Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 14:45, курсовая работа
Рабство и работорговля как социальное явление насчитывают не одно тысячелетие. Распад рабовладельческой общественно-экономической формации не означал упразднения рабства, а предполагал его существование в модифицированном виде. Достаточно вспомнить, что крепостное право, юридически закреплявшее рабство крепостных крестьян, в России было отменено лишь в 1861 г. По оценкам ООН, ныне в мире насчитывается до 27 млн. человек, находящихся в рабстве.1 Согласно данным Федерального бюро расследований США, международная работорговля ежегодно приносит до 9,5 млрд. долларов прибыли. Процветает рабство и на просторах России, особенно на некоторых территориях Северного Кавказа, отдаленных территориях Сибири и Дальнего Востока.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ И РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
О ЗАПРЕТЕ РАБСТВА И РАБОТОРГОВЛИ 7
Борьба с рабством в международном праве 7
Противодействие работорговле в российском законодательстве 13
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАПРЕТА РАБСТВА
В РФ 17
Понятие «использования рабского труда» 17
Уголовно-правовая характеристика рабства 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
жм>тдества, шантажа, других противоправных угроз.
Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. "_2".2 УК РФ, выражается в использовании рабского труда человека. Термин
М.Ю. Указ. соч. -С. 174.
22
'использование" по своему смыслу равнозначен гражданско-правовому правомочию пользования как одному из атрибутов права собственности, т.е. как возможности извлечения из вещи полезных свойств в процессе ее .тачного или производительного потребления.1 При этом под использованием понимается не сама возможность извлечения из человека полезных свойств, а реальное извлечение такого его свойства, как возможность выполнять работу.
А.В. Хабаров считает, что активные действия как признак объективной .-гоны анализируемого преступления заключаются в "потреблении :езной деятельности (получении ее результатов, плодов, доходов) другого человека" }
М.Ю. Буряк определяет объективную сторону использования рабского труда как извлечение посредством использования труда человека, в отношении которого осуществляются правомочия собственности, разнообразных выгод, прежде всего носящих материальный характер.
С таким
толкованием объективной
дно согласиться, ибо из диспозиции ч. 1 ст. 127.2 УК РФ следует, что
«ръективную сторону преступления образует не использование результатов
да. выполняемого человеком, находящимся на положении раба, а
использование самого рабского труда. Пользование продуктами трудовой
деятельности раба выходит за рамки состава данного преступления, тогда как
извлечение из порабощенного человека выгоды в виде его трудовых
возможностей образует ядро объективной стороны указанного
посягательства.
Использование рабского труда человека, который по не зависящим от -;:: причинам не может отказаться от выполнения работ (услуг),
Гражданское право: Учебник. Ч. I / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М., 1998. - С. 340. -г:гов А.В. Указ. соч. - С. 151.
к
: ряс М.Ю. Указ. соч. - С. 173. См. также: Уголовное право РФ. Особенная часть: Учебник / Под ред. Л.В. йаогамовой-Хегай, А.И. Рарога. - М., 2004. - С. 87 - 88.
предполагает не что иное, как принуждение к труду. Таким образом, извлечению трудовой выгоды из человека, обращенного в рабство, предшествует принуждение его к осуществлению трудовой деятельности. Принуждение к рабскому труду является неотъемлемым признаком преступного деяния в анализируемом составе преступления, несмотря на то что данный признак напрямую не зафиксирован в диспозиции соответствующей статьи УК. Его наличие с очевидностью вытекает из ее смысла. Доказательством тому служит закрепление в качестве квалифицирующих признаков данного преступления (п. "г" ч. 2 ст. 127.2 УК РФ) шантажа, насилия, а также угрозы его применения, однозначно указывающих на принудительный характер способов использования рабского труда.
При этом способы принуждения не исчерпываются перечисленными. В пункте "в" ч. 2 ст. 127.2 УК РФ в качестве способа использования рабского груда предусмотрено использование виновным своего служебного положения. А в пункте "д" ч. 2 ст. 127.2 УК РФ предусмотрено изъятие, сокрытие либо уничтожение документов, удостоверяющих личность потерпевшего.
Из этого можно сделать вывод, что ч. 1 ст. 127.2 УК РФ охватывает все иные способы принуждения к труду человека, обращенного в рабство, не образующие самостоятельного состава более тяжкого преступления. К таковым способам относятся угроза уничтожением или повреждением чужого имущества, угроза совершением иного противоправного деяния, уничтожение или повреждение чужого имущества, использование материальной или иной зависимости потерпевшего.
Таким
образом, объективная сторона
24
является
принуждение порабощенного
Не исключены ситуации, когда выполнение всех признаков объективной стороны данного преступления осуществляет не один виновный, а несколько лиц. Причем их роли могут быть распределены, когда одно лицо принуждает раба к труду, а другое лицо использует его трудовую деятельность.
Следовательно, к числу субъектов данного преступления можно отнести две категории виновных:
летка и объема работы, контроль за выполнением плана, присвоение результатов рабского труда и т.п.).
Оба субъекта в любом случае должны признаваться исполнителями преступления, а если они действовали сообща, то соисполнителями мспользования рабского труда. По этой причине вызывает возражение мнение А.В. Хабарова о том, что само принуждение к труду не входит в состав использования рабского труда, а лицо, принуждавшее подневольного к труду в пользу третьего лица (которое использовало этот труд), должно считаться лишь пособником преступления.1
В
известной нам литературе по уголовному
праву практически все
Хабаров А.В. Указ. соч. - С. 151.
25
обычно определяется как фактическое использование виновным рабского труда другого человека.
Полагаем, что использование рабского труда следует считать оконченным преступлением с момента, когда порабощенный человек начал принудительно трудиться. Достижение рабом каких-либо результатов трудовой деятельности (получение продукции), а равно использование результатов труда виновным на квалификацию содеянного не влияет, так как данные обстоятельства находятся за пределами состава преступления. Момент окончания преступления с этими обстоятельствами не связывается.
Наряду с формальным характером данного состава преступления высказывается мнение о его длящемся характере.1 Это справедливо. Однако с равным успехом можно вести речь о продолжаемом характере этого состава преступления (например, когда одного и того же раба привлекают к труду периодически либо каждодневно, давая время для приема пищи и отдыха). В таком случае использование рабского труда одновременно является и хтящимся, и продолжаемым посягательством, не образуя совокупности преступлений.
Если раб не приступил к выполнению трудовых операций по настоянию виновного, содеянное последним не образует оконченного состава преступления. Самого факта принуждения к труду явно недостаточно для признания преступления оконченным. Обязательным его признаком является извлечение из потерпевшего выгоды в виде реального использования его трудовых возможностей. Поэтому принуждение к рабскому труду, не доведенное до конца по не зависящим от лица обстоятельствам, следует квалифицировать как покушение на использование рабского труда по ч. 3 ст. 30 и соответствующей части ст. 127.2 УК РФ.
Трудовые операции, осуществляемые человеком, находящимся в рабстве, могут быть разнообразны. В диспозиции ст. 127.2 УК РФ
Хабаров А.В. Указ. соч. - С. 151.
26
аконодатель конкретизировал их как выполнение работ и услуг. Характер юследних (материальный или нематериальный), продолжительность их выполнения потерпевшим юридического значения для квалификации содеянного по ст. 127.2 УК РФ не имеют.
Лишено значения для квалификации и то обстоятельство, имели ли выполняемые работы или услуги законный характер либо были противозаконны. Право человека на свободу труда нарушается в случае принуждения его к осуществлению любой трудовой деятельности, будь то, к примеру, работа по сбору картофеля на огородном участке рабовладельца либо сбор опийного мака на незаконных плантациях наркодельца.
Принуждение человека, в отношении которого осуществляются полномочия, присущие праву собственности, к выполнению незаконных работ или услуг, образующих самостоятельный состав преступления, требует квалификации содеянного по совокупности. Наряду со ст. 127.2 УК РФ виновный подлежит ответственности в качестве организатора или подстрекателя за то преступление, которое совершил порабощенный человек по принуждению. Последний несет ответственность в качестве исполнителя.
Если человек, находящийся на положении раба, занимался незаконным принудительным трудом при обстоятельствах, исключающих преступность деяния, то он не может нести уголовную ответственность за содеянное. К числу таких обстоятельств, во-первых, относится крайняя необходимость, при которой рабовладелец ставит потерпевшего в такие условия, в силу которых он вынужден причинить вред меньший во избежание причинения большего вреда для своих прав и законных интересов либо прав и законных интересов других лиц. Таковым является, например, сбор рабом наркотикосодержащих растений под угрозой немедленного лишения его жизни.
Во-вторых, обстоятельством, исключающим преступность деяния раба, может быть отсутствие осознания общественной опасности содеянного
27
(фактическая ошибка), что может исключать вину и ответственность. Таковы, например, случаи использования рабского труда в подпольных цехах представителей теневой экономики, которые занимаются незаконным предпринимательством. Порабощенные работники таких предприятий, выпуская внешне легальную продукцию (одежду, алкоголь, продукты питания и т.п.), могут быть не осведомленными о противоправном характере производства в целом.
За содеянное рабом в условиях крайней необходимости или при фактической ошибке, исключающей вину, уголовную ответственность несет лицо, которое принудило потерпевшего осуществлять противозаконный рабский труд и которое является исполнителем преступления (ч. 2 ст. 33 УК РФ).
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ I Международные правовые акты