История органов адвокатуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 22:19, курсовая работа

Описание работы

Адвокатская деятельность имеет длительную историю. Профессиональная адвокатура начала создаваться в России на основе Судебных уставов 1864 года. В адвокатуру пошли высокопрофессиональные юристы, объединяющиеся в самоуправляющиеся организации. В соответствии с Судебными уставами адвокаты разделялись на две категории: присяжных поверенных и частных поверенных. Присяжные поверенные избирали совет присяжных поверенных при судебной палате, который осуществлял надзор за их деятельностью. Высшими звеньями такого надзора являлись Судебная палата и Правительствующий сенат.

Работа содержит 1 файл

Курсовая история органов адвокатуры 1 курс.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Содержание:

   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Адвокатская деятельность имеет длительную историю. Профессиональная  адвокатура начала создаваться  в  России  на    основе   Судебных   уставов   1864  года.   В   адвокатуру   пошли    высокопрофессиональные юристы, объединяющиеся в  самоуправляющиеся    организации.   В   соответствии  с  Судебными  уставами   адвокаты    разделялись  на  две  категории: присяжных  поверенных  и  частных    поверенных.   Присяжные   поверенные  избирали   совет   присяжных    поверенных при судебной палате, который осуществлял надзор  за  их    деятельностью.  Высшими звеньями такого надзора являлись  Судебная    палата и Правительствующий сенат.

Понятие адвокатской деятельности вытекает из конституционного принципа, изложенного в статье 48 конституции Российской Федерации, что каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Как указано в статье 2 Конституции, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. А часть 1 статьи 46 Конституции устанавливает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В настоящее время, с принятием  нового Федерального закона "Об адвокатской  деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", Уголовно- процессуального  кодекса РФ и введением их в  действие  с  1  июля 2002 года, а также принятием и введением в действие Арбитражного процессуального и Гражданского процессуального кодексов РФ - начинается новый этап в деятельности адвокатуры вообще и в уголовном судопроизводстве в частности. Именно поэтому данная тема кажется нам актуальной и важной.

Целью своей работы мы ставим рассмотрение статуса адвоката в дореволюционный период.

Для достижения указанных целек

 

1. Адвокатура до реформы 1864 года

Известный дореволюционный  ученый и адвокат Е.В. Васьковский, исследуя в одной из своих работ (Организация российской адвокатуры. СПб., 1893) "корни" правозаступничества  как особого института, писал: "Подобно  всем социальным учреждениям адвокатура не возникает сразу в совершенно организованном виде, а появляется в жизни сначала в форме незначительного зародыша, который может при благоприятных условиях развиться и достигнуть пышного расцвета, а при неблагоприятных - чахнуть и прозябать в глуши". Появление правозаступничества (или представительства в суде) было вызвано тем, что для грамотного ведения дел необходима специальная подготовка и лица, ею не обладающие, вынуждены были обращаться к специалистам в области права1.

Впервые о судебном представительстве упоминается в русских законодательных актах XV в. Из Псковской и Новгородской судных грамот известно, что обязанности судебных представителей тяжущихся, помимо их родственников, могли исполнять все правоспособные граждане, за исключением тех, кто состоял на службе и был облечен властью. Судебных представителей той эпохи условно можно разделить на две группы: первую составляли так называемые естественные представители, вторую - наемные, из которых постепенно и начал формироваться институт профессиональных поверенных. По Новгородской судной грамоте поверенного мог иметь всякий (ст. ст. 15, 18, 19, 32), и стороны, чьи интересы в судебном процессе отстаивали такие нанятые представители, должны были иметь дело только с ними (ст. 5).

В соответствии со ст. 36 Судебника 1497 г. истец или ответчик могли не являться в суд, а прислать вместо себя поверенных. Судебник 1550 г. не только закреплял в ст. 13 право сторон иметь поверенных (стряпчих и поручников), но и устанавливал определенные правила для проведения поединка. Иными словами, в Судебниках 1497 и 1550 гг., а затем и в Соборном уложении 1649 г. (гл. 10, ст. 108) институт наемных поверенных фигурирует уже как существующий, но состав этих лиц был весьма разнообразен, ибо в то время еще не было законодательной регламентации представительства (стряпчества).

В России в отличие от западноевропейских стран, где правозаступничество  и судебное представительство развивались  параллельно, как два самостоятельных  института, сначала возникло судебное представительство и только затем в качестве защиты родственное представительство, а вскоре и наемные поверенные, которых называли ходатаями по делам, или стряпчими. Их функции могли осуществлять все дееспособные лица.

По системе, установленной Указом от 5 ноября 1723 г., "тяжебные" (т.е. гражданские) дела готовились не стряпчими, а государственными чиновниками. Тяжущиеся стороны должны были только представить свои прошения, документы и доказательства, после чего суд объяснял дело и управлял его ходом до окончательного решения. Сроки рассмотрения дела не были установлены законом, поэтому в этом отношении суд или его канцелярия действовали весьма произвольно. Ни истец, ни ответчик не должны были знать, в каком состоянии находится дело; тем самым обеспечивалась судебная тайна. Для ускорения рассмотрения дела тяжущиеся стороны нередко вынуждены были прибегать к помощи прокуроров, губернаторов, генерал-губернаторов и даже министров, ведь только властные органы могли исправить запутанный и почти произвольный ход дела в судах. Очевидно, что честному, но не имевшему протекции ходатаю-адвокату работать в таких судах было весьма сложно.

Задача стряпчего, формальное участие  которого в то время сводилось  к сбору и составлению бумаг, заключалась в том, чтобы максимально  запутать дело, затянуть его рассмотрение, воздействуя закулисными средствами на всемогущую, но неповоротливую судебную канцелярию. Граждане для этого и обращались к стряпчему, и только с такой позиции оценивались его знания и деловые способности2.

Для понимания прежних условий работы адвоката весьма важно правило, изложенное в "Кратком изображении процессов или судебных тяжб 1715 г.", в гл. 5 которого ("Об адвокатах и полномочных") говорилось: "Хотя в середине процесса челобитчик или ответчик занеможет или протчие важные причины к тому прилучаются так, что им самим своею особою в кригсрехте явитца невозможно, то позволяетца оным для выводу своего дела употреблять адвокатов и оных вместо себя в суд посылать. И, правда, надлежало б в кригсрехтах все дела как наикратчийше, отложа всякую пространность, представлять. Однако ж, когда адвокаты у сих дел употребляются, оные своими непотребными пространными приводами судью более утруждают, и оное дело толь паче к вящиему пространству, нежели к скорому приводят окончанию".

В 1775 г. Екатерина II подписала  Указ "Учреждения о губерниях", по которому стряпчие становились помощниками  прокурора и защитниками казенных интересов. Каких-либо требований в  виде образовательного или нравственного  ценза к стряпчим не предъявлялось. Не существовало и внутренней организации. Губернские стряпчие казенных и уголовных дел имели право давать заключение по делу, составлять и подавать жалобы.

Прогрессивно настроенная  часть общества понимала ненормальность сложившегося положения и предпринимала определенные попытки хоть как-то урегулировать правозаступничество. Высочайше утвержденный 14 декабря 1797 г. Доклад Правительствующего Сената о ситуации в Литовской губернии констатировал, что люди, в судах по делам ходящие, злоупотребляют знанием законов и прав тамошних. Вместо того чтобы помогать тяжущимся в получении, а судам в отдании справедливости, часто умножают только ябеды, распри, ссоры и бывают причиной вражды и разорения фамилий. Для борьбы с подобными явлениями был увеличен сословный и имущественный ценз адвокатов. Адвокат должен был быть дворянином и иметь свои деревни в данном повете или по меньшей мере в Литовской губернии. Предусматривался ряд оснований, по которым полагалось отрешение от стряпчества, например, если стряпчий предстанет перед судом пьяный или, проведя время в пьянстве, пренебрежет тяжбу или будет изобличен в картежной игре.

Только в XIX столетии судебное представительство превращается в  юридический институт присяжных  стряпчих, которые вносились в  особые списки, существовавшие при судах.

Законом от 14 мая 1832 г. был  создан институт присяжных стряпчих, направленный на упорядочение деятельности судебных представителей в коммерческих судах. В список лиц, которые могли  заниматься практикой в коммерческих судах, включались только те, кто представлял аттестаты, послужные списки и другие свидетельства об их звании и поведении.

Суд по своему усмотрению либо вносил кандидата в список, либо отказывал ему в этом без  объяснения причин. Внесенный в список стряпчий приносил присягу. В обязанности суда входило обеспечение достаточного числа присяжных стряпчих, чтобы тяжущиеся стороны не затруднялись в их выборе. Закон значительно ограничивал права и возможности присяжных стряпчих, они по-прежнему оставались в полной зависимости от судей.

К середине XIX в. необходимость проведения судебной реформы становилась все очевиднее. Ее органической частью должен был стать институт адвокатуры, неизвестный российскому судопроизводству. Поэтому вопрос о будущем адвокатуры в то время серьезно обсуждался общественностью, которая пыталась найти компромисс между неуважением к адвокатуре и неумолимыми требованиями времени о создании состязательного процесса в судах.

 

2. Положение адвокатуры по реформе 1864 года

Понятие "адвокат" появилось  в юридической терминологии России в 1864 г., но вместе с тем до 1939 г. оно не употреблялось в нормативных актах. Кроме того, термин "коллегия адвокатов" в контексте российской или советской действительности никогда не означал и до сих пор, к сожалению, не означает того корпоративного единства, какое вкладывается в него во Франции, США или Германии.

Есть как минимум  две причины, почему представляется интересной история становления  адвокатуры в России.

Первая - многие институты  дореволюционной адвокатуры России сохранились на последующих этапах правового реформирования в советский и постсоветский периоды.

Вторая - сегодня значительно возросла роль адвоката вообще и в уголовном  процессе в частности. Во многом благодаря  УПК РФ расширился круг прав и обязанностей защитника, вместе с тем обозначились и новые спорные моменты.

Впервые адвокатура в России возникает  и четко оформляется в рамках правовых реформ 1864 г., осуществленных при правлении Александра II. Адвокатура изначально планировалась и создавалась  как самоуправляющаяся организация. Фактически это означало ее независимость от государства, что вносило элемент состязательности в мощную систему полицейского устройства державы. При этом самодержавие никоим образом не хотело видеть становление адвокатуры в качестве либеральной, антиправительственной или оппозиционной группы. Именно поэтому были сразу же предприняты шаги для того, чтобы не сложилась ситуация, когда адвокатура могла бы реально в силу своего исключительного положения стать опорой демократического движения.

Вместе с тем зачатки адвокатской деятельности (связанной в основном с судебным представительством) появились в России значительно раньше.

Вплоть до ХV в. в России существовал  так называемый принцип личной явки. Например, по Псковской судной грамоте  приглашать поверенных могли только женщины, дети, монахи, дряхлые старики и глухие.

Затем в обществе в качестве защиты появляется "родственное представительство". Непосредственно за ними зародились и "наемные поверенные". Функции  их могли осуществлять все дееспособные лица. Поверенных называли "ходатаями по делам, стряпчими". Только в ХIХ в. из обычного правового института судебное представительство превращается в юридический институт присяжных стряпчих, которые вносились в особые списки, существовавшие при судах3.

Стряпчие, выполнявшие роль адвокатов в России до судебных реформ, оставили о себе весьма неблагоприятные воспоминания. Они находились в полной зависимости от судей и практически не имели никаких прав. Более того, по Уложению 1649 г. ходатаи могли быть подвергнуты телесному наказанию и даже тюремному заключению, а после троекратного осуждения лишались права ходатайствовать по чужим делам.

Адвокатской практикой занимались в основном государственные служащие невысокого ранга в свое свободное  время или находясь в отставке. Будучи сведущими в тонкостях бюрократических процедур и языка и занимая относительно скромное место в государственной машине, эти малые функционеры-адвокаты были вполне естественным, хотя и жалким заменителем настоящих адвокатов-профессионалов4.

Вместе с тем С.А. Андреевский в предисловии к книге "Русские судебные ораторы в известных уголовных процессах ХIХ в." отмечает, что "...защитники по уголовным делам - это люди свободной профессии. Поэтому от уголовных защитников не требуется ровно никакого ценза. Подсудимый может пригласить в защитники кого угодно. И этот первый встречный может затмить своим талантом всех профессионалов. Значит, уголовная защита - прежде всего не научная специальность, а искусство, такое же независимое и творческое, как все прочие искусства... Поэтому-то и уголовные защитники имеют популярность своего рода "избранников" толпы - не то поэтов, не то драматических любовников, не то чарующих баритонов... Они фигурируют на эстраде; у них развиваются актерские инстинкты..."5.

По системе, установленной Указом от 5 ноября 1723 г., как и ранее, "тяжущиеся" (т.е. гражданские) дела готовились не стряпчими, а государственными чиновниками. "Тяжущиеся" стороны должны были представлять свои прошения, документы и доказательства, после чего суд объяснял дело и управлял его ходом до окончательного решения.

Информация о работе История органов адвокатуры