Действие уголовного закона в пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я расскажу о действии уголовного закона в пространстве, освещение этой темы может оказать существенную помощь в правильном понимании и применении норм уголовного закона.
Данная тема, актуальна тем, что правовое реше¬ние вопроса о пределах действия закона является необходимым условием его правильного понимания и применения. Установленные на этот счет правовые нормы служат важной гарантией обеспечения свободы поведения человека в обществе, предоставляют ему возможность согласовывать свои действия и поступки с предписаниями закона.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Понятие уголовного закона ………………………………………………………………... 5

Глава 2. Действия уголовного закона в пространстве…………………………………………….. 11
Принцип территориальности……………………………………………………………….. 13
Принцип «экстерриториальности»………………………………………………………….17
Принцип гражданства……………………………………………………………………….. 18
Покровительственный принцип……………………………………………………………. 22
Универсальный принцип…………………………………………………………………….24
Реальный принцип……………………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………………………………30

Список литературы…………………………………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

угодовное право.docx

— 77.80 Кб (Скачать)

     К примеру, воинские части Российской Федерации могут находиться и вне пределов нашего государства. Так, например, миротворческие функции выполняют наши воинские формирования на границе между Грузией и Абхазией. Российские военные базы существуют в Грузии и Армении, а пограничные части - в Таджикистане. Военнослужащие Российской Федерации, находящиеся за границей и совершившие там преступление, несут ответственность по УК РФ, если международными соглашениями России не предусмотрен иной порядок решения этого вопроса30. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

     Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве исходит из общности интересов всех государств мирового сообщества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (например, терроризм, захват заложников, угон воздушных судов и др.). В соответствии с универсальным принципом государство обязано применить свой уголовный закон к преступнику, посягнувшему не только на интересы данной страны, но и любого другого государства, вне зависимости от того, кем и где совершено это преступление. Россия обязана выполнять международные конвенции, ею ратифицированные, обязывающие государства участников вести борьбу с соответствующими преступлениями31.  

     Российская  Федерация участвует в борьбе с международными преступлениями и  преступлениями международного характера (с фальшивомонетничеством, угоном воздушного судна, с преступлениями, связанными с незаконным изготовлением, сбытом или распространением наркотиков и т.д.). Вследствие этого в ч. 3 ст. 12 УК РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами страны, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

     Понятие международного договора (в терминологическом  и смысловом значении) раскрывается в Федеральном законе "О международных  договорах Российской Федерации" 1995 г. В соответствии со ст. 2 этого  Закона "международный договор  Российской Федерации означает международное  соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной  организацией в письменной форме  и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое  соглашение в одном документе  или в нескольких связанных между  собой документах, а также независимо от его конкретного наименования".

     Таким образом, вместо термина "международный  договор" может быть использовано иное наименование. В частности, международные  договоры по борьбе с отдельными преступлениями обычно заключаются в форме конвенций (например, Конвенция о борьбе с  незаконным захватом воздушных судов 1970 г.). Следует иметь в виду и существенное уточнение, сделанное в ст. 1 указанного Закона, о том, что он "распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства-продолжателя СССР". Это уточнение является действительно важным, так как большинство международных конвенций о борьбе с отдельными преступлениями было заключено еще Советским Союзом и Российская Федерация является субъектом таких договоров (конвенций) по праву правопреемства.

     Следует обратить внимание и на то, что в  ст. 3 рассматриваемого Закона указывается, что международный договор заключается  не только с государством (государствами), но и с международной организацией, что имеет существенное значение для уяснения проблемы универсального действия уголовного закона в пространстве. Дело в том, что наблюдаемый во всем мире рост преступности, в том  числе международной, вызвал к жизни  функционирование многочисленных международных  организаций, призванных осуществлять деятельность, направленную на борьбу с преступностью, особенно на ее предупреждение. Однако соответствующие международные  договоры (конвенции) Российской Федерации  заключаются в рамках только трех международных организаций, членом которых она является, - это Организация  Объединенных Наций, Совет Европы и  Содружество Независимых Государств.

     Значительную  трудность в правоприменительном  плане представляет то обстоятельство, что международные договоры (конвенции) о борьбе с отдельными преступлениями, к сожалению, не только не кодифицированы, но и вообще не систематизированы, хотя число таких конвенций (некоторые  из них заключены еще в начале ХХ в.) достаточно велико. Кроме того, по тому или иному вопросу иногда действует несколько конвенций (межгосударственных, международных организаций), что  делает необходимым определять их иерархию. Следует иметь в виду и то, что  привлечение соответствующих лиц  к уголовной ответственности  в соответствии с универсальным  принципом происходит хотя и с  учетом норм определенных международных  конвенций, но все-таки путем применения норм УК РФ (квалификация преступления и назначение наказания), что делает необходимым всякий раз устанавливать  соотношение тех и других. В  таких случаях указанные нормы  УК РФ носят бланкетный характер и  их содержание наполняется ("корректируется") нормами соответствующих конвенций (договоров). При этом уточняются признаки состава соответствующего преступления, содержание которых устанавливается  в том числе и путем наполнения их признаками, зафиксированными в  нормах международного права (международные  договоры, конвенции)32.

     РЕАЛЬНЫЙ  ПРИНЦИП

     В ч. 3 ст. 12 УК РФ предусмотрен еще один принцип действия Закона в пространстве - реальный. Суть этого принципа заключается в том, что иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по УК РФ за преступления, направленные против интересов Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

     Часть 1 ст. 13 УК РФ регламентирует институт выдачи (экстрадиции) лиц, совершивших преступления вне территории России. Под выдачей понимается передача одним государством находящихся на его территории лиц другому государству, в котором они совершили преступление, для привлечения их к уголовной ответственности или для отбывания наказания.

     В 1995 г. в Генеральную прокуратуру  РФ поступило 1400 ходатайств иностранных  государств о выдаче преступников, а в I квартале 1996 г. - более 50033.

     Граждане  Российской Федерации, совершившие  преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому  государству. Расширительное толкование этой нормы дает основание для  вывода о том, что она распространяется и на лиц без гражданства, постоянно  проживающих на территории России. Такой вывод подтверждается сопоставительным анализом ч. 1 ст. 13 УК РФ с ч. 1 ст. 12 УК РФ, в которой правовой статус лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, приравнен к статусу граждан Российской Федерации34.

     Так, если гражданин (подданный) какого-либо государства на территории этого  государства совершил преступление, а затем переехал в Россию и  приобрел ее гражданство, то встает вопрос о недопустимости его выдачи тому государству, на территории которого он совершил преступление. Поскольку такое лицо обвиняется в совершении преступления до того, как оно стало гражданином России, на него не распространяется запрет.

     В соответствии с ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, совершившие преступления за рубежом, находящиеся на территории России, могут быть выданы для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Такие договоры могут носить многосторонний характер. Например, Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., принятая государствами - членами Содружества Независимых Государств35. Но такие договоры могут быть и двусторонними36.

     Российская  Федерация 25 октября 1999 г. ратифицировала Европейскую Конвенцию о выдаче лиц, совершивших преступления, от 13 декабря 1957 г. с протоколами к  ней37. В 62 статьях подробно регламентируются материальные и процессуальные аспекты экстрадиции. Установлен приоритет Конвенции над двусторонними договорами о выдаче. Так, согласно Конвенции выдача осуществляется в отношении лиц, совершивших преступления, наказуемые в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон лишением свободы не менее одного года. Если преступление наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей страны, то в выдаче может быть отказано при непредоставлении гарантий того, что смертная казнь не будет исполнена. Достаточно многочисленны и оговорки к Конвенции и протоколам к ней, сделанные Российской Федерацией при их подписании.

     Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. Оно предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Право на политическое убежище утрачивается в ряде предусмотренных законом случаев, например, при осуждении лица за преступление. Предоставление политического убежища и лишение его производятся указом Президента РФ. Лица, получившие политическое убежище, выдаче в другое государство не подлежат.

     Если  иностранный гражданин совершил преступление на территории России, то в его выдаче может быть отказано вследствие приоритета территориального принципа над принципом гражданства.

     Недопустима выдача лица, если истекли согласно УК РФ сроки давности привлечения его к уголовной ответственности.

     Выдача  осужденных другому государству  для отбывания наказания также  определяется международными соглашениями. Выдача возможна в отношении лиц, осужденных за преступление, наказуемое у нас и в государстве, требующем  выдачу осужденного. К тому же она  возможна только в отношении лиц, осужденных к лишению свободы  на срок не менее шести месяцев.

     Ж. (гражданин Республики Казахстан) и  К. (гражданин Российской Федерации) обвинялись в умышленном убийстве с  особой жестокостью и других преступлениях, совершенных на территории комплекса "Байконур" (Республика Казахстан). Окружной военный суд вынес постановление  о возврате уголовного дела в прокуратуру  комплекса "Байконур" для разъединения, выделения дела в отношении гражданина Республики Казахстан Ж. и решения  вопроса о передаче дела в правоохранительные органы Республики Казахстан. Обосновывая  свое решение, суд сослался на п. 6.12 Договора аренды комплекса "Байконур" между Российской Федерацией и Республикой  Казахстан от 10 декабря 1994 г. (далее - Договор), согласно которому юрисдикция Российской Федерации распространяется лишь на ее граждан - военнослужащих, лиц  гражданского персонала Российской Федерации и членов их семей. За гражданами Республики Казахстан в соответствии с п. 10.1 Договора без каких-либо ограничений  сохраняются их конституционные  права, которые должны обеспечиваться компетентными органами Республики Казахстан. Исполняющий обязанности  прокурора комплекса "Байконур" в протесте поставил вопрос об отмене постановления военного суда, считая, что суд должен был руководствоваться  не названным Договором, а заключенным  на его основе Соглашением между  правительствами Российской Федерации  и Республики Казахстан от 4 октября 1997 г. о взаимодействии правоохранительных органов в обеспечении правопорядка на территории комплекса "Байконур", ратифицированным Федеральным законом  от 8 октября 2000 г. N 123-ФЗ. В соответствии со ст. 5 Соглашения к юрисдикции Российской Федерации отнесены все дела и  материалы о правонарушениях, совершенных  на территории комплекса "Байконур", за исключением преступлений, совершенных  гражданами Республики Казахстан против Республики Казахстан, ее физических и  юридических лиц. Согласно положениям Венской конвенции о праве  международных договоров от 23 мая 1969 г., предыдущий договор применяется  только в той мере, в какой его  положения совместимы с положениями  последующего договора, а при несовместимости  положений, исключающей одновременное  применение договоров, предыдущий договор  в этой части считается прекращенным. Поскольку соглашение трактует вопросы юрисдикции иначе, чем Договор, оно, по мнению прокурора, прекращает его действие в этой части и подлежит применению38.

     В 1997 г. из общего числа лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, 2% (15 тысяч) осужденных не являлись гражданами России. Из них 1,1% - лица без гражданства, 0,6% - граждане Украины, остальные - в  основном граждане бывших республик  СССР. Не все прилегающие к Российской Федерации республики проявляют  желание истребовать выдачу своих  граждан для отбывания наказания. Особенно часто это относится  к женщинам. В основе такого негативного  отношения к своим гражданам  лежат экономические трудности, осложняющие надлежащую организацию  и материальное обеспечение мест лишения свободы в этих республиках.

     В местах лишения свободы Российской Федерации 99% лиц, отбывающих лишение  свободы, осуждены судом России. Около 7,5 тыс. осужденных были выданы Российской Федерации другими государствами  для отбывания наказания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Институт  действия уголовного закона в пространстве раскрывает одну из важнейших характеристик  уголовного закона - возможность его  применения к лицу, совершившему преступление. Проблема действия уголовного закона в пространстве получила широкое  освещение в работах отечественных  и зарубежных ученых-юристов, однако имеющиеся исследования относятся  главным образом к уголовному законодательству, предшествовавшему  ныне действующему новому уголовному закону, содержащему ряд новых  положений о действии уголовного закона в пространстве. Эти нормы-принципы еще не получили надлежащего научного освещения. В частности, к ним  можно отнести вопрос о применении уголовного закона РФ к гражданам  России совершившим преступления за пределами РФ и их выдаче.

     В современных условиях наблюдается  резкий рост числа преступлений, совершаемых  российскими гражданами вне пределов России. Между тем многие вопросы  привлечения их к ответственности  не получили должного освещения в  уголовном законодательстве. Совершенствование  российского законодательства о  пределах действия уголовного закона в пространстве является необходимой  предпосылкой обеспечения социальной справедливости. Эти обстоятельства вызывают необходимость исследования вопросов применения российского уголовного закона. Только учитывая достижения науки  уголовного права и международного права, накопленный опыт, можно найти  правильный методологический подход к  оценке принципов действия уголовного закона в пространстве, выявить возможности  для сотрудничества государств в  области борьбы с преступностью.

Информация о работе Действие уголовного закона в пространстве