злоупотреблению служебным положением и взяточничеству.

Сравнительно-правовой анализ источников уголовного права ряда стран показывает, что законодателем представлены различные составы, осуществляемые путем коммерческого подкупа. Характерными чертами уголовного законодательства зарубежных стран является установление в ряде случаев равной ответственности как для дающего, так и для принимающего предмет подкупа.

Уголовно-правовые акты отдельных зарубежных стран содержат случаи подробного описания механизма коммерческого подкупа, касающегося, например, положений о защите производственной и коммерческой тайны от ее незаконного получения, использования в противоречии с интересами их владельцев или лиц, которым она доверена в силу занимаемого служебного положения.[5]

По сути, можно констатировать, что анализ уголовного законодательства зарубежных стран позволил проследить общие и особенные черты иностранного уголовного права по вопросам определения ответственности за коммерческий подкуп и сделать ряд выводов, которые касаются зарубежного опыта борьбы с коммерческим подкупом посредством уголовно-правовых запретов.

Во-первых, конструктивные особенности формулирования состава преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, по сравнению с аналогичными преступлениями в уголовных законах зарубежных государств находятся в более выгодном свете. Так, в отдельных странах коммерческий подкуп в уголовном законе как категория не определен. По сути, происходит смешивание подкупа и взяточничества, что принципиально недопустимо с точки зрения целесообразности разграничения составов преступлений.

Во-вторых, российский уголовный закон содержит примечание к ст.204 УК РФ, в котором предусмотрен ряд условий освобождения лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности. В уголовно-правовых актах рассмотренных зарубежных государств такая практика отсутствует, что говорит о характерной защите в России потерпевших от вымогательства при коммерческом подкупе, гуманизме уголовного закона, предоставлении возможности виновному сделать выбор в пользу деятельного раскаяния.

В-третьих, уголовно-правовые нормы США, Великобритании, ФРГ, предусматривающие ответственность за коммерческий подкуп, с точки зрения юридической техники менее абстрактны. Это создает определенные трудности при квалификации содеянного и назначении адекватной меры наказания.

И, в-четвертых, понятна позиция отечественного законодателя, который исходит из уголовно-правовой доктрины соразмерности преступления и наказания. Зарубежное же уголовное законодательство, особенно США, находится под воздействием соответствующих традиций. Так, если в одном штате мера наказания за коммерческий подкуп относительно слаба, то в другом штате соответствующая мера имеет более весомый характер. Традиции же отечественного уголовного закона такое не позволяют, что делает деликт одинаково опасным на всей территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа

 

§ 1. Объективные признаки коммерческого подкупа

 

Ответственность за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) предусмотрена в разделе 8 «Преступления в сфере экономики». В 204 статье УК РФ предусмотрены два состава преступления - незаконная передача (ч. 1, 2 ст. 204) и незаконное получение предмета коммерческого подкупа (ч. 3, 4 ст. 204).

Уголовным кодексом родовой объект отнесен к преступлениям в сфере экономики, а по видовому признаку к преступлениям против интересов службы в коммерческих и иных организациях.

Соответственно непосредственным объектом коммерческого подкупа (любой его разновидности) является нормальная, регламентируемая законодательством, деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.

Относительно понятия "непосредственный объект коммерческого подкупа" на заре введения новой редакции уголовного кодекса в литературе высказано немало суждений. Например, одни авторы определяли объект как злоупотребление полномочиями[6], другие называли объектом интересы службы[7], третьи выделяли основной непосредственный объект с несколькими разновидностями общественных отношений и дополнительный непосредственный объект также с несколькими разновидностями[8]

Так отмечалось, что коммерческий подкуп имеет дополнительный объект: это - права и законные интересы граждан либо охраняемые законом интересы общества и государства, а также имущественные и иные правомерные интересы организации[9]. Однако, эти интересы выступают в виде факультативного, а не дополнительного объекта, поскольку все указанные интересы при коммерческом подкупе, безусловно, страдают, но они конструктивно находятся за составом преступления. Права и законные интересы граждан могут выступать дополнительным объектом коммерческого подкупа в случаях, если он сопряжен с вымогательством, т.е. когда лицо подверглось такому воздействию.

Определяя непосредственный объект рассматриваемого преступления, необходимо уяснить признаки состава этого преступления. Из ст. 204 УК вытекает, что управленческая деятельность коммерческой и иной организации:

а) является элементом коммерческого подкупа;

б) осуществляется специально уполномоченными лицами этой организации;

в) направлена на удовлетворение охраняемых законом прав и интересов организации;

г) осуществляется в рамках, установленных законодательством и иными нормативными актами.

С учетом этих признаков, как уже было сказано выше, непосредственным объектом преступления выступает нормальная деятельность аппарата управления коммерческих и иных организаций, складывающиеся в сфере осуществления законной деятельности (службы) лицами, выполняющими управленческие функции.

Предмет коммерческого подкупа - деньги, ценные бумаги, иное имущество или услуги имущественного характера.

Информация о работе Коммерческй подкуп