Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2011 в 11:25, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что вопрос о применении смертной казни в России как высшей меры наказания до сих пор окончательно не решён и является дискуссионным. С одной стороны, ч. 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на жизнь, но вместе с тем провозглашает, что «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни». С другой стороны, сегодня, когда человечество прошло несколько этапов общественно-экономического развития, идеи гуманизма, справедливости и добра всё больше проникают в общественное сознание, что закономерно приводит к отказу многих государств применения смертной казни.
Введение…………………………………………………………………………...…4
1 История смертной казни в России………………………………………………..6
1.1 Смертная казнь в допетровской России………………………………………..6
1.2 Смертная казнь в период становления Российской Империи………………..8
1.3 Смертная казнь в послереволюционный период……………………………..11
1.4 Смертная казнь в действующем законодательстве России………………….18
2 Виды и признаки, исполнение и отсрочка от смертной казни………………21
2.1 Виды и признаки смертной казни……………………………………………..21
2.2 Порядок назначения и исполнения смертельных приговоров………………26
2.3 Отсрочка от исполнения смертельного приговора или замена наказания…29
3 Пределы ограничения смертной казни. Фактический мораторий на исполнения смертельных приговоров………………………………………...31
3.1 Резолюция ООН………………………………………………………………...36
4 Обсуждение перспектив смертной казни……………………………………..37
4.1 Мнение церкви на смертную казнь……………………………………………41
Заключение………………………………………………………………………….45
Список используемой литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 История смертной казни в России………………………………………………..6
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
«Смертная казнь» - это тема, которая пользуется наибольшим интересом людей для рассмотрения и обсуждения. Смертная казнь всегда рождает споры между сторонниками и противниками этого вопроса: является ли угроза применения смертной казни фактором, сдерживающим преступность? Нарушает ли она права человека? Принять ли её в современный период развития общества или отказаться от этого? Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной меры для поддержания и охраны правопорядка? Бурная полемика вокруг сохранения в уголовном законе исключительной меры наказания не прекращается уже более двух столетий.
Право карать виновных принадлежит государству испокон веков. Можно сказать, что оно обладает им с момента возникновения. В то время способы такого воздействия варьировались от информационных: осмеяние, общественное порицание; до физических: членовредительство, изгнание из общины, смертная казнь.
Множество людей считает, что смертная казнь является дикостью, варварством, что она противоречит идеям прогресса и цивилизованности. Её считают нарушением конституционных прав граждан, так как в Конституции Российской Федерации, защищается право гражданина на жизнь. Но с другой стороны, для некоторых преступников и смертная казнь была бы слишком гуманным наказанием, так как преступления иной раз совершаются с такой жестокостью, какая не присуща даже самым диким животным.
Актуальность темы заключается в том, что вопрос о применении смертной казни в России как высшей меры наказания до сих пор окончательно не решён и является дискуссионным. С одной стороны, ч. 2 ст. 20 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на жизнь, но вместе с тем провозглашает, что «смертная казнь впредь до её отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни». С другой стороны, сегодня, когда человечество прошло несколько этапов общественно-экономического развития, идеи гуманизма, справедливости и добра всё больше проникают в общественное сознание, что закономерно приводит к отказу многих государств применения смертной казни.
Казалось, что разрешить эту проблему можно путём вступления России в Совет Европы, которая взяла на себя обязательство через год подписать, а ещё через 3 года ратифицировать 6-й Протокол Европейской Конвенции по правам человека, предусматривающий полную отмену смертной казни. Однако, подписав протокол, мы до сих пор его так и не ратифицировали. Государственная Дума считает преждевременной ратификацию данного протокола - относительно отмены смертной казни.
Будучи на тот момент Президентом РФ Владимир Владимирович Путин на вопрос: Возможно ли все-таки восстановление в России смертной казни? - ответил: «Я буду делать все, что от меня зависит, чтобы этого не произошло. А проблему можно решить напряжённым трудом сразу по нескольким сложным направлениям государственной деятельности: поднятием экономики страны, решением социальных задач, искоренением нищеты и социального неравенства, воспитательным воздействием на население, укреплением правоохранительной сферы».
Таким
образом, целью моей работы является изучение
смертной казни в ходе её исторического
развития, что показано на примере России;
анализ правомерности её применения, необходимости
и эффективности смертной казни; сопоставление
доводов сторонников и противников этой
меры наказания, их теоретической базы,
а также выражение моего личного субъективного
мнения.
Существуют различные мнения по поводу истоков появления смертной казни на Руси: она возникла либо как продолжение обычая кровной мести, который существовал ещё в догосударственном обществе и выражался в формуле «зуб за зуб, око за око». Тогда не покарать преступника, не отомстить, не восстановить справедливость считалось позором, бесчестием для пострадавшего или его родственников (в случае смерти). Либо вследствие византийского влияния. Летописи известны попытки Византийских епископов приобщить Русь к канонам Кормчей книги, где говорится о необходимости казни лиц, занимающихся разбоем. «Ты поставлен от бога на казнь злых людей», — доказывали епископы Владимиру. «На какой-то период карательной практике того времени были известны случаи применения смертной казни за разбой, но смертная казнь не была воспринята русской действительностью, и Владимир отменил её, перейдя к давно известной русскому законодательству системе денежных пеней».
Впервые смертная казнь была закреплена в Двинской уставной грамоте 1398 года, по ней санкционируется смертная казнь за кражу, совершённую в третий раз. Историк русского права Н.П.Загоскин считал: «Смертная казнь чужда правовому мировоззрению русского народа, как чуждо ему суровое отношение к преступнику вообще». Ещё Владимир Мономах говорил: «Не убивайте и не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-то смерти». И действительно, лишь после крещения Руси, лишь после долгих рекомендаций греческих епископов наша страна заимствовала римскую систему наказаний (в том числе и смертную казнь). В дальнейшем же институт смертной казни продолжал расширяться.
В Псковской судной грамоте XV века значительно увеличено количество преступлений, караемых смертной казнью. Эту тенденцию продолжил и Судебник 1497 года: казнили за разбой, убийство, клевету, измену, святотатство, поджог, повторную кражу и другие государственные и религиозные преступления. По Судебнику 1550 года уже казнили и за первую кражу, и за повторное мошенничество, вообще казнь была возможна почти за любое «лихое дело». При Иване Грозном было казнено свыше 4 тысяч человек!
Новый шаг был сделан в Соборном Уложении 1649 года, смертной казнью тогда каралось от 54 до 60 преступлений. Смертная казнь уже разделилась на простую (повешение) и квалифицированную (сожжение, отрубление головы, четвертование и т. д.). Смертная казнь применялась публично, а в отношении беременных женщин она откладывалась до момента родов. По Соборному Уложению 1649 года смертная казнь являлась основным видом уголовного наказания.
В
дальнейшем количество составов преступления,
за которое назначалась казнь, увеличивалось
и достигло пика в царствование Петра
Великого, после которого волна пошла
на спад, и начались разного рода попытки
законодательной отмены/ограничения смертной
казни.
1.2 Смертная
казнь в период становления
Российской Империи
Вообще, эпоха наибольшего господства смертной казни в России - время Петра I: Воинский Устав 1716 года определяет её в 122-х случаях. За один стрелецкий бунт 1698 года казнено около 2000 человек. При Петре и виды смертной казни были часто средневековыми.
Впоследствии казнь то вовсе отменялась (указами), то снова восстанавливалась. В любом случае, с середины XVIII века, с царствования Елизаветы Петровны, прослеживается тенденция к сокращению смертной казни как в законодательстве государства, так и на практике.
Расширяя объём применения смертной казни, законодательство чаще всего предоставляло способ её исполнения практике, изыскивавшей самые мучительные роды казни; таковы - потопление, посажение на кол, сожжение и др. Коренной поворот в истории смертной казни в России наступает в половине XVIII века: именно после предписания Елизаветы Петровны 1744 года, приостановившего приведение в исполнение приговоров о смертной казни, смертная казнь указом 1754 года заменена политической смертью и ссылкой в Сибирь.
Этот порядок применялся и в следующие царствования, терпя исключения лишь в отдельных случаях тягчайших преступлений или особенных государственных обстоятельств (в 1764 году - казнь Мировича, в 1771 году - убийц архиепископа Амвросия, в 1775 году - Емельяна Пугачёва и его сообщников, в 1825 году - 5 человек декабристов).
Приостановленная
указами Елизаветы Петровны, смертная
казнь восстанавливается
Смертная
казнь как вид наказания
После восстания декабристов и до революции применялись только два вида казни — расстрел и повешение. Так казнили при Александре II и Александре III революционеров; за самые тяжкие убийства не политического характера тогда полагалась каторга. Смертная казнь (преимущественно через расстрел) применялась и военно-полевым судом за всякие проступки в армии. На каторге казнили (через повешение) убийц-рецидивистов, совершивших новое убийство уже во время отбытия наказания.
Свод законов 1832 года предусматривал назначение смертной казни как исключительной меры наказания по приговору Верховного уголовного суда по карантинному Уставу 1832 года и за воинские преступления по Полевому уголовному уложению.
Уложение
1845 года предусматривало смертную казнь
лишь за государственные и карантинные
преступления, и только после высочайшего
рассмотрения приговора (то есть только
после решения царя). Смертная казнь
при наличии смягчающих обстоятельств
заменялась бессрочной каторгой или
каторгой на срок 15-20 лет и не применялась
к лицам моложе 21 года и старше
70 лет. Военно-уголовное
С 1893 года было разрешено применение смертной казни военными судами за убийство работников железной дороги и пассажиров поездов, совершённые «туземцами в Кавказском крае и Ставропольской губернии».
Во второй половине XIX века ежегодно смертная казнь применялась к 10-50 лицам. Применение смертной казни расширилось непосредственно после революции 1905 г., она стала применяться в 5-10 раз чаще. Она стала применяться не только против революционеров, но и за грабежи и прочие «возмущения», волей полевых судов, по всей стране. Пик казней приходится на 1907—1910 гг. Этот период связан с именем П. А. Столыпина. Виселица, «столыпинский галстук», была почти единственным орудием казни. О случаях расстрела тогда упоминается редко.
Практика
применения смертной казни П. А. Столыпиным
подвергалась резкой критике со стороны
его современников. Так, С. Ю. Витте
так характеризовал эту деятельность:
Столыпин «казнит совершенно зря: за
грабёж лавки, за кражу 6 рублей, просто
по недоразумению… Можно быть сторонником
смертной казни, но столыпинский режим
уничтожил смертную казнь и обратил этот
вид наказания в простое убийство, часто
совсем бессмысленное, убийство по недоразумению».
Аналогично охарактеризовал данную практику
Л. Н. Толстой в статье «Не могу молчать»,
где она была описана как развращающая
русский народ.
1.3
Смертная казнь в послереволюционный
период
Смертная казнь была отменена после Февральской революции в 1917 году, но вскоре снова введена на фронте Временным правительством за воинские преступления, измену, убийство и разбой.
Информация о работе Характеристика смертной казни в истории России