Действие уголовного закона в пространстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я расскажу о действии уголовного закона в пространстве, освещение этой темы может оказать существенную помощь в правильном понимании и применении норм уголовного закона.
Данная тема, актуальна тем, что правовое реше¬ние вопроса о пределах действия закона является необходимым условием его правильного понимания и применения. Установленные на этот счет правовые нормы служат важной гарантией обеспечения свободы поведения человека в обществе, предоставляют ему возможность согласовывать свои действия и поступки с предписаниями закона.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Понятие уголовного закона ………………………………………………………………... 5

Глава 2. Действия уголовного закона в пространстве…………………………………………….. 11
Принцип территориальности……………………………………………………………….. 13
Принцип «экстерриториальности»………………………………………………………….17
Принцип гражданства……………………………………………………………………….. 18
Покровительственный принцип……………………………………………………………. 22
Универсальный принцип…………………………………………………………………….24
Реальный принцип……………………………………………………………………………26

Заключение……………………………………………………………………………………………30

Список литературы…………………………………………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

угодовное право.docx

— 77.80 Кб (Скачать)

     Территория  посольств Российской Федерации  в иностранных государствах и  машины послов под флагом РФ территориями Российской Федерации не являются. Вместе с тем здания посольств, автомашины послов пользуются дипломатическим  иммунитетом.

     Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов. Они простираются до глубины, доступной для геологического изучения и освоения. К недрам относится пространство под сухопутной поверхностью и водной территорией, определенной Государственной границей Российской Федерации20.

     Под воздушным пространством "понимается воздушное пространство над территорией  Российской Федерации, в том числе  воздушное пространство над внутренними  водами и территориальным морем"21. Боковой границей воздушного пространства России является вертикальная поверхность, проходящая по сухопутной и водной государственной границе страны. Высотный предел, отделяющий воздушное пространство страны от космоса, не установлен. Международные обычаи и практика исходят из того, что космическое пространство, имеющее международный режим, начинается с высоты 100-110 км над уровнем моря.

     Руководствуясь  Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию  космического пространства 1967 г., подписавшие  его государства, в том числе  Российская Федерация, осуществляют свою юрисдикцию и над запущенными  ими в космическое пространство объектами и их экипажами22.

     Преступление  считается совершенным на территории России, если начинается оно за границей, а оканчивается в РФ.

     Также решается рассматриваемый вопрос и  в том случае, если за границей осуществлялась организаторская деятельность, подстрекательство, пособничество, а исполнитель действовал на территории РФ.

     В тех случаях, когда приготовительная деятельность для совершения преступления за границей осуществлялась в Российской Федерации или же на нашей территории, имело место соучастие в совершении преступления за рубежом, ответственность  также следует по УК РФ.

     В соответствии с территориальным  принципом действия уголовного закона все лица, совершившие преступление на территории Российской Федерации, в  том числе иностранные граждане (подданные) и лица без гражданства, подлежат уголовной ответственности  по УК РФ. Из этого общего правила  предусмотрено исключение, касающееся лиц, пользующихся дипломатическим  иммунитетом. 
 
 
 

     ПРИНЦИП «ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ»

     Экстерриториальный (от лат. exterritorium) — то есть находящийся  вне территории. В юридической  литературе последних лет используется термин «экстратерриториальность».

     В юридической литературе экстерриториальное действие закона достаточно часто характеризуется  как свойство частного права, способного регулировать отношения, включающие иностранный  элемент. Это связано с тем, что  за пределы государственной территории чаще выходят именно нормы частного права. Выход за пределы национальных границ публичных норм рассматривается  скорее как исключение.

     Вместе  с тем совершенно очевидно, что  установление пределов действия национальных правовых норм может происходить  как через внутригосударственное, так и через международное  право. По сути, речь идет о различных  возможностях и разновидностей установления пределов их действия. При этом предметные области внутригосударственного и  международно-правового регулирования  установления пределов действия национальных правовых норм сходны. Отличие касается, прежде всего, направления регулирующего  воздействия. Для внутригосударственного права характерна тенденция к  экспансии национального правового  порядка и, соответственно, к максимальному  ограничению иных правовых порядков. Для международного же права наиболее характерно воздействие, ориентированное  на установление ограничений для  национальных правовых порядков.

     Возросшие в последнее время требования и задачи борьбы с преступностью, направленные на урегулирование правопорядка в стране и защиту прав и интересов  граждан, а также потребности  правоприменительных органов приводят к необходимости дальнейшего  развития и исследования наиболее крупных  и сложных теоретических проблем  в уголовном праве. 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРИНЦИП ГРАЖДАНСТВА

     Вопрос  об уголовной ответственности дипломатических  представителей, согласно действующим  законам и международным договорам, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации решается дипломатическим  путем.

     Личной  неприкосновенностью и иммунитетом  от уголовной ответственности пользуются: глава дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах), советник, торговые представители и  их заместители; военные, военно-полевые  и военно-воздушные атташе и их помощники; первый, второй и третий секретарь, атташе и секретарь-архивариус, а также члены их семей, не являющиеся гражданами Российской Федерации и  проживающие с ними совместно.

     На  началах взаимности ограниченным иммунитетом  от уголовной ответственности пользуются консульские должностные лица, сотрудники обслуживающего персонала дипломатических  представительств, а также представители  и должностные лица международных  организаций, члены парламентских  и правительственных делегаций. Право неприкосновенности распространяется на служебные и жилые помещения, на средства передвижения дипломатических  представителей. Однако это не дает права использовать дипломатическую  неприкосновенность в целях, несовместимых  с функциями дипломатического представительства. Лица, преступно злоупотребляющие правом дипломатической неприкосновенности, объявляются персонами non grata и должны покинуть территорию Российской Федерации.

     Члены Совета Федерации и депутаты Государственной  Думы обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их полномочий23. Следовательно, они не могут быть подвергнуты уголовной ответственности без от мены их неприкосновенности. Вопрос о лишении их неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания. Депутаты законодательных органов субъектов Федерации и иных уровней правом неприкосновенности не обладают. Несмотря на это на территории ряда субъектов Федерации в нарушение Конституции РФ действовали акты, устанавливающие неприкосновенность депутатов законодательных органов субъектов Федерации.

     Конституционный Суд РФ неоднократно признавал такие  местные акты неконституционными24.

     Как ранее отмечалось, существуют большие  сомнения в обоснованности установления неприкосновенности членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы.

     Правом  неприкосновенности пользуются также  судьи25. Судья может быть привлечен к уголовной ответственности только в порядке, определенном федеральным законом. Этот порядок сложен и требует больших затрат времени.

     Принцип гражданства установлен в ч. 1 ст. 12 УК РФ. Он предусматривает, что граждане Российской Федерации и постоянно живущие в России лица без гражданства, совершившие преступления за рубежом, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве. Невозможность повторного осуждения предопределена ч. 2 ст. 6 УК РФ, в которой воспроизведена ст. 50 Конституции РФ. При осуждении таких лиц наказание не может превышать верхний предел санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление.

       Гражданами России являются лица, приобретшие ее гражданство в соответствии с законом независимо от оснований его приобретения: по рождению, в порядке регистрации, в результате приема в гражданство, восстановления в гражданстве, принятия гражданства, а также выбора гражданства и по другим основаниям26. Лицами без гражданства (апатридами) являются лица, не принадлежащие к гражданству России и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Лица без гражданства могут постоянно проживать на территории России не менее 185 дней в календарном году или же - находиться в нашей стране временно. Первая категория апатридов при решении вопросов привлечения к уголовной ответственности приравнена к гражданам РФ, а вторая - к иностранцам.

     В связи с обострением социально-политической обстановки в некоторых государствах (бывших союзных республиках) в Российскую Федерацию прибывает из этих государств большое количество граждан, именуемых беженцами. Беженец27 — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Лицо, ходатайствующее о признании беженцем, — это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и заявляет о желании быть признанным беженцем по указанным обстоятельствам, из числа:

     иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

     лиц без гражданства, прибывших или  желающих прибыть на территорию Российской Федерации;

     иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации на законном основании.

     Лицо, признанное беженцем, и прибывшие  с ним члены его семьи пользуются правами, предусмотренными законодательством  Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, а  также законодательством субъектов  Российской Федерации. Они обязаны: соблюдать Конституцию Российской Федерации, данный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации28.

     Иностранными  гражданами являются лица, обладающие гражданством (подданством) иностранного государства и не имеющие гражданства  РФ.

     Гражданин нашей страны может иметь гражданство иностранного государства - двойное гражданство29. При совершении таким гражданином преступления в каком-либо третьем государстве возникает вопрос о том, по законам какого государства он должен нести ответственность, если он не был привлечен к ней в этом третьем государстве. В таком случае следует исходить из международного принципа "эффективного гражданства", установленного в международном праве, согласно которому применяется закон того государства, на территории которого гражданин и его семья постоянно проживают, имеют работу, жилье, имущество, пользуются всеми гражданскими и политическими правами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПОКРОВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ПРИНЦИП

     Российская  Федерация гарантирует своим  гражданам защиту и покровительство  за ее пределами. Это имеет особое значение в связи с остро стоящей  проблемой правового положения  российских граждан, проживающих за границей. Это относится и к  государствам – бывшим республикам  СССР. Нуждаются в защите и российские граждане, выезжающие за границу на время, - в командировки, по контрактам, по частным делам и т.п. Государственные  органы, дипломатические представительства  и консульские учреждения РФ обязаны: во-первых, содействовать тому, чтобы  российским гражданам была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться всеми правами, установленными законодательством  государства их пребывания, международными договорами РФ, международными обычаями; во-вторых, защищать их права и охраняемые законом интересы; в-третьих, при  необходимости принимать меры для  восстановления нарушенных прав российских граждан. Гражданам России, находящихся  за рубежом, предоставляется возможность  защищать свои права и охраняемые законом интересы. Это предполагает возможность встречи с представителями  своей страны, право пользоваться услугами адвоката. В исключительных случаях в ситуацию с защитой  прав своих граждан могут вмешаться  Президент РФ, вступив с соответствующим  заявлением, Министерство иностранных  дел РФ, - внеся ноту протеста. Государственная  политика РФ в отношении соотечественников  за рубежом является составной частью внутренней политики РФ и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных  и иных мер, осуществляемых Президентом  РФ, органами государственной власти РФ   и органами государственной  власти субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ, международными договорами РФ, законодательством РФ для претворения в жизнь принципов  и целей, установленных настоящим  Федеральным законом. Государственная  политика РФ в отношении соотечественников  основывается на признании: неотчуждаемости  и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и  гражданина: обязанности соблюдения государственных общепризнанных принципов и норм международного права при полном соблюдении принципа невмешательства государств во внутренние дела друг друга; взаимодействие государств в области обеспечения прав и свобод соотечественников.

Информация о работе Действие уголовного закона в пространстве