Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:48, курсовая работа
Более десяти лет Россия проводит экономические, социальные и политические реформы. В связи с этим перед государством и гражданским обществом возникают новые задачи, требующие своего разрешения. В их числе - обеспечение правопорядка в России, одной из важнейших направлений которого выступает борьба с преступностью.
За последние годы статистика совершенных преступлений подвержена существенным колебаниям. В 2006 году число таких деяний составило 2 млн. 893,8 тыс., что на 5% больше, чем за 2005 год. В 2007 году рост преступности продолжился: регистрируемая преступность увеличилась на 22,8%, а число преступлений впервые превысило 3,5 миллиона. В 2008 году зарегистрировано 3 млн. 855 тысяч преступлений, что на 8,5% больше, чем в 2007 году1.
Введение
Глава 1. Правовая природа института амнистии
1.1. Понятие и сущность амнистии, ее значение
1.2. Правовая природа актов об амнистии
Глава 2. Правовая природа института помилования
2.1. Понятие и сущность помилования, его значение
2.2. Правовая природа актов помилования
Глава 3. Соотношение амнистии и помилования
Глава 4. Правовая регламентация амнистии и помилования в законодательстве Российской Федерации
4.1. Проблемы правового регулирования амнистии и помилования в нормах уголовного законодательства
4.2. Проблемы правового регулирования амнистии и помилования в нормах уголовно-исполнительного законодательства
Заключение
Список использованной литературы
В актах об амнистии, как правило, определяется и круг лиц, на которых ее действие не распространяется. Так, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики» содержит перечень лиц, к которым отдельные предписания этого акта не должны применяться:
К лицам, в отношении которых наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от алкоголизма или наркомании, а также к осужденным, больным венерическими заболеваниями, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно применяется после завершения интенсивного курса лечения. Однако эти правила должны быть прямо предусмотрены в акте об амнистии или в постановлении о порядке его применения16.
Амнистия распространяется на всех лиц, подпадающих под ее действие, независимо от того, согласны они с ней или нет. Однако амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением его за совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с освобождением от наказания по акту об амнистии.
Акт об амнистии является обязательным и безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем (освобождения от уголовной ответственности, от наказания, сокращения срока наказания и т.д.). Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего поведения лица или от каких-то иных условий.
По общему правилу, акт об амнистии к лицам, совершившим длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до вступления в силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим актом об амнистии. Так, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О порядке применения Постановления «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики» предусматривало применение данной амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и (или) проведения контртеррористических операций в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики в период с 12 декабря 1993 г. до дня вступления в силу постановления об объявлении амнистии, которые отказались от участия в незаконных вооруженных формированиях либо добровольно сдали оружие и военную технику до 00 часов 1 сентября 2003 г.
При совершении продолжаемых преступлений амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления был совершен до вступления в силу акта об амнистии17.
Следует иметь в виду, что сам акт об амнистии не освобождает от уголовной ответственности или наказания и не смягчает наказание. Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии осуществляется органами дознания, следствия (постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении), а также командованием дисциплинарных воинских частей, но обязательно утверждается прокурором. По делам, находящимся на рассмотрении в суде, амнистия применяется судом (определением суда о прекращении уголовного дела), но при обязательном участии прокурора. Амнистия может быть реализована обвинительным приговором суда с освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы18.
Таким образом, амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки.
Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, то есть распространяется на индивидуально не определённый круг лиц, на неопределённое количество уголовных дел, независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся.
Во-вторых, инициатива их издания всегда исходит от государственного органа.
В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение - лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве.
В-четвёртых, акт амнистии лишь создаёт нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия её применения. Юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определённый акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т.д.
Глава 2. Правовая природа института помилования
2.1
Понятие и сущность помилования, его значение
Конституция Российской Федерации провозглашает, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания (п. 3 ст. 50).
Помилование представляет собой решение Президента Российской Федерации, улучшающее правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость. Улучшение положения осужденного или отбывшего наказание может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания либо сокращении назначенного наказания или замене его более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Традиционно помилование в науке государственного права трактуют в первую очередь как элемент полномочий Президента Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства. В этом качестве он в соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации осуществляет помилование.
В то же время определение отраслевой принадлежности помилования находит свое отражение не только в конституционном (государственном) праве, но и других науках. В связи с чем перед учеными-правоведами встал вопрос относительно отраслевой принадлежности изучаемого института.
Для решения данного вопроса можно выделить три основные позиции, поддерживаемые большинством современных авторов, согласно которым помилование - это:
1) институт государственного (конституционного) права;
2) институт уголовного права;
3) межотраслевой правовой институт19.
Для решения вопроса о том, нормы каких отраслей права входят в институт помилования, необходимо иметь в виду следующее.
Во-первых, нормы соответствующей отрасли права должны регламентировать не единичные отношения, а довольно существенный массив отношений, возникающий в связи с подготовкой, принятием или реализацией решения о помиловании.
Во-вторых, нормы соответствующей отрасли права должны выступать в виде субинститута института помилования, а именно без регулирования данных отношений в соответствующей отрасли права институт помилования либо вообще не имел бы практики применения, либо была бы искажена его сущность.
Охарактеризуем нормы данных отраслей права, регламентирующие помилование.
Традиционно помилование в науке государственного права трактуют в первую очередь как элемент полномочий Президента Российской Федерации. Согласно ч. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является главой государства. В этом качестве он в соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции Российской Федерации осуществляет помилование.
Институт помилования имеет непосредственное отношение к определению правового положения человека и гражданина. В части 3 ст. 50 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого осужденного за преступление на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Право каждого просить о помиловании включает в себя правомочия:
В качестве корреспондирующих обязанностей в данном правоотношении выступают обязанность Президента рассмотреть данное ходатайство и обязанность дать ответ по существу обращения.
Право Президента Российской Федерации осуществлять помилование включает в себя правомочия:
В качестве корреспондирующих обязанностей в данном правоотношении выступают политико-правовая обязанность Президента перед обществом использовать предусмотренные Конституцией Российской Федерации инструменты власти, тем более связанные с проявлением гуманизма по отношению к своим гражданам, а также обязанность государственных органов обеспечить исполнение акта об амнистии20.
Право просить о помиловании, таким образом, выступает в качестве своеобразного процедурного права, его реализация является необходимым элементом для принятия решения о помиловании. В то же время оно является самостоятельным материальным правом, поскольку входит в правовой статус личности21.
В нормах теории уголовного права помилование обычно рассматривают как один из видов освобождения от отбывания наказания. Такой подход вполне объясним, учитывая практику применения помилования, а также то, что в нормах уголовно-исполнительного законодательства помилование значится одним из оснований освобождения осужденных от отбывания наказания (ст. 172 УИК РФ). Однако значение помилования не исчерпывается только тем, что оно является основанием освобождения от отбывания наказания. Помилование представляет собой комплексный институт, предусматривающий смягчение участи осужденного к уголовному наказанию22. Такое смягчение участи может выражаться в различных формах, оно не ограничивается периодом отбывания наказания и может иметь место и после полного отбытия наказания, например при снятии судимости.
Так, в ст. 59 и 85 Уголовного кодекса Российской Федерации закреплены следующие виды и соответствующие им подвиды помилования, составляющие его содержание:
1) помилование лиц, осужденных к уголовному наказанию:
а) освобождение от дальнейшего отбывания наказания;
б) сокращение назначенного наказания;
в) замена наказания более мягким видом наказания;
2) помилование лиц, осужденных к исключительной мере наказания:
а) замена смертной казни пожизненным лишением свободы;
б) замена смертной казни лишением свободы на срок 25 лет;
3) помилование лиц, отбывших наказание, в виде снятия судимости23.
Роль уголовно-исполнительного законодательства в регулировании вопросов помилования осужденных определяется тем положением, которое занимают уголовно-исполнительное законодательство и право в правовой системе российского государства.
Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и уголовно-процессуальное право. Уголовное право - базовое по отношению ко всем правовым отраслям, регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его первичность и одновременно единство целей, принципов и методов правового регулирования, достаточно единообразный аппарат этих отраслей.
Уголовное и уголовно-исполнительное право регулирует общественные отношения, возникающие при применении наказания и освобождения от него. В данной сфере правового регулирования можно отчетливо выделить приоритет уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному. Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания ответственности и наказания и освобождения от него, т.е. формулирует ключевые юридические категории, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания. Базовая роль уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному определяется еще одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни материального права есть процессуальный закон. Для уголовного права такой формой его реализации является не только уголовно-процессуальное, но и уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право - процедурное24.
Информация о работе Юридическая природа института амнистии и помилования