Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа
Амнистия и помилование – два близких института уголовного права. Прежде всего, амнистия и помилование не являются актами правосудия. Из этого следует, что они представляют собой акты высшего органа государственной власти либо главы государства, на основе которых прекращается уголовное преследование, применяется полное или частичное освобождение от наказания, замена назначенного судом наказания более мягким видом. Полномочия этих субъектов по амнистии или помилованию регулируются конституционными нормами. Следует добавить, что порядок и правовые последствия амнистии и помилования установлены уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Таким образом, амнистия и помилование являются проявлениями принципа гуманизма и доверия к лицам, совершившим преступление.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовая природа амнистии
Понятие и сущность амнистии……………………………….5
Глава 2. Правовая природа помилования
2.1. Понятие и сущность помилования…………………………..12
2.2. Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ...16
Заключение………………………………………………………………….....23
Список использованной литературы………………………………………...25
-
сведения о возмещении
-
анкета с указанием
-
сведения о результатах
-
справка о применении в
-
представление администрации
Копия
представления администрации
К
ходатайству о помиловании по
просьбе осужденного могут
Администрация учреждения уведомляет осужденного о направлении ходатайства о помиловании в территориальный орган юстиции под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается.
Ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя.
Территориальный орган юстиции не позднее чем через 7 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в комиссию.
Министерство юстиции Российской Федерации ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего за отчетным месяца, представляет Президенту Российской Федерации обобщенные сведения по ходатайствам о помиловании, поступившим в территориальные органы юстиции и направленным в соответствующие комиссии.
Комиссия
не позднее чем через 30 дней со дня
получения ходатайства о
Высшее
должностное лицо субъекта Российской
Федерации не позднее чем через
15 дней со дня получения ходатайства
о помиловании и заключения комиссии
вносит Президенту Российской Федерации
представление о
Список лиц, рекомендованных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Следует сказать, что опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, рекомендованного к помилованию, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации может также обнародовать мотивы, которыми он руководствовался при принятии соответствующего решения.
В случае перевода осужденного в другое учреждение, исполняющее наказание, администрация учреждения обязана уведомить об этом территориальный орган юстиции, комиссию, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, а также Администрацию Президента Российской Федерации.
Следует
подчеркнуть, что при рассмотрении
ходатайства о помиловании
1.
характер и степень
2.
поведение осужденного во
3. срок отбытого (исполненного) наказания;
4.
совершение осужденным
5.
применение ранее в отношении
осужденного акта амнистии, помилования
или условно-досрочного
6.
возмещение материального
7.
данные о личности осужденного:
8. другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства13.
При рассмотрении ходатайства о помиловании высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации или комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос высшего должностного лица субъекта Российской Федерации или комиссии не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса.
Указ Президента Российской Федерации о помиловании в течение 2 дней после его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, в Министерство внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган Министерства юстиции, администрацию учреждения.
Об
отклонении Президентом Российской
Федерации ходатайства о
В
случае отклонения Президентом Российской
Федерации ходатайства о
Решение
о помиловании принимает
Процедура решения вопроса о помиловании призвана обеспечить объективное применение этого института Президентом РФ в минимальные сроки с учетом общественного мнения населения страны. С началом ее применения качество подготовки ходатайств о помиловании осужденных улучшилось. Возникла возможность проведения выездных заседаний комиссий по помилованию в колониях с участием заинтересованных в помиловании осужденных14.
Новый порядок рассмотрения дел о помиловании осужденных повышает обоснованность, качество принимаемых комиссией решений.
Вообще,
помилование должно осуществляться
лишь в наиболее сложных и исключительных
случаях, когда использование обычных
институтов досрочного освобождения лица
от отбывания наказания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема «Амнистия и помилование» на сегодняшний день является очень актуальной, так как затрагивает государство, общество. В данной тематике рассматривается особенности этих двух понятий, а также порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ.
Амнистия и помилование – два близких по своей гуманной направленности института уголовного права. Но все-таки это два разных понятий.
Во-первых, амнистия при всех обстоятельствах носит нормативный характер. Помилование не носит нормативного характера, а представляет собой акт применения права в конкретном случае.
Во-вторых, помилование осуществляется в отношении определенного лица, тогда как амнистия распространяется на неопределенное количество лиц.
В-третьих, сам акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии.
В-четвертых,
ходатайство о помиловании
В-пятых, помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии – это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение 6 месяцев).
При проведение сравнительной
характеристики нужно обратить
внимание еще на один важный
момент, что, реализуя амнистию, соответствующие
органы лишь в некоторой
Право и закон только тогда чего-то стоят, когда они выражают высшие человеческие ценности – истину, разум, свободу, справедливость – способствуют их реальному воплощению в жизнь.
Как показывает опыт, сама по себе суровость наказания, предусмотренного уголовным законом, решающего влияния на предупреждение преступлений оказать не может, а потому она не должна быть чрезмерной.
Таким образом, амнистия и
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА