История органов адвокатуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Адвокатская деятельность имеет длительную историю. Профессиональная адвокатура начала создаваться в России на основе Судебных уставов 1864 года. В адвокатуру пошли высокопрофессиональные юристы, объединяющиеся в самоуправляющиеся организации. В соответствии с Судебными уставами адвокаты разделялись на две категории: присяжных поверенных и частных поверенных. Присяжные поверенные избирали совет присяжных поверенных при судебной палате, который осуществлял надзор за их деятельностью. Высшими звеньями такого надзора являлись Судебная палата и Правительствующий сенат.

Работа содержит 1 файл

Курсовая история органов адвокатуры 1 курс.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

В 1775 г. Екатерина II подписала Указ "Учреждения о губерниях". По нему стряпчие являлись помощниками прокурора  и защитниками казенных интересов. Каких-либо требований в виде образовательного или нравственного ценза к стряпчим не предъявлялось. Не существовало и внутренней организации.

Русская адвокатура постреформенного периода решительно отрекается от всякого  смешения с дореформенными ходатаями  и стряпчими. "Мы, - утверждает П.А. Потехин, - народились не из них (то есть дореформенных адвокатов), мы даже произошли не из пепла их, мы совсем новые люди, ни исторического родства, ни последовательской связи с ними не имеем, чем и можем гордиться"6.

Судебная реформа 1864 г., воплотившая  либеральные начала в праве, попыталась решительно порвать с прошлым в отношении адвокатской профессии. Эта реформа, целью которой было введение элементов западного образца в правопорядок России, заложила основы компетентной и самоуправляемой организации адвокатов, которой предоставлялись широкие полномочия в судопроизводстве. Но создание объединения адвокатов и определение их нового места в системе права шло не так гладко, не в соответствии с планами реформы. Либерализм еще не настолько прочно утвердился в России к этому времени, чтобы обеспечить полное воплощение тех амбициозных программ, которые были заложены правовой реформой. В государственных учреждениях, ответственных за проведение этой реформы, было значительное число сторонников автократического подхода, что выявилось еще во время подготовки судебной реформы7.

Для подготовки судебной реформы в 1861 г. была образована комиссия. Результатом  ее работы стали "Основные положения  преобразования судебной части в  России", утвержденные Александром II 29 сентября 1862 г. Эти "Положения" состояли из трех частей, посвященных соответственно судоустройству, гражданскому и уголовному судопроизводству. В них фиксировались следующие институты: отделение суда от администрации; выборный мировой суд; присяжные заседатели в окружном суде; адвокатура; принцип состязательности.

Такое начало "Основных положений", как образование судебной части  в России, легло в основу учреждения "Судебных установлений", принятых затем 20 ноября 1864 г. в виде закона. Им впервые в России учреждается  адвокатура - присяжные поверенные, "без которых решительно невозможно будет введение состязания в гражданском и судебных прениях в уголовном судопроизводстве с целью раскрытия истины и предоставления полной защиты тяжущимся обвиняемым перед судом"8.

Воздействие либеральных и автократических тенденций на статус адвокатской профессии в дореволюционный период проявляется в разделении адвокатов на две четкие группы: присяжных поверенных - корпорацию дававших профессиональную присягу адвокатов и частных поверенных, занимавшихся адвокатской практикой индивидуально. Начиная с реформы 1864 г. и вплоть до революции 1917 г. присяжные поверенные играли среди адвокатов ведущую роль. Формальные требования, необходимые для вступления в адвокатуру, были очень высокими. Обязательным условием вступления являлся оконченный университетский курс юридических наук.

Наряду с высшим юридическим  образованием для присяжного поверенного  требовался пятилетний стаж работы по юридической специальности. Кроме  того, введены и ограничения. Присяжными поверенными, в частности, не могли быть:

а) лица, не достигшие 20-летнего возраста;

б) иностранцы;

в) граждане, объявленные несостоятельными должниками (банкротами);

г) люди, состоявшие на службе от правительства  или по выборам, за исключением лиц, занимавших почетные или общественные должности без получения жалованья;

д) граждане, подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению  прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;

е) лица, состоявшие под следствием за преступления или проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, а также те, которые были под судом за такие действия и не оправданы судебными приговорами;

ж) исключенные из службы по суду или из духовного ведомства  за пороки или же из среды обществ  или дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они  принадлежат;

з) те, кому по суду были воспрещены хождения по чужим делам; а также  исключенные из числа присяжных заседателей9.

Профессиональные объединения  присяжных поверенных организовывались по территориальному признаку, не строго соответствуя размещению региональных судов, называвшихся в то время судебными  палатами. К концу периода царского правления при каждой из 14 Судебных палат Российской империи действовали органы самоуправления - совет и общее собрание присяжных поверенных. На совет возлагалась обязанность принятия новых членов, разбор дисциплинарных нарушений и решение других вопросов, представлявших общий для присяжных поверенных интерес.

Постановления совета присяжных  поверенных принимались простым  большинством членов совета (более 50% голосов), за исключением наложения взысканий, которые принимались 2/3 голосов.

На все постановления  совета, кроме предостережения или выговора, могли быть принесены жалобы в судебную палату в двухнедельный срок со времени объявления этих постановлений. Для протестов прокуроров предусматривался тот же срок.

Был установлен порядок  образования совета. Он мог создаваться при наличии не менее 20 присяжных поверенных округа судебной палаты. Число членов совета - не менее 5 и не более 15, по решению общего собрания.

Предусматривалась ежегодная  отчетность совета о его деятельности перед общим собранием, а также  устанавливались полномочия общего собрания. Таким образом, адвокатура, по существу, была самоуправляющейся организацией.

В "Судебных установлениях" также описаны права и обязанности  присяжных поверенных. Присяжный  поверенный, назначенный для производства дела советом, не может отказаться от исполнения данного ему поручения, не предоставив достаточных для этого причин. Присяжный поверенный также не может действовать в суде в качестве поверенного против своих близких родственников. Он не может также быть поверенным в одно и то же время у обеих спорящих сторон, переходить по одному и тому же делу последовательно от одной стороны к другой. Обязанностью присяжного поверенного, в частности, было не оглашать тайн своего доверителя не только во время производства, но и даже после окончания дела.

В уголовных делах, подлежащих ведению общих судебных учреждений, часто практиковалось назначение официальных  защитников. По просьбе подсудимого  председатель суда назначал ему защитника  из состоящих при суде присяжных  поверенных, а за недостатком этих лиц - из кандидатов на судебные должности людей, известных председателю "по своей благонадежности".

Также председатель суда обязан был назначить защитника  по делам о преступлениях, совершенных  несовершеннолетними лицами от 10 до 17 лет, независимо от желания самих несовершеннолетних, а также их родителей или попечителей.

Положения "Судебных установлений" свидетельствуют о том, что присяжные  поверенные не были государственными служащими. Поэтому на них не распространялось чинопроизводство. В своих действиях по ведению уголовных и гражданских дел они были независимы от суда и подчинялись только установленным внутренним правилам.

В Положениях предусматривалась  и ответственность присяжных  поверенных. Она могла быть уголовной, дисциплинарной и гражданской.

Уголовная ответственность  наступала при совершении умышленных действий во вред своим доверителям. Например:

а) злонамеренное превышение пределов полномочий, злонамеренное  вступление в заключение сделки с  противниками своего доверителя во вред ему;

б) злонамеренная передача или сообщение противнику своего доверителя документов.

Присяжные поверенные подлежали  также уголовному наказанию за оскорбление  суда или участвующих в деле лиц (в судебных речах или бумагах).

Дисциплинарная ответственность  наступала при нарушениях профессиональных обязанностей, не дающих основания для уголовного преследования, а также при несоблюдении адвокатской этики.

Гражданская ответственность  предусматривалась при совершении действий, сопряженных с нанесением материального ущерба доверителю, а также небрежным исполнением своих обязанностей (пропуск процессуальных сроков и т.п.).

В состав адвокатуры входила  большая группа помощников присяжных  поверенных. Ими были только что  окончившие институт новички, которые  проходили стажировку у присяжных поверенных в течение пяти лет и только после этого получали право вступления в адвокатский корпус.

Советы присяжных поверенных вырабатывали Правила о помощниках. В 1872 г. впервые были изданы Правила  об организации помощников в Петербурге, а в 1878 г. - в Москве.

В 1874 г. был издан закон, учредивший наряду с присяжной адвокатурой  институт частных поверенных. Для  того чтобы стать частным поверенным и получить право на участие в  производстве гражданских дел, необходимо было иметь особое свидетельство. Оно выдавалось судами в округе, где частный поверенный осуществлял ходатайства по делам. Этими же судами накладывались и дисциплинарные наказания. Подробно правовое положение частных поверенных было регламентировано значительно позже. Следует отметить, что запрещалось получать звание частного поверенного женщинам.

В отличие от присяжных  поверенных, имевших право выступать  в любом суде Российской империи, частные поверенные могли выступать  только в судах, выдавших им такое  разрешение. В каждом суде существовала своя сертификационная процедура, включавшая в некоторых случаях даже письменный экзамен. Исключением являлись только два случая:

1) частные поверенные, имеющие свидетельство от мирового  или уездного съезда, могли ходатайствовать  и по делам, производящимся у мировых судей, земских начальников, городских судей и в губернских присутствиях, находящихся в округе данного съезда;

2) поверенные, принявшие  ведение дела на основании  полученного ими свидетельства,  имели право ходатайствовать  по этому делу и в кассационных департаментах Сената10.

Полное отсутствие профессиональных ассоциаций частных поверенных и  скованность их перемещений из-за введенной судами сертификационной системы сводили до минимума их профессиональные контакты. Все вопросы, касавшиеся деятельности частных адвокатов, включая членство и дисциплинарные вопросы, решались в первую очередь судами. Более общий контроль осуществлялся Министерством юстиции.

Эффективность профессиональной адвокатской деятельности значительно  повысилась после 1864 г. благодаря изменениям процессуального права, составлявшим основу Судебной реформы. Во вновь созданных на окружном и более высоком уровнях общих судах были введены заимствованные у Запада процессуальные принципы, придающие особое значение в судебной защите устности и гласности. По уголовным делам, входившим в юрисдикцию этих судов, адвокаты хотя и не имели доступа к предварительному следствию, однако пользовались всеми процессуальными правами в судебном разбирательстве и при обжаловании судебных решений. Впервые в русской истории адвокаты могли выступать перед судом присяжных в открытом заседании. Им также разрешалось иметь свидания с обвиняемым, находящимся под арестом, а в одном из судебных округов совет присяжных поверенных даже рекомендовал своим членам максимально использовать это право при ведении любых дел11.

В рамках осуществления  защиты по уголовным делам существовала статья, когда присяжные поверенные назначались судом для защиты неимущих обвиняемых. Вообще надо отметить, что уголовная практика не была ни престижной, ни прибыльной. Исключение, возможно, составляли суды присяжных высокого ранга, где присяжные поверенные приобретали репутацию антагонистов государства. Фактически их репутация носителей демократических начал стала складываться в 70-е годы прошлого века в результате ряда громких политических процессов. Защитники (присяжные поверенные) часто добивались оправдания на политических процессах с помощью жюри присяжных, более склонных к оправданию, нежели к обвинению. Суды присяжных (особенно по уголовным делам), явившиеся результатом реформ 1864 г., овладели вниманием населения. В печатных органах адвокатуры часто публиковались речи защитников, представлявшие захватывающее чтение.

Судебная система России восприняла состязательные механизмы через суды присяжных, при этом сохранялись остатки континентальной системы (например, предварительное расследование без участия защитника). Не стоит и говорить о том, что судебные чины и судьи были не в восторге от той ситуации, когда присяжные заседатели получили право решать, что является справедливым, а что - нет. Их также не устраивала возросшая роль адвоката в суде присяжных. Например, в 1904 г. председатель окружного суда отвел защитника во время процесса за то, что в своей речи перед членами жюри присяжных тот подчеркнул, что они имеют право на оправдание обвиняемого.

Несмотря на то, что  число адвокатов в России выросло  в период с 1864 по 1917 гг. очень значительно, их все равно не хватало для  удовлетворения нужд населения. В 1897 г. на одного адвоката приходилось 29800 человек. К 1910 г. соотношение существенно изменилось: один адвокат на каждые 17900 человек. Однако Россия по-прежнему отставала от более развитых стран Европы, таких, как Англия, в которой один адвокат приходился на 1684 человека12.

Политика реакции и ухудшение отношения государства к присяжным поверенным также отразились на развитии советов присяжных поверенных. Хотя Судебная реформа предусматривала создание профессиональной организации присяжных поверенных в округе каждой судебной палаты, правительство не торопилось с исполнением этого закона. Первые советы присяжных поверенных были образованы в Санкт-Петербурге и Москве в 1866 г., а за ними - Харьковский совет в 1874 г. Но в этом же году во исполнение программы правовых контрреформ Министерство юстиции приостановило учреждения советов и передало их функции окружным судам в связи с тем, что, по утверждению Министерства юстиции, учрежденные советы присяжных поверенных не оправдали возложенной на них задачи надзора за "охранением достоинства и нравственной чистоты в действиях лиц, принадлежащих к этому сословию". И эта "временная" мера оставалась в силе до 1904 г.

Информация о работе История органов адвокатуры