Институты экстрадиции и политического убежища в уголовном праве РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Актуальной темой является и институт политического убежища. Важность состоит в том, что тенденции развития современного международного права таковы, что приоритетное значение приобретает защита прав человека. Одним из важнейших институтов такой защиты является право убежища. Войны, международные конфликты, многочисленные социальные катаклизмы, которые можно наблюдать сегодня в мире, привели к тому, что многие люди были вынуждены покинуть место их обычного проживания и искать убежище в других государствах.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

1. Институт экстрадиции……………………………………………………...5

1.1. История развития…………………………………………………………5

1.2. Экстрадиция в РФ в настоящее время…………………………………..5

1.3. Правовое регулирование экстрадиции в РФ………………………........9

2. Политическое убежище…………………………………………………...11

2.1. История развития………………………………………………………..11

2.2. Политическое убежище в РФ в настоящее время……………………..14

2.3. Практика применения института политического убежища в РФ…. 21

Заключение…………………………………………………………………...24

Список литературы………………………………………………………......27

Работа содержит 1 файл

УП курсовая работа с номерами страниц555.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

2009

      Содержание.

   Введение………………………………………………………………………..3

    1. Институт  экстрадиции……………………………………………………...5

    1.1. История развития…………………………………………………………5

   1.2. Экстрадиция в РФ в настоящее время…………………………………..5

   1.3. Правовое регулирование экстрадиции в РФ………………………........9

   2. Политическое убежище…………………………………………………...11

   2.1. История развития………………………………………………………..11

   2.2. Политическое убежище в РФ  в настоящее время……………………..14

   2.3. Практика применения института  политического убежища в РФ….    21

   Заключение…………………………………………………………………...24

   Список  литературы………………………………………………………......27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение.

      Важность  правового регулирования института  экстрадиции в системе, оказываемой  государствами правовой помощи по уголовным  делам, определяется как национальными интересами государств, в целях предупреждения уголовной преступности на их территории, так и интересами международного сотрудничества по борьбе с преступлениями, представляющими опасность для всего сообщества государств. В этой ситуации объединение совместных усилий государств, для осуществления сотрудничества в борьбе с преступностью, приобрело особое значение. Существенное место в этом сотрудничестве занимает институт экстрадиции.

      Экстрадиция (от лат. extraditio - выдача иностранному государству  лица, нарушившего законы этого государства) является важной составной частью международного сотрудничества в сфере уголовного судебного производства. В основе института выдачи лежит принцип "aut dedere aut judicare" (или выдай, или суди), который означает, что лицо, совершившее преступление, должно понести наказание в стране, где оно было задержано, или в стране совершения преступления либо в стране, в наибольшей степени пострадавшей от преступления. Экстрадиция является направленным на реализацию принципа неотвратимости ответственности актом международной правовой помощи, основанным на принципах и нормах международного права.

      Актуальной темой является и институт политического убежища. Важность состоит в том, что тенденции развития современного международного права таковы, что приоритетное значение приобретает защита прав человека. Одним из важнейших институтов такой защиты является право убежища. Войны, международные конфликты, многочисленные социальные катаклизмы, которые можно наблюдать сегодня в мире, привели к тому, что многие люди были вынуждены покинуть место их обычного проживания и искать убежище в других государствах.

    Существуют  категории иностранцев, которые  вообще не могут, а бывает, и не заинтересованы в том, чтобы прибегать к помощи государства, гражданами которого они являются. Известна категория иностранцев, получивших в данном государстве убежище. Институт права убежища не входит в сферу отношений государства со своими гражданами и касается только правового положения иностранцев. Под правом убежища понимается предоставление данным государством возможности въезда и безопасного проживания на его территории какому-либо иностранцу, преследуемому на своей родине за политические, научные, религиозные взгляды, убеждения и соответствующую деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Институт экстрадиции.

    1.1. История развития.

   Институт  экстрадиции имеет многовековую историю и его начало можно  проследить со времен глубокой древности, когда еще не существовало правовых взаимоотношений в вопросах противостояния преступности в ее современном понимании. История экстрадиции берет свое начало с возникновения первых признаков дипломатии. Историю экстрадиции можно разделить на четыре периода.

   Первый  период начинается с древних времен и завершается                    в конце XVII века. В этот период экстрадиция не являлась частым явлением и, в основном, имела место в отношении политических преступлений, а также в отношении еретиков и перебежчиков.

   Второй  период начинается с XVIII века и заканчивается  первой половиной XIX века. Этот период характеризуется наличием договоров между государствами не только в отношении бунтовщиков и перебежчиков, но также лиц, виновных в совершении преступлений уголовного характера.

   Третий  период начинается с 1840 года. В этот период государства начали согласованную компанию в отношении беглых преступников.

   Четвертый период берёт своё начало после 1948 года и продолжается по настоящее время. Именно после второй мировой войны  интенсивно стали развиваться международные  отношения. В этот период на первый план вышла необходимость построения международной безопасности и предупреждения совершения в будущем преступлений против мира и безопасности человечества.

   1.2. Экстрадиция в РФ в настоящее время.

   Основными целями экстрадиции в настоящее  время являются:

- уголовное  преследование лица, обвиняемого  в совершении преступления, влекущего  за собой применение уголовного  наказания в виде лишения свободы  на срок не менее одного  года;

- исполнение  вступившего в силу приговора,  предусматривающего наказание в  виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев или более тяжкое наказание, в отношении лица, не отбывшего данное наказание.

    В статье 13 УК РФ закреплены правила экстрадиции, касающиеся российских граждан, а также  иностранцев и лиц без гражданства. В отношении российских граждан налицо жесткий императив - граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором РФ.

     Экстрадиция включает в себя выдачу обвиняемых в совершении преступления для их уголовного преследования, а также передачу лиц тому государству, где в отношении данных лиц вступил в силу обвинительный приговор суда, для приведения приговора в исполнение. К институту экстрадиции также относится передача преступника, осужденного в одном государстве, другому, гражданином которого он является, для отбывания наказания.

     В соответствии с международными договорами Российской Федерации (многосторонним или двусторонним) выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации.

     Вопросам  экстрадиции посвящены многие международные  правовые акты. К ним относятся  документы ООН – Типовой договор  о выдаче, принятый на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1990 года; Римский статут Международного уголовного суда 1998 года, конвенции – Европейская конвенция о выдаче 1957 года, Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, Берлинская конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются 1978 года и межгосударственные договоры. Государства - участники СНГ приняли 22 января 1993 года в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, заключены между Российской Федерацией и Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Индией, Ираком, Ираном, Йеменом, Канадой, Кипром, Китаем, КНДР, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Молдавией, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией, Югославией и рядом других государств.

     В большинстве международных договоров  Российской Федерации оговорены  условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации, в тех случаях, когда:

- на  момент получения требования  уголовное преследование согласно  российскому законодательству не  может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;

- в отношении  лица, выдача которого требуется,  в Российской Федерации за  то же преступление был вынесен  приговор или постановление о прекращении производства по делу, вступившее в законную силу;

- преступление  в соответствии с законодательством  запрашивающего о выдаче государства  или российским законодательством  преследуется в порядке частного  обвинения (по заявлению потерпевшего).

     При возникновении вопроса о выдаче лицо может стать субъектом экстрадиции  лишь при условии наличия у  этого лица гражданства запрашивающего государства, отсутствия гражданства  страны, на территории которой он находится, а также в случае, если запрошенное к выдаче лицо является лицом без гражданства, либо гражданином третьего государства. Российская Федерация может предъявить требование о выдаче для привлечения к уголовной ответственности лица, обвиняемого в совершении преступления, в случаях когда:

- это лицо является гражданином Российской Федерации;

- преступление  совершено на ее территории  или направлено против ее интересов; 

- в соответствии  с ч. 3 ст. 12 УК РФ преступление, инкриминируемое данному лицу, является  конвенционным, то есть предусмотрено  международным договором о борьбе с данным видом преступлений (например, ч. ч. 3, 4 ст. 10 Международной конвенции о борьбе с захватом заложников 1979 г.).

     Основанием  для направления Российской Федерацией запроса о выдаче является ее международный  договор. Если же такой договор отсутствует, то основанием для направления запроса о выдаче лица Российской Федерации является письменное обязательство Генерального прокурора Российской Федерации в будущем выдавать запрашиваемому государству лиц для их уголовного преследования или исполнения вступившего в отношении их в законную силу приговора, постановленного от имени данного государства, с соблюдением норм российского права и на основе принципа взаимности.

     Необходимые документы, с просьбой о выдаче, должны содержать сведения о субъекте экстрадиции и определенный объем доказательственной базы, достаточный для обоснованности принятия судьей или прокурором в стране, где это лицо скрывается, решения на санкционирование взятия его под стражу и последующей выдачи.

     Запрос подается в письменном виде, один из экземпляров которого составляется на языке запрашиваемого государства и передается по дипломатическим либо по согласованным сторонами каналам. К запросу о выдаче для уголовного преследования обязательно прикладывается заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, а к запросу о выдаче для исполнения приговора – заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о не отбытом сроке наказания.

     1.3. Правовое регулирование экстрадиции в РФ.

    Конституция РФ в ч. 1 ст. 61 устанавливает запрет на высылку гражданина Российской Федерации  за пределы Российской Федерации  или выдачу его другому государству. Это правило направлено против произвола  государственных властей относительно отечественных граждан, каких бы политических взглядов они ни придерживались и какие бы действия ни допускали. Высылка гражданина Российской Федерации за пределы Российской Федерации не может быть и мерой наказания. Поэтому законодатель не может устанавливать такую меру уголовного наказания, как, например, высылка гражданина за пределы Российской Федерации.

    Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в ч. 5 ст. 4 в качестве принципа устанавливает положение, согласно которому гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

    Однако  положение, содержащееся, в частности, в ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, не означает освобождение российских граждан от ответственности и наказания на территориях иностранных государств. Граждане отвечают за свои действия по законам своего государства. Компетентные органы России обязаны возбуждать уголовное преследование против российских граждан, подозреваемых в совершении преступления на территориях других государств, что вытекает из соответствующих международных договоров Российской Федерации о правовой помощи.

    Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача государствами друг другу лиц, находящихся  на их территориях, для привлечения  к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Конституция РФ содержит прямой запрет на выдачу российских граждан другому государству. Однако это правило не препятствует удовлетворению запросов иностранных государств на выдачу других лиц, не являющихся российскими гражданами и находящихся на территории Российской Федерации.

Информация о работе Институты экстрадиции и политического убежища в уголовном праве РФ