Ювенальная юстиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

В последние время, в связи с проблемной социально-экономической обстановкой в нашей стране, уровень морали и культуры неизбежно падает, и сильнее всего это сказывается на молодом поколении. У большинства детей Российской Федерации уровень правовой культуры очень низок. Это приводит к большому количеству правонарушений, совершаемых детьми, причем, количество тяжких преступлений динамически растет. Существующий принцип гласит, что незнание закона не освобождает от ответственности, а большинство правонарушений, совершается детьми и подростками именно по незнанию закона. Дети не задумываются о последующей ответственности, т. к. ничего о ней не знают. Другой стороной проблемы является и то, что дети не знают своих прав и как их защищать. Это приводит к тому, что они защищают их любыми известными способами, кроме правовых.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ – ЕЕ ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ.
1.1 Понятие ювенальной юстиции 6
1.2 Назначение и функции ювенальной юстиции 9
ГЛАВА 2 МИРОВОЙ ОПЫТ ЮВЕННАЛЬНОЙ ЮСТИЦИИ
2.1 Соединенные Штаты Америки 13
2.2 Германия 18
2.3 Япония 21
ГЛАВА 3 ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВОСУДИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Судебный  состав Таганрогского городского суда по делам несовершеннолетних (ювенальный суд) состоит из двух специализированных федеральных судей. В штате суда также состоит 1 помощник судьи с функциями социального работника.

     Предположительная нагрузка судей в год по делам  и материалам специализированной категории: 120–150 уголовных дел, 400 гражданских дел, 40–50 материалов о помещении несовершеннолетних в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП) и о заключении под стражу в ходе досудебного производства.

     К назначению судебных заседаний и  рассмотрению дел – «ювенальный  суд г. Таганрога приступил с 15 апреля 2004 года. В 2004 году (с января по апрель) судебным составом по делам несовершеннолетних рассмотрено 93 уголовных дела, 50 материалов о помещении подростков в ЦВСНП г. Таганрога, 131 гражданское дело. Судом прекращено 30 уголовных дел, в т.ч.: 15 – за примирением сторон, 15 – в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия, по остальным делам вынесены обвинительные приговоры. По реабилитирующим основаниям дела не прекращались, оправдательные приговоры не выносились, чему в немалой степени способствовала грамотная работа прокуратуры г. Таганрога по подготовке и направлению указанных дел в суд, обеспечению поддержания государственного обвинения, правильной организации взаимодействия с ювенальным судом по всем вопросам.

     В качестве положительной тенденции  можно рассматривать тот факт, что среди осужденных ювенальным судом несовершеннолетних практически нет рецидива, и они повторно не привлекались к уголовной ответственности, что говорит о воспитательном значении судебных заседаний.

     Для достижения этих целей реализуется  принцип максимальной индивидуализации судебного процесса, а именно:

  • на каждое судебное слушание приглашается педагог учебного заведения, где обучается или обучался несовершеннолетний, в случае необходимости детский психолог (для обеспечения полной характеристики его личности);
  • приглашаются сотрудники ПДН, специалисты отдела опеки и попечительства, которые дают свои рекомендации по конкретному подростку;
  • заслушивается отчет помощника судьи по социальным вопросам, в обязанность которого входит дополнительный сбор и оценка информации о личности конкретного подростка при подготовке материалов уголовного дела к судебному рассмотрению, мнение помощника о возможном наказании с целью обеспечения надлежащего исправления и реабилитации несовершеннолетнего;
  • вменяются конкретные обязанности несовершеннолетним (в случае применения мер, не связанных с лишением свободы), их родителям (законным представителям), сотрудникам подразделений по делам несовершеннолетних УВД г. Таганрога и других органов и служб системы профилактики правонарушений несовершеннолетних по дальнейшей работе с этими лицами;
  • направляются ходатайства в различные государственные органы и службы (учебные заведения, службу занятости, налоговую инспекцию, органы соцзащиты и т.п.) для оказания подростку содействия в исправлении и реабилитации;
  • выносятся частные постановления при обнаружении недостатков и упущений в работе профилактических органов и служб.

     Помощник  судьи по социальным вопросам в порядке  подготовки к судебному заседанию выполняет следующую работу:

  • проводит собеседования с несовершеннолетними, их законными представителями, педагогами, работниками подразделений по делам несовершеннолетних органов, внутренних дел, КДН при Администрации г. Таганрога;
  • проводит краткую психологическую диагностику в целях социально-педагогического исследования личности несовершеннолетних;
  • ориентирует подростков в отношении юридических вопросов, особенностей поведения в суде;
  • в последующем (после приговора, судебного решения), помощник судьи осуществляет длительный мониторинг поведения несовершеннолетних, в отношении которых назначено условное осуждение или применены принудительные меры воспитательного воздействия;
  • не реже 1 раза в квартал проводит собеседование с законными представителями и несовершеннолетним, попавшим в орбиту суда.

     К рассмотрению гражданских дел в  интересах детей у специализированного судебного состава по делам несовершеннолетних г. Таганрога более детальный подход. В 2004 г. уже рассмотрено 131 дело из этой категории – о лишении либо ограничении родительских прав, определении порядка общения с ребенком, взыскания алиментов и т.п. В качестве положительной тенденции следует отметить, что жители города все чаще в своих исковых заявлениях в интересах несовершеннолетних указывают на необходимость рассмотрения их дела в «ювенальном суде».

     Таким образом, с образованием «ювенального суда» в г. Таганроге улучшилось качество рассмотрения как гражданских, так и уголовных дел, сократились сроки их рассмотрения, более глубоко и детально изучается личность несовершеннолетнего подсудимого, мотивы совершения преступлений, индивидуализируется ответственность и наказание. 
 
 
 

Заключение 

     Ювенальная  юстиция – очень важный инструмент системы защиты прав детей. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы, согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

     Этот  подход основан на двух идеях: что  подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.

     Идея  особого отношения к детям, совершившим  преступление, имеет в истории  правосудия давнюю традицию. Еще в  античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.

     По  мнению известного исследователя в  области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни.

     Вплоть  до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».

     Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый  рост детской преступности в конце  XIX – начале XX вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.

     Принципиальным  для возникновения ювенальной юстиции стало соединение двух разнородных социокультурных образований – формально-юридически организованной системы государственных судов и личностно определяемого попечения о детях. Именно соединение таких, казалось бы, взаимоисключающих образований привело к возникновению уникального способа работы с детьми-правонарушителями, под влиянием которого была фактически перестроена система уголовного правосудия для несовершеннолетних.

     Первый  опыт по созданию новой судебной системы  для работы с детьми относится к США. 2 июля 1899 г. в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних.

     Современное зарубежное ювенальное право базируется на принципах восстановительного правосудия. Цель «восстановительного правосудия» – повышение эффективности наказания в направлении дальнейшего снижения доли лишения свободы, сокращения числа лиц, осуждаемых к этому наказанию. На сегодняшний день наиболее развитыми и отвечающими современным международным стандартам и нормам считаются системы ювенальной юстиции во Франции и в Канаде.

     В России система детских судов  появилась в 1910 году. По мнению Эвелины  Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной –  до 70% несовершеннолетних правонарушителей «детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как «орган государственного попечения о несовершеннолетних»».

     Однако  в 1918 году Совнарком России решил  отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.

     Но  полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935 г.), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 г. был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 г. в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.

     Многие  эксперты считают, что эти акты надолго  «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.

     Следует также отметить, что в сегодняшней  России множество государственных  органов занимается проблемами детей  в той или иной сфере их жизни  и деятельности: суды, прокуратура, отделы по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (ОППН), комиссии по делам несовершеннолетних (КДН), отделы опеки и попечительства, органы здравоохранения, образования и многие другие. Однако, несмотря на это самое множество органов и организаций, преступность среди несовершеннолетних неуклонно и угрожающе растет. Следовательно, исходя из сегодняшней ситуации, можно с полной уверенностью сказать, что «у семи нянек дитя без глазу». Об этом свидетельствуют самые разнообразные отчеты и данные.

     В российской системе правосудия присутствует лишь зачаточное понятие о необходимости восстановления (элементы работы с правонарушителем в исправительно-трудовых учреждениях). Система российского правосудия ориентирована, как правило, именно на наказание правонарушителя (преступника).

     В сегодняшней России за решеткой находиться 45 тысяч детей – это в три раза больше, чем в дореволюционной 170-миллионной Российской империи. Специалисты эксперты признают, что лишение свободы для многих несовершеннолетних – избыточная мера наказания. Нам необходимо изменить свое отношение к детям, следую примеру большинства развитых стран, в которых отношение к ребенку, переступившему закон, иное – его не спешат карать, а предпочитают воспитывать, считая, что рецидивист, выросший из малолетнего заключенного, в конечном счете, обойдется обществу дороже.

     Уже более 100 лет известна форма судопроизводства, с помощью которой цивилизованное государство «протягивает руку»  ребенку, сделавшему неверный шаг.

     Хочется верить, что Россия станет цивилизованным государством, и обратится к своему будущему – детям. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной источников 

I. Нормативная: 

  1. Конституция РФ.
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.01 №195-ФЗ.
  3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.96 №63-ФЗ.
  4. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.01 №174-ФЗ.
  5. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.96 №1-ФКЗ.
  6. Федеральный Закон №120-ФЗ от 24.06.99 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  7. Вестник Генеральной Прокуратуры №24/04.

II. Специальная:

  1. Автономов А.С. Ювенальная юстиция. – Москва, 2008
  2. Борисова Н. К вопросу о предмете отрасли ювенального права Российской Федерации // Право и жизнь. – 2004. – №20.
  3. Борисова Н. Ювенальное право: некоторые проблемы формирования в условиях Российской Федерации // Право и жизнь. – 2005. – №17.
  4. Борисова Н., Жук Е. Право ребенка на жизнь // Право и жизнь. – 2006. – №13.
  5. Карпушин М.Н., Курляндский В.И. Уголовная ответственность и состав преступления. М., 1974.
  6. Конвенция о правах ребенка и ее реализация в современной России. // Материалы научно-практической конференции посвященной 10-летию принятия ООН Конвенции о правах ребенка. М., 2001.
  7. Курс уголовного права. Общая часть. Том I. Учение о преступлении./ Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Тяжковой И.М. М, 2002.
  8. Ларин А.М., Мельникова Э.Б., Савицкий В.М. Уголовный процесс России: Лекции-очерки. М. 2002.
  9. Люблинский П.И. Суды над несовершеннолетними в Америке как воспитательные и социальные центры // Вестник воспитания. Кн. III. М., 1911.
  10. Мельникова Э.Б. Из истории российской ювенальной юстиции // Правозащитник. – 2003. – №3.
  11. Мельникова Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М., 2001.
  12. Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция. – М.: Дело, 2000.
  13. Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть. Курс лекций. М, 2006.
  14. Петрухин И.Л. Человек и власть. М., 2003.
  15. Правосудие по делам несовершеннолетних. Мировая мозаика и перспективы развития. Вып. 2. В 2 кн. Кн. II. / Под ред. М.Г. Флямера. МОО «Центр судебно-правовая реформа». 2000.
  16. Судебная реформа в России / Сб. ст. М., 2002 г.
  17. Тарасова Е.П. Детские суды за границей // Дети-преступники / Под ред. М.Н. Гернета. М., 1912.
  18. Уголовное право. Общая часть. М.: Изд-во МГУ, 2003.
  19. Ушаков С.Д. Ювенальная юстиция – первые итоги. // Вестник донской прокуратуры. –2005. – №3.
  20. Черкасова И.А. Обеспечение прав несовершеннолетних в социальной сфере. // Вестник донской прокуратуры. –2005. – №1.

Информация о работе Ювенальная юстиция