Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:02, курсовая работа
Актуальной темой является и институт политического убежища. Важность состоит в том, что тенденции развития современного международного права таковы, что приоритетное значение приобретает защита прав человека. Одним из важнейших институтов такой защиты является право убежища. Войны, международные конфликты, многочисленные социальные катаклизмы, которые можно наблюдать сегодня в мире, привели к тому, что многие люди были вынуждены покинуть место их обычного проживания и искать убежище в других государствах.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Институт экстрадиции……………………………………………………...5
1.1. История развития…………………………………………………………5
1.2. Экстрадиция в РФ в настоящее время…………………………………..5
1.3. Правовое регулирование экстрадиции в РФ………………………........9
2. Политическое убежище…………………………………………………...11
2.1. История развития………………………………………………………..11
2.2. Политическое убежище в РФ в настоящее время……………………..14
2.3. Практика применения института политического убежища в РФ…. 21
Заключение…………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………......27
В соответствии с международным правом выдача не разрешается, если правонарушение, в отношении которого поступила просьба о выдаче, рассматривается запрашиваемым государством как правонарушение политического характера, если имеются веские основания полагать, что просьба о выдаче имеет целью судебное преследование, наказание лица по признаку расы, вероисповедания, национальности, этнической принадлежности, политических взглядов, пола или статуса или что положению такого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин.
Международное право исключает из числа преследуемых по политическим убеждениям лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они совершили преступление против мира, военные преступления или преступление против человечества, незаконный захват воздушных судов и заложников, акты терроризма и т.д.
Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ Российское государство принимает на себя обязательство защиты и покровительства отечественным гражданам за пределами Российской Федерации, гарантируя такую защиту и покровительство как постоянно проживающим российским гражданам за границей, так и временно там пребывающим (туристам, командированным и т.п.).
Функции дипломатических представительств Российской Федерации определяются Венской конвенцией о дипломатических сношениях (1961 г.), а функции консульских учреждений - Венской конвенцией о консульских сношениях (1963 г.). Действует также Консульский устав (1976 г.). Российской Федерацией заключены многочисленные двусторонние консульские договоры и конвенции.
Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" устанавливает, что гражданам Российской Федерации, находящимся за пределами Российской Федерации, предоставляются защита и покровительство Российской Федерации (ч. 1 ст. 7). Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации, должностные лица указанных представительств и учреждений обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, установленными Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также возможность защищать их права и охраняемые законом интересы.
2. Политическое убежище.
2.1. История развития.
Под правом политического убежища в юридической науке понимается предоставление государством возможности въезда и безопасного проживания на его территории лицам, преследуемым на своей родине за политические, научные, религиозные взгляды, убеждения и соответствующую деятельность.
В ст. 14 Всеобщей декларации прав человека провозглашено:
"1.
Каждый человек имеет право
искать убежище от
2.
Это право не может быть
использовано в случае
В Декларации о территориальном убежище (1967 г.) предусматривается: 1) государства сами решают вопрос о предоставлении убежища тем или иным лицам; 2) убежище, предоставленное государством лицам, подпадающим под действие ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, должно уважаться всеми другими государствами; 3) эти лица не могут подвергаться таким мерам, как недопущение на территорию государства, а если они уже находятся на его территории, то не могут быть высланы на территорию какого-либо государства, где они могут подвергаться преследованию; 4) право убежища не распространяется на лиц, в отношении которых имеются серьезные основания считать, что они совершили преступление против мира, военные преступления или преступления против человечности; 5) государство, предоставившее убежище, не должно разрешать лицам, пользующимся убежищем, заниматься деятельностью, противоречащей принципам и целям ООН.
В конституциях и специальных законах государств о праве убежища четко устанавливается, каким категориям преследуемых в отечественных государствах лиц может предоставляться убежище, и определяется их правовой статус.
По
мере общественно-исторического
Международное право исключает из числа преследуемых по политическим убеждениям лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они совершили преступление против мира, военные преступления или преступление против человечества, незаконный захват воздушных судов и заложников, акты терроризма и т.д.
На просьбу лица предоставить ему политическое убежище может последовать и отказ в этом, что определяется суверенитетом государства, для которого в каждом случае главным является решение вопроса, действительно ли лицо преследуется за политические или иные убеждения.
В советский период Российского государства 28 марта 1918 г. был издан Декрет ВЦИК "О праве убежища". Право убежища закреплялось во всех советских конституциях (ст. 21 Конституции РСФСР 1918 г., ст. 129 Конституции СССР 1936 г., ст. 38 Конституции СССР 1977 г. и др.). Право убежища предоставлялось иностранцам (иностранным гражданам), подвергавшимся преследованиям за преступления политического и религиозного характера, защиту интересов трудящихся и дела мира, участие в революционном и национально-освободительном движении, прогрессивную общественно-политическую, научную или иную творческую деятельность. При этом оговаривалось, что советское государство отказывает в убежище уголовным преступникам (террористические акты, религиозный экстремизм и др.) и лицам, совершившим преступление против мира и человечества, военные и другие международные преступления.
Согласно
ч. 1 ст. 63 Конституции РФ Российская
Федерация предоставляет
Политическое
убежище предоставляется
2.2. Политическое убежище в РФ в настоящее время.
Российская
Федерация предоставляет
Предоставление
политического убежища
Предоставление Российской Федерацией политического убежища является конституционным полномочием Президента РФ и оформляется указом Президента РФ.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище, и члены его семьи пользуются на территории Российской Федерации правами и свободами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В названном Указе Президента РФ установлен и порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
В процедуре предоставления политического убежища Российской Федерацией участвуют Федеральная миграционная служба, Министерство иностранных дел РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ. Все материалы указанных федеральных органов исполнительной власти направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ, которая дает заключение и рекомендации Президенту РФ по ходатайству иностранного гражданина или лица без гражданства о предоставлении убежища.
В
рассматриваемом Указе
При предоставлении лицу (иностранному гражданину или лицу без гражданства) политического убежища Российская Федерация может установить специальные права и гарантии для этой категории лиц.
В соответствии с международным правом выдача лица, получившего убежище, не разрешается, если правонарушение, в отношении которого поступила просьба о выдаче, рассматривается запрашиваемым государством как правонарушение политического характера, если имеются веские основания полагать, что просьба о выдаче имеет целью судебное преследование, наказание лица по признаку расы, вероисповедания, национальности, этнической принадлежности, политических взглядов, пола или статуса или что положению такого лица может быть нанесен ущерб по любой из этих причин. При предоставлении лицу политического убежища государство принимает на себя обязательство не выдавать его другим государствам.
Согласно ч. 2 ст. 63 Конституции РФ в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.
В 1993 г. Российская Федерация произвела выдачу Правительству Азербайджанской Республики бывшего президента Азербайджана А.Н. Муталибова и бывшего министра обороны Р.Г. Казиева, что вызвало протест Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В Заявлении от 17 апреля 1996 г. "Об ответственности за выдачу иностранным государствам лиц, преследуемых за политические убеждения" Дума расценила эту выдачу как нарушение Конституции РФ и норм международного права, указав, что ссылка на существующие между Россией и Азербайджаном договоры о правовой помощи несостоятельна, так как речь идет не о выдаче уголовных преступников, а о передаче иностранному государству политических инакомыслящих.
Иначе решается вопрос о лицах, совершивших действия, являющиеся и по российским законам преступлениями. По правилу, установленному в ч. 2 ст. 63 Конституции РФ, выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора РФ. Речь в данном случае идет о лицах, не являющихся гражданами Российской Федерации.
В международных договорах РФ (двусторонних и многосторонних) определены круг подлежащих выдаче лиц и условия их выдачи. Аналогичные нормы содержатся в Конвенции государств - участников СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.). Вопросы о выдаче решаются Генеральным прокурором РФ. Однако при ратификации Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 66-ФЗ установил, что для целей этого Договора компетентными органами со стороны Российской Федерации являются Генеральная прокуратура РФ и Министерство юстиции РФ. Можно предположить, что указанные в названном Федеральном законе органы будут рассматриваться как компетентные при выдаче и в других случаях.
Таким образом, право политического убежища предоставляется государством и зависит от его усмотрения с учетом действия общепризнанных принципов и норм международного права в данной сфере отношений; убежище в Российской Федерации не может предоставляться лицам, преследуемым на родине за совершение общеуголовных преступлений; Россия предоставляет территориальное (а не дипломатическое) убежище; убежище может предоставляться как иностранным гражданам, так и лицам без гражданства (между тем как ранее действовавшее в нашей стране конституционное законодательство предусматривало предоставление убежища только гражданам иностранных государств); Российская Федерация не выдает лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за деяния, не признаваемые в Российской Федерации преступлениями; лица, которым предоставлено убежище в Российской Федерации, пользуются всеми правами, предусмотренными конституцией и законами.
Информация о работе Институты экстрадиции и политического убежища в уголовном праве РФ