Юридическая природа института амнистии и помилования

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Более десяти лет Россия проводит экономические, социальные и политические реформы. В связи с этим перед государством и гражданским обществом возникают новые задачи, требующие своего разрешения. В их числе - обеспечение правопорядка в России, одной из важнейших направлений которого выступает борьба с преступностью.

За последние годы статистика совершенных преступлений подвержена существенным колебаниям. В 2006 году число таких деяний составило 2 млн. 893,8 тыс., что на 5% больше, чем за 2005 год. В 2007 году рост преступности продолжился: регистрируемая преступность увеличилась на 22,8%, а число преступлений впервые превысило 3,5 миллиона. В 2008 году зарегистрировано 3 млн. 855 тысяч преступлений, что на 8,5% больше, чем в 2007 году1.

Содержание

Введение

Глава 1. Правовая природа института амнистии

1.1. Понятие и сущность амнистии, ее значение

1.2. Правовая природа актов об амнистии

Глава 2. Правовая природа института помилования

2.1. Понятие и сущность помилования, его значение

2.2. Правовая природа актов помилования

Глава 3. Соотношение амнистии и помилования

Глава 4. Правовая регламентация амнистии и помилования в законодательстве Российской Федерации

4.1. Проблемы правового регулирования амнистии и помилования в нормах уголовного законодательства

4.2. Проблемы правового регулирования амнистии и помилования в нормах уголовно-исполнительного законодательства

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

юридическая природа института амнистии и помилования.rtf

— 523.07 Кб (Скачать)

     План 

Введение

Глава 1. Правовая природа института амнистии

1.1. Понятие и сущность амнистии, ее значение

1.2. Правовая природа актов об амнистии

Глава 2. Правовая природа института помилования

2.1. Понятие и сущность помилования, его значение

2.2. Правовая природа актов помилования

Глава 3. Соотношение амнистии и помилования

Глава 4. Правовая регламентация амнистии и помилования в законодательстве Российской Федерации

4.1. Проблемы правового регулирования амнистии и помилования в нормах уголовного законодательства

4.2. Проблемы правового регулирования амнистии и помилования в нормах уголовно-исполнительного законодательства

Заключение

Список использованной литературы

 

      Введение 

     Более десяти лет Россия проводит экономические, социальные и политические реформы. В связи с этим перед государством и гражданским обществом возникают новые задачи, требующие своего разрешения. В их числе - обеспечение правопорядка в России, одной из важнейших  направлений которого выступает борьба с преступностью.

     За последние годы статистика совершенных преступлений подвержена существенным колебаниям. В 2006 году число таких деяний составило 2 млн. 893,8 тыс., что на 5% больше, чем за 2005 год. В 2007 году рост преступности продолжился: регистрируемая преступность увеличилась на 22,8%, а число преступлений впервые превысило 3,5 миллиона. В 2008 году зарегистрировано 3 млн. 855 тысяч преступлений, что на 8,5% больше, чем в 2007 году1.

     В этих условиях все чаще звучат предложения о необходимости кардинального ужесточения мер воздействия, применяемых к лицам, совершившим преступления. Эти предложения выносятся известными учеными и практиками, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации, руководителями правоохранительных структур Российской Федерации. В известной степени такая радикализация взглядов на проблемы борьбы с преступностью опирается на общественное мнение; регулярные опросы населения свидетельствуют о том, что уровень тревоги жителей России за свою безопасность с каждым годом увеличивается на 3,5-4,1 %.

     Так, согласно данным опросов ВЦИОМ последних нескольких лет на втором месте по степени угрозы для страны стоит проблема преступности - 35% опрошенных лиц. В большей степени люди опасаются стать жертвой преступлений: 53% - преступлений против жизни и здоровья своих родственников и 40% - против себя лично, 25% опрошенных опасаются преступлений против своей собственности.

     В то же время опыт нашего государства и зарубежных стран свидетельствует о том, что лишь усилением уголовной репрессии проблему преступности не решить. Необходима четко выверенная, социально обусловленная и понятная населению дифференциация воздействия на преступников, сочетающая в себе как меры принуждения, так и меры поощрения за позитивное поведение лиц, отбывающих наказание. В числе указанных мер важное место занимают такие уголовно-правовые институты как амнистия и помилование осужденных.

     Правовая природа амнистии такова, что она может быть одновременно и видом освобождения от уголовной ответственности и видом освобождения от уголовного наказания.

     Помилование является вторым способом облегчения участи лиц, осужденных за совершение преступления.

     Как и амнистия, помилование представляет собой проявление гуманизма по отношению к осужденным и также направлено на полное или частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления, осуществляемое в несудебном порядке.

     Амнистия и помилование, выступая в качестве уголовно-правовых институтов, представляют собой важную политическую, организационную, правоприменительную проблему. При всем развитии, которое прошло человечество в целом и Россия в частности, идеологическая составляющая амнистии и помилования осталась и на сегодняшний день. Институты амнистии и помилования (в особенности с надлежащей практикой их применения) могут способствовать повышению авторитета главы государства, демонстрируя его принципиальность и государственный прагматизм, с одной стороны, человеколюбие и милосердие, с другой. Но они могут и дискредитировать его, а заодно и власть, которую он представляет.

     Изложенные обстоятельства, наряду с практической потребностью в справедливом и обоснованном применении норм, регламентирующих институты амнистии и помилования, обусловили выбор темы дипломной работы.

     Целью работы является комплексное исследование института амнистии и помилования в единстве уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и иных аспектов их правового закрепления; формулирование на основе новых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, достижений российской юриспруденции и сложившейся практики применения актов амнистии и помилования современного научного представления о правовой природе института амнистии и помилования.

     В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:

     1)  анализ правовой природы института амнистии и помилования в Российской Федерации;

     2)  определение их соотношения;

     3)  анализ законодательных и подзаконных нормативных правовых актов в сфере применения амнистии и помилования;

     4)  анализ основных видов и подвидов амнистии и помилования, закрепленных уголовным законодательством;

     5)  рассмотрение правового регулирования института амнистии и помилования в нормах уголовно-исполнительного законодательства;

     6)  определение путей совершенствования правового регулирования применения помилования к осужденным, выработка конкретных предложений по совершенствованию норм уголовного, уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

     Объектом исследования является конституционный принцип обеспечения осужденного права на помилование и амнистию. В качестве предмета исследования выступают нормы уголовного, уголовно-исполнительного закона, а также других нормативных актов, регламентирующих амнистию и помилование в Российской Федерации, их интерпретация в комментариях, научных работах и правоприменительных актах.

     Методологической основой исследования является диалектический метод познания правовой действительности. Наряду с этим при написании  дипломной работы использованы общенаучные - анализ и синтез, логический, исторический и частнонаучные методы - системно-структурный, сравнительного правоведения, моделирования, конкретно-социологических исследований.

     Сложность юридической природы институтов амнистии и помилования, сочетающих в себе конституционно-правовые, уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и административно-правовые субинституты, всегда вызывали интерес юридической науки к теоретическим и прикладным проблемам указанных правовых институтов.

     Теоретическую основу дипломной работы составили научные достижения в области уголовного права, уголовно-исполнительного права, конституционного права и других отраслей права. В качестве научной базы использовались работы Н.В. Елисеевой, И.Л. Марогуловой, А.С. Михлина, Ю.В. Саженкова, В.И. Селиверстова и других ученых.

     Законодательную базу исследования составили Конституция РФ, указы Президента Российской Федерации, постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кодифированные законы и другие нормативно-правовые акты.

     Научная новизна исследования во многом обусловлена его тематикой, целью, задачами и проявляется, прежде всего, в комплексном исследовании института амнистии и помиловании. Дипломная работа написана с учетом действия новых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов в сфере применения амнистии и помилования.

     Элементы новизны проявляются также в выводах и предложениях, сформулированных по результатам исследования, проводимого в дипломной работе.

     Научные положения и выводы, нашедшие отражение в работе, могут быть использованы для дальнейшего исследования общих проблем правового регулирования уголовно-правовой, уголовно-исполнительной деятельности, в том числе отдельных элементов механизма уголовного, уголовно-процессуального регулирования.

     Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса уголовного права, уголовно-исполнительного права и соответствующих спецкурсов для студентов юридических учебных заведений, а также слушателей различных форм повышения квалификации практических работников.

     Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, объединивших шесть параграфа, заключения, списка использованной литературы.

 

      Глава 1. Правовая природа института амнистии 

     1.1 Понятие и сущность амнистии, ее значение 

     Одним из эффективных средств устранения противоречий в сфере применения права и особенно уголовного права является амнистия.

     Правильное и полное решение уголовно-правовых вопросов, касающихся амнистии, во многом связано с уяснением содержания этого понятия и его основных составляющих.

     Согласно ст. 84 Уголовного кодекса Российской Федерации амнистия подразумевает освобождение лица, осужденного за совершение преступлений, от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания

     Термин «амнистия» происходит от греческого слова am№estia, означающего забвение, прощение. Авторы большинства учебников по уголовному праву не проводят различия между понятиями «амнистия» и «акт об амнистии»2. Такое отождествление представляется ошибочным. Комплексный анализ действующего законодательства (Конституции Российской Федерации, Уголовного кодекса Российской Федерации) позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной ответственности3. Акт об амнистии является лишь предусмотренной законом формой, в которой эта мера осуществляется.

     В системе права институт амнистии занимает особое место, а определение его отраслевой принадлежности относится к числу дискуссионных проблем науки уголовного права. Одни ученые считают амнистию институтом уголовного права4.

     Другие, отмечая специфическую правовую природу актов об амнистии, рассматривают их в рамках конституционного права5.

     Однако во многих современных учебниках наиболее обоснованным считается мнение о том, что амнистию необходимо рассматривать в рамках многоотраслевого института так называемого государственного прощения. Издание актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к конституционному праву. В то же время в соответствии с уголовным законодательством акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права. Применяются же акты об амнистии на разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к уголовно-процессуальному праву. Все это свидетельствует о том, что амнистию следует считать комплексным межотраслевым институтом6.

     Таким образом, при определении сущности института амнистии, прежде всего, следует иметь в виду его многоплановость, междисциплинарный характер, который является комплексом взаимообусловленных государственно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с принятием высшим законодательным органом страны решения о прекращении или ограничении в строго определенных пределах применения уголовного закона к некоторым категориям граждан.

     Решение об амнистии принимается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в форме постановления.

     Согласно п. «е» ст. 103 Конституции Российской Федерации вопрос амнистии находится только в ведении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Эти вопросы составляют исключительную компетенцию Российской Федерации, на уровне ее субъектов решения об амнистии приниматься не могут. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

     Постановление об объявлении амнистии имеет следующую структуру:

  1. преамбула, в которой излагаются причины объявления амнистии;
  2. перечень категорий лиц, на которых распространяется амнистия;
  3. ограничения применения амнистии;
  4. определение времени вступления акта об амнистии в силу.

Информация о работе Юридическая природа института амнистии и помилования