Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:03, курсовая работа
Амнистия и помилование – два близких института уголовного права. Прежде всего, амнистия и помилование не являются актами правосудия. Из этого следует, что они представляют собой акты высшего органа государственной власти либо главы государства, на основе которых прекращается уголовное преследование, применяется полное или частичное освобождение от наказания, замена назначенного судом наказания более мягким видом. Полномочия этих субъектов по амнистии или помилованию регулируются конституционными нормами. Следует добавить, что порядок и правовые последствия амнистии и помилования установлены уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Таким образом, амнистия и помилование являются проявлениями принципа гуманизма и доверия к лицам, совершившим преступление.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовая природа амнистии
Понятие и сущность амнистии……………………………….5
Глава 2. Правовая природа помилования
2.1. Понятие и сущность помилования…………………………..12
2.2. Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ...16
Заключение………………………………………………………………….....23
Список использованной литературы………………………………………...25
Поскольку
акт амнистии имеет нормативный
характер, в отношении лиц, подпадающих
под его действие, выносятся: постановление
о прекращении уголовного дела, обвинительный
приговор с освобождением виновного
от наказания, определение суда второй
инстанции о прекращении
Амнистия может применяться не только к преступлениям, но и к административным правонарушениям. Так, п.4 ст.24.5 КоАП РФ устанавливает, что «издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания», является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении3.
Сейчас активно обсуждается вопрос о возможности проведения налоговой амнистии в России с целью «легализации доходов, с которых не были уплачены налоги». Хотя в Налоговом кодексе РФ прямо не говорится об амнистии, Конституция также не ограничивает применение амнистии областью уголовного права. Более того, в 1993 году уже объявлялась налоговая амнистия, которая освобождала предприятия и индивидуальных предпринимателей от применения санкций, предусмотренных налоговым законодательством, при условии уплаты неуплаченных налогов до определенного времени.
Профессиональная
грамотная подготовка амнистии вполне
способна нейтрализовать ее возможные
негативные последствия и способствовать
реализации принципов справедливости
и гуманизма уголовного права. Грамотно
разработанный закон об амнистии
будет способствовать дальнейшему
совершенствованию института
ГЛАВА
2. ПРАВОВАЯ
ПРИРОДА ПОМИЛОВАНИЯ
2.1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОМИЛОВАНИЯ
Помилование – это акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий конкретное лицо от наказания либо заменяющий его более мягким.
Как
и амнистия, помилование представляет
собой проявление гуманизма по отношению
к осужденным, и также направлено
на полное или частичное аннулирование
юридических последствий
Следует подчеркнуть, что помилование на основании п. «в» ст. 89 Конституции осуществляется Президентом Российской Федерации. Президент РФ в соответствии с ч.2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина4.
Акт
помилования, в отличие от акта амнистии,
носит не нормативный, а индивидуальный
характер. Как следует из сказанного,
помилование применяется к
-
лицо может быть освобождено
от дальнейшего отбывания
-
наказание, назначенное лицу
-
назначенное лицу наказание
- с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.
Помилование может применяться к лицам, осужденным за любое преступление, независимо от его характера и тяжести.
Особое место в законодательстве занимает решение вопроса о помилование лиц, осужденных к смертной казни. В соответствии с ч. 3 ст. 59 УК смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Однако следует помнить, что с августа 1997 г. смертная казнь в РФ не исполняется5.
Для подготовки вопросов о помиловании осужденных на территориях субъектов Российской Федерации образуются комиссии по вопросам помилования. Как сказано в Указе Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» названные комиссии образуются в целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ и общественности о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в РФ.
Глава государства, издавая акт о помиловании конкретного лица, окончательно решает вопрос об освобождении от наказания этого лица. Органы, исполняющие наказания, обязаны незамедлительно исполнить предписание, содержащееся в акте о помиловании.
Особенность помилования заключается в том, что оно представляет собой акт разового характера. Оно обязательно для применения только к данному осужденному и касается наказания, назначенного приговором за определенное преступление. Поэтому в Указе Президента о помиловании поименно перечисляются помилованные лица.
В связи с актом помилования нельзя вернуть воинское, специальное или почетное звание, которого лицо было лишено по приговору суда, т.к. акт помилования не устраняет факта совершенного преступления, а представляет проявление гуманизма в отношении осужденного лица.
Помилование не вносит изменений в приговор, не ставит под сомнение его законность, обоснованность, справедливость. Следует сказать, что применение помилования является милостью Президента. Помилование полностью зависит от воли Президента.
Акт
помилования Президентом РФ издается
в любое время, и здесь не требуется
каких-либо специальных поводов. Закон
не устанавливает основания для
применения помилования, равно как
и не предусматривает ограничений
ни по кругу лиц, ни по характеру
и степени общественной опасности
совершенных ими преступлений. Помилование
может быть применено к любому
осужденному независимо от отбытого
им срока наказания. Однако следует
подчеркнуть, что практика применения
этого института
-
совершивших умышленное
-
злостно нарушающих
-
ранее освобождавшихся от
-
ранее освобождавшихся от
-
ранее освобождавшихся от
-
которым ранее производилась
замена назначенного судами
Спицын В.И. не согласен отдельными положениями этого документа. Например, он считает, что эти ограничения не в полной мере согласуются с положениями Конституции РФ. Согласно п.3 ст. 50 Конституции каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. В Конституции говорится также о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и иные правовые акты, принимаемые в РФ.7
Инициатива о помиловании может исходить как от самого осужденного, так и от родственников, общественных организаций, администрации исправительных учреждений или даже от самого осужденного.
В
свою очередь администрация
Порядок обращения с ходатайством о помиловании регламентируется ст. 176 УИК РФ8.
В УК РФ предусмотрен широкий перечень различных видов освобождения от наказания: условное осуждение (ст.73), условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст.79), замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст.80), отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей (ст.82), освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности исполнения наказания (ст.83) и др.
Отсюда
следует, что помилование должно
применяться в исключительных случаях
к лицам, его заслуживающим, если
к ним неприменимы
Из
сказанного следует, что помилование
направлено на смягчение наказания
осужденному или снятие с него
судимости, а не на освобождение от
уголовной ответственности. Помиловать
можно лишь лицо, признанное судом
виновным в совершении преступления
и осужденное за это.
2.2.
ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ
Помилование
представляет собой решение Президента
РФ, улучшающее правовое положение
индивидуально определенного
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», на территориях субъектов Российской Федерации образованы комиссии по вопросам помилования10. Состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят не менее 11 человек. Членами комиссии могут быть граждане российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Причем не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. Этим же Указом упраздняется Комиссия по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации.
Помилование осуществляется путем издания Указа Президента Российской Федерации о помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.
Ходатайство о помиловании направляется Президенту Российской Федерации в письменной форме.
Ходатайство о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющих наказание, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании в день его подачи.
Ходатайство о помиловании направляется администрацией учреждения в территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте РФ не позднее чем через 20 дней со дня его подачи11.
К
ходатайству о помиловании
-
копия приговора, в
-
извещение о вступлении
- справка о состоянии здоровья осужденного;