Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:09, курсовая работа
В своей работе я расскажу о действии уголовного закона в пространстве, освещение этой темы может оказать существенную помощь в правильном понимании и применении норм уголовного закона.
Данная тема, актуальна тем, что правовое реше¬ние вопроса о пределах действия закона является необходимым условием его правильного понимания и применения. Установленные на этот счет правовые нормы служат важной гарантией обеспечения свободы поведения человека в обществе, предоставляют ему возможность согласовывать свои действия и поступки с предписаниями закона.
Введение……………………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Понятие уголовного закона ………………………………………………………………... 5
Глава 2. Действия уголовного закона в пространстве…………………………………………….. 11
Принцип территориальности……………………………………………………………….. 13
Принцип «экстерриториальности»………………………………………………………….17
Принцип гражданства……………………………………………………………………….. 18
Покровительственный принцип……………………………………………………………. 22
Универсальный принцип…………………………………………………………………….24
Реальный принцип……………………………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………………………………...31
К
примеру, воинские части Российской Федерации
могут находиться и вне пределов нашего
государства. Так, например, миротворческие
функции выполняют наши воинские формирования
на границе между Грузией и Абхазией. Российские
военные базы существуют в Грузии и Армении,
а пограничные части - в Таджикистане.
Военнослужащие Российской Федерации,
находящиеся за границей и совершившие
там преступление, несут ответственность
по УК РФ, если международными соглашениями
России не предусмотрен иной порядок решения
этого вопроса30.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП
Универсальный принцип действия уголовного закона в пространстве исходит из общности интересов всех государств мирового сообщества в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (например, терроризм, захват заложников, угон воздушных судов и др.). В соответствии с универсальным принципом государство обязано применить свой уголовный закон к преступнику, посягнувшему не только на интересы данной страны, но и любого другого государства, вне зависимости от того, кем и где совершено это преступление. Россия обязана выполнять международные конвенции, ею ратифицированные, обязывающие государства участников вести борьбу с соответствующими преступлениями31.
Российская Федерация участвует в борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера (с фальшивомонетничеством, угоном воздушного судна, с преступлениями, связанными с незаконным изготовлением, сбытом или распространением наркотиков и т.д.). Вследствие этого в ч. 3 ст. 12 УК РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международными договорами страны, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Понятие международного договора (в терминологическом и смысловом значении) раскрывается в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" 1995 г. В соответствии со ст. 2 этого Закона "международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования".
Таким образом, вместо термина "международный договор" может быть использовано иное наименование. В частности, международные договоры по борьбе с отдельными преступлениями обычно заключаются в форме конвенций (например, Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.). Следует иметь в виду и существенное уточнение, сделанное в ст. 1 указанного Закона, о том, что он "распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства-продолжателя СССР". Это уточнение является действительно важным, так как большинство международных конвенций о борьбе с отдельными преступлениями было заключено еще Советским Союзом и Российская Федерация является субъектом таких договоров (конвенций) по праву правопреемства.
Следует
обратить внимание и на то, что в
ст. 3 рассматриваемого Закона указывается,
что международный договор
Значительную
трудность в
РЕАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП
В ч. 3 ст. 12 УК РФ предусмотрен еще один принцип действия Закона в пространстве - реальный. Суть этого принципа заключается в том, что иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступления за рубежом, несут ответственность по УК РФ за преступления, направленные против интересов Российской Федерации, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.
Часть 1 ст. 13 УК РФ регламентирует институт выдачи (экстрадиции) лиц, совершивших преступления вне территории России. Под выдачей понимается передача одним государством находящихся на его территории лиц другому государству, в котором они совершили преступление, для привлечения их к уголовной ответственности или для отбывания наказания.
В 1995 г. в Генеральную прокуратуру РФ поступило 1400 ходатайств иностранных государств о выдаче преступников, а в I квартале 1996 г. - более 50033.
Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Расширительное толкование этой нормы дает основание для вывода о том, что она распространяется и на лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России. Такой вывод подтверждается сопоставительным анализом ч. 1 ст. 13 УК РФ с ч. 1 ст. 12 УК РФ, в которой правовой статус лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, приравнен к статусу граждан Российской Федерации34.
Так, если гражданин (подданный) какого-либо государства на территории этого государства совершил преступление, а затем переехал в Россию и приобрел ее гражданство, то встает вопрос о недопустимости его выдачи тому государству, на территории которого он совершил преступление. Поскольку такое лицо обвиняется в совершении преступления до того, как оно стало гражданином России, на него не распространяется запрет.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 УК РФ иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, совершившие преступления за рубежом, находящиеся на территории России, могут быть выданы для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Такие договоры могут носить многосторонний характер. Например, Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., принятая государствами - членами Содружества Независимых Государств35. Но такие договоры могут быть и двусторонними36.
Российская Федерация 25 октября 1999 г. ратифицировала Европейскую Конвенцию о выдаче лиц, совершивших преступления, от 13 декабря 1957 г. с протоколами к ней37. В 62 статьях подробно регламентируются материальные и процессуальные аспекты экстрадиции. Установлен приоритет Конвенции над двусторонними договорами о выдаче. Так, согласно Конвенции выдача осуществляется в отношении лиц, совершивших преступления, наказуемые в соответствии с законодательством запрашивающей и запрашиваемой сторон лишением свободы не менее одного года. Если преступление наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей страны, то в выдаче может быть отказано при непредоставлении гарантий того, что смертная казнь не будет исполнена. Достаточно многочисленны и оговорки к Конвенции и протоколам к ней, сделанные Российской Федерацией при их подписании.
Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища. Оно предоставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Право на политическое убежище утрачивается в ряде предусмотренных законом случаев, например, при осуждении лица за преступление. Предоставление политического убежища и лишение его производятся указом Президента РФ. Лица, получившие политическое убежище, выдаче в другое государство не подлежат.
Если иностранный гражданин совершил преступление на территории России, то в его выдаче может быть отказано вследствие приоритета территориального принципа над принципом гражданства.
Недопустима выдача лица, если истекли согласно УК РФ сроки давности привлечения его к уголовной ответственности.
Выдача осужденных другому государству для отбывания наказания также определяется международными соглашениями. Выдача возможна в отношении лиц, осужденных за преступление, наказуемое у нас и в государстве, требующем выдачу осужденного. К тому же она возможна только в отношении лиц, осужденных к лишению свободы на срок не менее шести месяцев.
Ж.
(гражданин Республики Казахстан) и
К. (гражданин Российской Федерации)
обвинялись в умышленном убийстве с
особой жестокостью и других преступлениях,
совершенных на территории комплекса
"Байконур" (Республика Казахстан).
Окружной военный суд вынес
В
1997 г. из общего числа лиц, отбывших
наказание в виде лишения свободы,
2% (15 тысяч) осужденных не являлись гражданами
России. Из них 1,1% - лица без гражданства,
0,6% - граждане Украины, остальные - в
основном граждане бывших республик
СССР. Не все прилегающие к Российской
Федерации республики проявляют
желание истребовать выдачу своих
граждан для отбывания
В
местах лишения свободы Российской
Федерации 99% лиц, отбывающих лишение
свободы, осуждены судом России. Около
7,5 тыс. осужденных были выданы Российской
Федерации другими
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Институт
действия уголовного закона в пространстве
раскрывает одну из важнейших характеристик
уголовного закона - возможность его
применения к лицу, совершившему преступление.
Проблема действия уголовного закона
в пространстве получила широкое
освещение в работах
В современных условиях наблюдается резкий рост числа преступлений, совершаемых российскими гражданами вне пределов России. Между тем многие вопросы привлечения их к ответственности не получили должного освещения в уголовном законодательстве. Совершенствование российского законодательства о пределах действия уголовного закона в пространстве является необходимой предпосылкой обеспечения социальной справедливости. Эти обстоятельства вызывают необходимость исследования вопросов применения российского уголовного закона. Только учитывая достижения науки уголовного права и международного права, накопленный опыт, можно найти правильный методологический подход к оценке принципов действия уголовного закона в пространстве, выявить возможности для сотрудничества государств в области борьбы с преступностью.
Информация о работе Действие уголовного закона в пространстве