Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:48, курсовая работа
Цель работы - раскрыть содержание принципа справедливости и выявить проблемы, связанные с реализацией принципа справедливости при применении норм уголовного права.
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:
рассмотреть философское и общеправовое понятие категории «справедливость»;
раскрыть понятие принципов уголовного права;
показать отражение принципа справедливости при криминализации и декриминализации, определении санкции, назначении наказания;
показать реализацию принципа справедливости в действующем уголовном законодательстве России;
раскрыть понятие «восстановление социальной справедливости» как одной из целей наказания и способы ее достижения.
Введение 3
§ 1. Понятие категории «справедливость» 5
§2. Соотношение справедливости и права 8
§3. О важности изучения категории «справедливости» в уголовном
праве 11
§4. Принцип справедливости в российском уголовном праве 15
§5. Справедливость как основа исключения повторной уголовной
ответственности 20
§6. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного
Наказания………………………………………………………………….22
§7. Справедливость назначения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера……………………………………………26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Содержание
Введение 3
§ 1. Понятие категории «справедливость» 5
§2. Соотношение справедливости и права 8
§3. О важности изучения категории «справедливости» в уголовном
праве 11
§4. Принцип справедливости в российском уголовном праве 15
§5. Справедливость как основа исключения повторной уголовной
ответственности 20
§6. Восстановление социальной справедливости как цель уголовного
Наказания………………………………………………………
§7. Справедливость назначения уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера……………………………………………26
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение
Тема справедливости актуальна всегда. Справедливость является общеправовым принципом, т.е. действует во всех отраслях права. О справедливости писали еще древнегреческие ученые, и по сей день нет однозначного определения этого понятия, Особенно важно чтобы принцип справедливости не нарушался в уголовном праве, поскольку уголовное право охраняет наиболее важные общественные отношения, и обладает наивысшей репрессивной силой. Нарушение принципа в этой области ведет к нарушению всей системы общественных отношений и подрывает авторитет государственной власти.
Цель и задачи исследования вытекают из актуальности и степени научной разработанности проблемы.
Цель работы - раскрыть содержание принципа справедливости и выявить проблемы, связанные с реализацией принципа справедливости при применении норм уголовного права.
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:
рассмотреть философское и общеправовое понятие категории «справедливость»;
раскрыть понятие принципов уголовного права;
показать отражение принципа справедливости при криминализации и декриминализации, определении санкции, назначении наказания;
показать
реализацию принципа справедливости в
действующем уголовном
раскрыть
понятие «восстановление
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.
Объектом исследования является справедливость как правовая категория и явление российского права; общественные отношения по поводу реализации положений принципа справедливости при применении норм уголовного права Российской Федерации.
В качестве предмета исследования выступает справедливость как принцип российского уголовного права и ее отражение в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще – и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести сравнительно-правовой, исторический, формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Эмпирическую базу исследования составляют данные о состоянии и динамике преступлений, совершенных на территории Российской Федерации. Анализировались результаты социологических исследований и статистические данные ряда ученых-юристов.
В
работе используются работы таких ученых
в сфере уголовного права и
других наук как Соловьев В., Яковлев
А.М., Бытко Ю.И., Рыбак М.С., Веригина Г.В,
учебники уголовного права, комментарии
законодательства.
За добро следует платить добром,
а за зло - справедливостью
Конфуций.
§1. Понятие категории «справедливость»
Центральным в силу значимости и сложности является вопрос о понятии справедливости. Речь идет именно о понятии, но не чувстве справедливости. Состояние справедливости присуще не только каждому человеку, но и всему человеческому сообществу. Очевидно, что это имел в виду и Лейбниц более 350 лет назад отмечавший, что и самые дикие народы понимают, что такое справедливость. И.А, Ильин также был убежден, что «где-то в глубине бессознательного живет священная способность человека отличать лучшее от худшего».
Справедливость удостаивали своим вниманием многие учёные и философы, и юристы всех времен и народов, однако нет в философской и юридической литературе единодушия в вопросе определения справедливости. Однако есть исходная позиция, при которой проблема справедливости, в том числе проблема её понятия исследуются в неразрывной связи с понятием права. Но даже и в таких случаях единообразия в понимании справедливости не наблюдается: одни исследователи отождествляют справедливость с правом, у других право признается явлением, производным от справедливости, у третьих, наоборот, справедливость рассматривается, как порождение права. Ситуация осложняется тем, что никогда не было, нет и в ближайшей перспективе предвидится единодушия в понимании права и, следовательно, в понимании справедливости. 1
Концепция справедливости возникла в Древней Греции в VI - V вв. до н.э. Ещё «гомеровскому обществу» было известно право в смысле обычая и справедливости (темис), а также принцип социальной и правовой справедливости (дике). Среди древнегреческих философов не было един-
ства в понимании справедливости. Пифагорейцы, рассматривая наказание как возмездие, трактовали справедливость в смысле воздаяния равным за равное. Софисты, напротив, отрицали в наказании момент возмездия. В частности, Протагор видел в наказании средство психического воздействия на преступника и других лиц. По Сократу, все нецелесообразное несправедливо; то, что законно, то и справедливо. Платону не чужда мысль о том что справедливое то же, что и полезное. Он признает справедливостью добродетель, «сущность которой в том, чтобы каждый делал то, что ему предназначено природою». По мнению Аристотеля, «справедливость есть воздаяние каждому того, что ему следует». Он отвергает верность учения пифагорейцев, отстаивающих идею возмездия. Это свидетельствует о том что философ не ставил знака равенства между воздаянием и возмездием. Еще
Сократ упоминал о воздаянии по заслугам за добрые дела, подразумевающем
награду. 2
Представители нормативного направления права признают в качестве нравственных принципов естественные законы, символизирующие основные фундаментальные права человека и гражданина: свобода, равенство, право на жизнь, право частной и других форм собственности, безопасность, достоинство, справедливость, семья, народ как источник власти, человек -высшая ценность, охрана прав человека - цель и обязанность государства. Другими словами, справедливость у них - не свойство права, а его принцип, исходная, определяющая идея, установка, составляющая нравственную основу возникновения, развития и функционирования права. Закон же предстает в качестве дозированной государством и в том или ином объёме дарованной народу справедливости.
Таким
образом, справедливость порождается
нормой права и её объем также определяется
содержанием нормы права и, следовательно
зависит от воли законодателя. Следовательно,
и справедливость - дар законодателя
народу. И народ, наделивший законодателя властью, превращается в жалкого просителя справедливости, а законодатель - в жестокого узурпатора, который может подарить народу справедливость, но может этого и не делать, но если вздумается подарить, то прежде определит ее размер. Подобные концепции приводят к выводу, что нормативный акт справедлив не потому, что соответствует каким-то высшим идеалам, высшим ценностям, а потому, что существует, и пока он существует, он справедлив, поскольку существует. С этих позиций можно оправдать даже самый драконовский закон. Достаточно вспомнить законодательство СССР в эпоху тоталитаризма, когда любой нормативный акт признавался справедливым, а иной вывод мог быть расценен не просто в качестве акта неуважения этому документу, а к режиму власти в целом со всеми вытекающими последствиями для «инакомыслящего».
В рамках естественно-правовой школы права разделяются право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписанное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право. Источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека; эти права приобретаются от рождения или от Бога. 3
Говоря
о справедливости как одной из естественных
добродетелей, Аристотель, как было указано
выше, понимал ее как воздаяние каждому
того, что ему следует. Справедливость
состоит и в золотой середине, которою
является равенство между причиненною
несправедливостью и несправедливостью
испытанною, между полученным более, чем
следовало, и
обладаемым менее, чем следует. Это Аристотель именовал равенством
отношения.4
Стержневым в философии Бердяева было утверждение о свободе как важнейшем человеческом благе, от которого человек произведен. Свобода -это то, что является оценкой всего.
В то же время для Н.А. Бердяева была естественной справедливость неравенства. В связи с этим окончательная задача социализма, по его убеждению заключалась не в ликвидации неравенства между людьми, а в том, чтобы, освободив человечество от случайного и противоестественного неравенства, установить неравенство истинное и объективно-справедливое.
Справедливость во все времена должна служить ориентиром при решении вопросов реформирования положительного права. B.C. Соловьев был также убежден, что сущность человеческой личности заключается в нравственном начале и различие между людьми состоит не в нравственном начале их жизни и их действий - это начало для всех одно и то же, - а только в объеме, условиях и способах применения этого начала.5
§2. Соотношение права и справедливости
Справедливо то, что соответствует праву и действовать по справедливости - это значит действовать по праву, в соответствии с его всеобщим масштабом и равными для всех мерами свободы. Справедливость воплощает требование соблюдение правового равенства в соответствующих отношениях. Какого - либо другого принципа, кроме правового, справедливость не имеет. Справедливость может прийти в столкновение лишь с правонарушающим, но не с правовым законом, не с всеобщим принципом правового равенства, который является её собственным принципом.
Право
и закон - явления взаимосвязанные, но
не совпадающие, не тождественные. Право
обладает по отношению к закону верховенством,
закон должен проистекать из права, соответствовать и не противоречить ему. Закон, противоречащий праву, - явление противоправное, не имеющее оснований для существования. Естественное право должно быть «вплетено» в закон (в форму) в качестве его сущности и критерия справедливости
Информация о работе Идея справедливости в российском уголовном праве