Характеристика смертной казни в истории России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что вопрос о применении смертной казни в России как высшей меры наказания до сих пор окончательно не решён и является дискуссионным. С одной стороны, ч. 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на жизнь, но вместе с тем провозглашает, что «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни». С другой стороны, сегодня, когда человечество прошло несколько этапов общественно-экономического развития, идеи гуманизма, справедливости и добра всё больше проникают в общественное сознание, что закономерно приводит к отказу многих государств применения смертной казни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…4
1 История смертной казни в России………………………………………………..6
1.1 Смертная казнь в допетровской России………………………………………..6
1.2 Смертная казнь в период становления Российской Империи………………..8
1.3 Смертная казнь в послереволюционный период……………………………..11
1.4 Смертная казнь в действующем законодательстве России………………….18
2 Виды и признаки, исполнение и отсрочка от смертной казни………………21
2.1 Виды и признаки смертной казни……………………………………………..21
2.2 Порядок назначения и исполнения смертельных приговоров………………26
2.3 Отсрочка от исполнения смертельного приговора или замена наказания…29
3 Пределы ограничения смертной казни. Фактический мораторий на исполнения смертельных приговоров………………………………………...31
3.1 Резолюция ООН………………………………………………………………...36
4 Обсуждение перспектив смертной казни……………………………………..37
4.1 Мнение церкви на смертную казнь……………………………………………41
Заключение………………………………………………………………………….45
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Смертная казнь.docx

— 82.66 Кб (Скачать)

     Как я уже писала раньше, есть и материальная сторона данной проблемы.   Зачем  государству расходовать бюджет на содержание особо опасных   преступников? Если они не пощадили своих жертв, то зачем страна должна   щадить их? Неужели можно лишать свободы террористов? Или людей, берущих невинных жертв в заложники, преследуя свои корыстные цели? Взять, к   примеру, события 1 сентября 2004 года, когда в Беслане школьники были   взяты в заложники - на мой взгляд, таких преступников нужно не просто   казнить, их нужно истреблять.

        Ко всему прочему применение  смертной казни за убийство  служит вместе с тем   свидетельством  того, что жизнь потерпевших - достаточная ценность для   общества.

        Один из крупнейших русских  поэтов В. А. Жуковский писал:  казнь «не что   иное, как представитель строгой правды, преследующей зло и спасающий от   него порядок общественный, установленный самим Богом. Смертная казнь    ужасна своим невидимым присутствием, и мысль о ней воздерживает многих от   злодейства».  
 
 
 
 
 
 
 

     4.1 Мнение церкви  на смертную казнь 

     Мнение  по этому вопросу высказал Протоиерей Александр Ильяшенко. «Отмена моратория на смертную казнь, видимо, будет иметь место только в случае серьёзного пересмотра международного отношения к данной проблеме. Пока мораторий на смертную казнь прописан в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, смертную казнь в России можно ввести только в том случае, если РФ выйдет из состава Совета Европы, или же если Совет Европы решит пересмотреть этот пункт. На данный момент оба сценария маловероятны.

     Что касается проблемы смертной казни в  целом, думаю, что отменять смертную казнь в наших условиях не следует, иначе это развяжет руки тем, кто  ее боится. Когда в послевоенное время, при Сталине, смертная казнь  была отменена, случилась вспышка  убийств в лагерях: уголовники, не имевшие надежды выйти на свободу, стали безнаказанно совершать убийства, ведь на их судьбе это уже не могло  сказаться.

     Обсуждая  эту проблему, надо принимать во внимание следующие три момента. Первый момент – этический. Смертная казнь – очевидное зло. Один человек отнимает жизнь у другого, пусть на законном основании. Но не человек даёт другому человеку жизнь, и не человеку ее отнимать. Но тогда получается, что и защищать Родину на войне нельзя, ведь это означает убивать врага на поле брани. Что же – молча подчиниться злодеяниям? Пока человечество не стало совершенным, пока не научилось преодолевать преступления, карательные меры – неизбежность. «Особая мера наказания – смертная казнь – признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной Церкви. Вместе с тем, Церковь часто принимала на себя долг печалования перед светской властью об осужденных на казнь, прося для них милости и смягчения наказания». (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

     Однако  карательные меры не могут быть самоцелью, они должны служить исправлению  человека. Преступный поступок недопустим и не должен оставаться без наказания, но, пресекая преступление, необходимо видеть в преступнике человеческую личность, пусть помраченную грехом, и наравне со строгостью проявлять великодушие, помня о великодушии и милосердии Божием.

     Второй  момент связан с несовершенством  отечественного правосудия. Смертная казнь – необратимый шаг, поэтому  любая ошибка недопустима, потому что  ее нельзя исправить. Применять смертную казнь можно только тогда, когда  риск ошибок в правоохранительных органах  будет сведен к минимуму. В свое время протоиерей Глеб Каледа, один из первых священников, возродивших окормление тюрем православным духовенством, неоднократно один на один беседовавший в камере смертников с приговоренными к высшей мере, отмечал и такой важный момент: «Приговорами к высшей мере наказания мы воспитываем в сознании людей возможность убийства по своему или чужому решению, мы плодим палачей. За небольшую сумму стало возможным договориться об убийстве любой неугодной кому-то личности. Последние ступеньки моральной деградации нации».

     Нашей многострадальной стране необходима очень  хорошо организованная система правосудия – ведь правосудной может быть милостивая система. Например, в царской  России она была сравнительно мягкая. В то время в России смертная казнь  применялась только за особо опасные  государственные преступления, например, восстание декабристов против государственного строя, по сути, поставило в опасность  все общество. Напротив, в Англии в XIX веке смертная казнь полагалась не только за убийство, но и за разбой, грабеж, кражу со взломом, конокрадство, кражу крупного и мелкого рогатого скота. Таким образом, английское законодательство было значительно более суровым, чем в России и в то далекое, и в наше время. В РФ смертная казнь может применяться лишь за убийство нескольких человек, а также за убийство, совершенное с особой жестокостью. К отягчающим обстоятельствам относится убийство беременной женщины, и это совершенно справедливо. Но при этом аборт убийством юридически не считается. Вот вам пример несовершенства отечественного законодательства, которое неспособно преодолеть и такие преступления, как коррупция и взяточничество.

     Продление моратория позволило бы исправить  судебные ошибки, из-за которых вынесены несправедливые смертные приговоры.

     Третий  момент – воспитательный и образовательный. Систему правосудия и здоровое общество не построить без качественного  образования. Есть замечательное высказывание: «Без высоких идеалов нет свободы». Нужно стремиться найти идеал  и воодушевить им других. Если человек  стремится к высокому идеалу, облагораживая  свою жизнь, а для этого требуются  большие постоянные усилия, то у  него не будет времени на безобразия. Человек разносторонне образованный знает, какие великие люди были в  истории, и как они благородно поступали в трудной ситуации, и может учиться на этих высоких  примерах. Там, где образование поставлено на большую высоту, где есть хорошая  школа, а профессия педагога пользуется заслуженным почетом, всегда совершается меньше преступлений, чем там, где на образование махнули рукой.

     Государственная политика направлена именно на развитие карательной системы, а ведь надо развивать систему правосудия, помогающую человеку исправиться. Современная система борется с преступностью, например, с организованной, но борьба – это процесс бесконечный. Необходимо ориентировать правоохранительную систему на преодоление преступности, на ее сокращение. Бог взыщет с нас за наши тяжелые грехи, которые даже не отражены в уголовных кодексах. Вспомним слова апостола Павла: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют». (Первое послание Коринфянам, гл.6.10). Заметим, что из приведенного списка только такой грех, как воровство карается уголовным кодексом, остальные государством не фиксируются, как преступление, а подчас и поощряются. Что будет нашей целью – кара или исправление – во многом и определит будущее нашей судебной и пенитенциарной системы.

     Наконец, решить эти вопросы необходимо вместе с другими общественными проблемами. Нередко человек становится заложником обстоятельств и совершает преступление закона, не видя другой возможности  выжить. Об этом подробно сказано в  Основах социальной концепции Русской  Православной церкви: «Главным источником преступления является помраченное состояние человеческой души: «Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15. 19). Необходимо также признать, что подчас преступности способствуют экономические и социальные обстоятельства, слабость государственной власти, отсутствие законного порядка. Криминальные сообщества могут проникать в государственные учреждения, дабы использовать их в своих целях. Наконец, сама власть, совершая противозаконные действия, может становиться правонарушителем. Особенно опасна преступность, прикрываемая политическими и псевдорелигиозными мотивами, – терроризм и тому подобное».

     В завершение хотелось бы еще раз повторить, что государству и народу необходимы высокие идеалы, основанные на духовных традициях, только тогда можно построить по-настоящему свободное и гармоничное общество, в котором все его граждане будут счастливы». 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Информация о работе Характеристика смертной казни в истории России