Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:48, курсовая работа
Более десяти лет Россия проводит экономические, социальные и политические реформы. В связи с этим перед государством и гражданским обществом возникают новые задачи, требующие своего разрешения. В их числе - обеспечение правопорядка в России, одной из важнейших направлений которого выступает борьба с преступностью.
За последние годы статистика совершенных преступлений подвержена существенным колебаниям. В 2006 году число таких деяний составило 2 млн. 893,8 тыс., что на 5% больше, чем за 2005 год. В 2007 году рост преступности продолжился: регистрируемая преступность увеличилась на 22,8%, а число преступлений впервые превысило 3,5 миллиона. В 2008 году зарегистрировано 3 млн. 855 тысяч преступлений, что на 8,5% больше, чем в 2007 году1.
Введение
Глава 1. Правовая природа института амнистии
1.1. Понятие и сущность амнистии, ее значение
1.2. Правовая природа актов об амнистии
Глава 2. Правовая природа института помилования
2.1. Понятие и сущность помилования, его значение
2.2. Правовая природа актов помилования
Глава 3. Соотношение амнистии и помилования
Глава 4. Правовая регламентация амнистии и помилования в законодательстве Российской Федерации
4.1. Проблемы правового регулирования амнистии и помилования в нормах уголовного законодательства
4.2. Проблемы правового регулирования амнистии и помилования в нормах уголовно-исполнительного законодательства
Заключение
Список использованной литературы
Принятие
закона об амнистии и помиловании позволит
не только раскрыть их юридическую сущность,
но и будет активно способствовать стабилизации
практики их применения, совершенствованию
российского законодательства.
4.2
Проблемы правового регулирования амнистии
и помилования в нормах уголовно-исполнительного
законодательства
Роль уголовно-исполнительного законодательства в регламентации вопросов амнистии и помилования очень важна. В нормах данной отрасли права нашли свое отражение значительный ряд вопросов, связанных с правовым регулированием указанных институтов. Однако исследование отдельных положений Уголовно-исполнительского кодекса РФ позволило выделить некоторые пробелы законодателя, на каждом из которых остановимся более подробно.
Довольно интересной и сложной является проблема определения субъектов инициирования помилования осужденных.
В настоящее время уголовно-исполнительное законодательство закрепляет двух субъектов обращения с ходатайством о помиловании: это осужденный (ст. 176 УИК РФ) и администрация исправительного учреждения (ч. 5 ст. 113 УИК РФ)55. Рассмотрим их по порядку.
Осужденный вправе обратиться к Президенту РФ с ходатайством о помиловании. Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Это может быть администрация исправительного учреждения, дисциплинарной воинской части, исправительного центра, арестного дома, уголовно-исполнительной инспекции, службы судебных приставов.
Второй субъект направления ходатайства о помиловании - это администрация исправительного учреждения. Согласно ч. 5 ст. 113 УИК РФ такое ходатайство «может быть возбуждено в отношении положительно характеризующихся осужденных». Согласно ст. 119 УИК РФ правом применения перечисленных в ст. 113 и 115 УИК РФ мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений и лица, их заменяющие. Они же в составе комиссий исправительных учреждений принимают окончательное решение о представлении осужденных в суд для замены неотбытой части наказания более мягким, также включенной законом (ч. 4 ст. 113 УИК РФ) в перечень поощрительных мер.
Если применение такой поощрительной меры, как представление неотбытой части наказания другим, более мягким наказанием, регламентировано ведомственными нормативными актами Минюста России, то возбуждение администрацией ходатайства о помиловании на ведомственном уровне не регламентировано. Более того, Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 перед образованными территориальными комиссиями по вопросам помилования поставлена задача предварительного рассмотрения ходатайств осужденных (п. 2), а не ходатайств администрации исправительных учреждений. Соответственно, о предусмотренной ч. 5 ст. 113 УИК РФ форме инициирования помилования не упоминается ни в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, ни в других нормативных правовых актах. Неудивительно, что руководитель управления Президента Российской Федерации по вопросам помилования констатировал, что администрация места лишения свободы своим правом ходатайствовать о помиловании осужденного не пользуется56.
Для того чтобы данная норма УИК РФ могла быть востребована и стала применяться на практике, необходимо, прежде всего, расширить предмет правового регулирования Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500, установив в нем, что комиссии на территориях субъектов Российской Федерации также рассматривают ходатайства администрации исправительного учреждения о помиловании положительно характеризующихся осужденных. Соответственно, необходимо скорректировать само Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, установив в нем особенности прохождения материалов, поступивших из исправительного учреждения. При этом нет необходимости устанавливать какой-либо ведомственный централизованный порядок прохождения этих документов, как это должно быть в отношении осужденных военнослужащих. Ходатайство администрации исправительного учреждения вместе с необходимыми документами должно поступать в комиссию субъекта РФ по вопросам помилования, затем губернатору или иному высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, а уж затем с рекомендациями данных органов и должностных лиц к Президенту Российской Федерации.
В связи с рассмотрением проблемы определения субъектов подачи ходатайств о помиловании встает вопрос более общего характера, а именно о расширении круга лиц, которые могут подавать ходатайства о помиловании.
Среди научных и практических работников имеются две позиции по данному вопросу. Одни считают, что только осужденный вправе ходатайствовать о своем помиловании57. Ходатайства иных лиц могут учитываться при решении вопроса о применении помилования, но правообразующего значения для «запуска» процедуры помилования не должны иметь. Поэтому во многих комиссиях по вопросам помилования ходатайства иных, кроме осужденных, лиц именуются просьбами о помиловании, которые не приводят в действие правовой механизм помилования58. Из этой же позиции исходили при принятии Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500, который предписывает комиссиям на территориях субъектов Российской Федерации рассматривать только ходатайства осужденных.
При этом некоторые специалисты в области помилования ссылаются на международные акты, в частности Пакт о гражданских и политических правах (ст. 6)59 и Конституцию Российской Федерации (ст. 50), где гарантируется право каждого осужденного за преступление... просить о помиловании или смягчении наказания.
Однако, во-первых, из норм международных актов и данного конституционного положения не следует, что иные субъекты не могут выступать инициаторами рассмотрения вопроса о применении помилования. У гражданина есть право просить о помиловании, не исключает такого же права у других лиц (в частности, у его близких родственников или администрации исправительного учреждения).
Во-вторых, этой же конституционной нормой гарантируется право каждого осужденного просить о смягчении наказания. Если же посмотреть на порядок решения вопросов об условно-досрочном освобождении, то там обладают правом направлять ходатайство об освобождении осужденный, его адвокат или законный представитель. Представление о замене неотбытой части наказания другим, более мягким, наказанием направляет в суд администрация исправительного учреждения (ст. 175 УИК РФ).
В силу низкой правовой культуры, возраста (несовершеннолетние), болезненного состояния и других причин осужденные не всегда могут знать о существовании института помилования, уяснить его суть, порядок подачи ходатайства о помиловании. Особенно эта проблема актуальна для несовершеннолетних осужденных, где весьма развит правовой нигилизм. Исследования российских ученых показывают, что несовершеннолетним в большей степени присущи романтика уголовного мира, конформизм, особенно если он вызван подражанием социально-негативному стереотипу поведения60.
Например, криминологи отмечают, что в местах лишения свободы в группах с криминальной субкультурой принято, что «порядочный» осужденный «не имеет права» освобождаться досрочно61.
И хотя согласно исследованиям только 27,3% несовершеннолетних осужденных освобождается из мест лишения свободы по отбытии срока наказания, остальные по различным видам досрочного освобождения (69% - условно-досрочно, 0,9% - в связи с помилованием, 2,8% - амнистия и другие основания)62, проблема представления интересов несовершеннолетнего при решении вопросов досрочного освобождения является злободневной. Применительно к помилованию интересы несовершеннолетнего могли бы представлять как его адвокат, так и его законные представители. Согласно ст. 52 ГПК РФ к законным представителям несовершеннолетнего относятся родители, усыновители, опекуны, попечители и иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Эти лица должны обладать правом подачи ходатайств о помиловании, если несовершеннолетний осужденный по каким-то мотивам этого делать не желает.
В отношении взрослых осужденных необходимо предоставить право обращения с ходатайством о помиловании его профессиональному представителю - адвокату, как это урегулировано применительно к условно-досрочному освобождению (ст. 175 УИК РФ), и его законному представителю, если последний имеется у осужденного63.
В теории уголовного и уголовно-исполнительного права уже устоялось мнение о том, что наказание, особенно связанное с изоляцией осужденного от общества, наказывает не только преступника, но и его близких родственников. Именно они нередко испытывают все тяготы того, что их муж, жена, сын или дочь оказались в местах лишения свободы. Хотя, конечно, бывают и противоположные примеры. Осужденный зачастую не воспринимает всей тяжести материального и морально-психологического состояния близких родственников и поэтому не обращается с ходатайством о помиловании. Жизненные ситуации между тем могут быть различными: например, муж отбывает наказание, жена в это время становится инвалидом I группы и должна содержать и воспитывать трех несовершеннолетних детей. Либо пример, приведенный членом Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ С.Е. Вициным: по этическим соображениям с просьбой о помиловании обратился не сам осужденный, бывший ранее высокопоставленным должностным лицом в советском государстве, а его родная сестра64.
Исходя из этой аргументации необходимо предоставить право подавать ходатайства о помиловании близким родственникам осужденного. Их перечень дан в ст. 89 УИК РФ. К ним относятся: супруг (супруга), родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки.
Анализ ст. 176 УИК РФ в сравнении со ст. 175 УИК РФ, регламентирующей в числе других вопросов порядок обращения с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, показывает, что законодатель в нормах Кодекса урегулировал значительно больший круг вопросов, относящихся к условно-досрочному освобождению, чем к помилованию. Это положение является отражением общей тенденции регламентировать в нормах закона минимальный объем отношений, связанных с реализацией помилования. Считается, что нормы закона (УК, УИК, других законов) не должны ограничивать волю Президента РФ на осуществление помилования, и поскольку помилование является исключительно его компетенцией, то глава государства вправе установить все процедурные нормы своим нормативным правовым актом65.
Поэтому при общем названии ст. 176 УИК «Порядок обращения с ходатайством о помиловании» сам порядок определен в ней лишь в минимальном объеме: указано, что ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.
Так, следовало бы в ст. 176 УИК РФ указать на обязанность администрации при подаче осужденным соответствующего ходатайства подготовить заключение, в котором отразить свое мнение о целесообразности помилования. Причем такое заключение должно быть мотивированным. Мотивация рекомендаций о целесообразности или нецелесообразности помилования поможет лучше разобраться в существе вопроса Комиссиям по вопросам помилования на территориях субъектов РФ и принять объективное решение.
Кроме того, мотивированное заключение, которое в своем большинстве опирается на оценку поведения осужденного, поможет обратить его внимание на необходимость соблюдения требований режима, погашения ущерба, причиненного преступлением, и т.п.
Таким образом, процедура обращения осужденных с ходатайством о помиловании требует более детального закрепления в нормах уголовно-исполнительного законодательства. Так, следует расширить перечень лиц, которые могут обращаться с ходатайством о помиловании осужденных, включив в него осужденного, его адвоката или законного представителя, а также близких родственников осужденного. Следует установить правило о том, что в случае отклонения Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании осужденного повторное направление ходатайства о помиловании допускается не ранее чем через год, а осужденных к пожизненному лишению свободы - не ранее чем через пять лет, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
Повторные ходатайства о помиловании, не подлежащие направлению в соответствии с ч. 2 настоящей статьи, по решению начальника учреждения и органа, исполняющего наказание, согласованному с прокурором, приобщаются к имеющимся материалам о рассмотрении ранее поданного ходатайства о помиловании. О принятом решении сообщается лицу, подавшему ходатайство о помиловании, и осужденному. Решение начальника учреждения или органа, исполняющего наказание, может быть обжаловано указанными выше лицами в суде.
Следует также порядок подготовки и направления администрацией исправительного учреждения, уголовно-исполнительной инспекцией, службой судебных приставов, а также командованием дисциплинарной воинской части ходатайства о помиловании положительно характеризующегося осужденного, внесенного в соответствии с ч. 5 ст. 113 и другими нормами УИК РФ, определить в нормативных правовых актах Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.
Заключение
По правовой природе институт помилования представляет собой комплексный межотраслевой правовой институт, включающий в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-исполнительного и административного права.
Институт помилования - не просто комплексный межотраслевой правовой институт, но и важный элемент демократического правового государства, элемент системы сдержек и противовесов во взаимодействии властей. Институт помилования и практика его применения имеют идеологическое содержание, поскольку они влияют на авторитет главы государства.
Наиболее схожим с помилованием является институт амнистии.
Амнистия, как одно из эффективных средств устранения противоречий в сфере применения права, одновременно выступает и видом освобождения от уголовной ответственности, и видом освобождения от уголовного наказания
Освобождение от наказания по амнистии возможно как в момент вынесения приговора, так и в процессе его исполнения.
Помилование и амнистия, несмотря на очевидное сходство, различаются между собой, а именно:
Информация о работе Юридическая природа института амнистии и помилования