Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 17:21, реферат
Одним из самых древних занятий человека было приготовление пищи. На протяжении длительного времени у разных народов формировались не только навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности складывались под влиянием многих факторов: географическое положение, климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и другое.
Введение
Глава 1.Мировые религии, особенности питания.
1.1 Буддизм и индуизм
1.2 Христианство
1.3 Ислам
Глава 2. Древни религии, особенности питания
2.1 Зороастризм. Даосизм. Конфуцианство.
Заключение
Третье исключение относится к тем, для кого соблюдение поста — невыносимая мука. Здесь имеются в виду те, кому соблюдать пост очень трудно. Такие люди могут получить искупление, ежедневно давая еду кому- нибудь из бедняков. Это исключение относится к кормящим и беременным женщинам (но потом они должны возместить дни поста в другие дни), а также к старикам, кому уже не под силу выносить пост. Кроме того, относится оно к страдающим от продолжительного недуга и к тем, кто находится в путешествии больше года. Кроме того, освобождаются от поста женщины во время менструации или кровотечения после родов с условием последующего возмещения в другие дни. И последнее — не обязателен пост также воинам, приближающимся к врагу, т. е. в преддверии боевых действий.
В исламе различают две категории постов: обязательный, т. е. предписанный (Фард), который включает пост Рамадан, пост искупления за вину (Каффара) и обет поста (Надр), и добровольный пост (Таттава). Суть добровольного поста — это напоминание о том, что пророк накануне ответственных деяний постился в любое время года вне месяца Рамадан. К добровольным относят также: а) пост, который проводится некоторыми правоверными через день; б) регулярное соблюдение поста по 3 дня в каждом месяце. Можно также соблюдать пост каждый понедельник и каждый четверг при условии, что общее количество постных дней не превышает полугода, как это делал сам Пророк.
А вот отношение ислама к вину, зафиксированное в Коране, гл. 5 («Пища»): «О вы, кто веруете, дурманящие зелья и азартные игры— дьявольские козни; так что избегайте этого, дабы могли вы преуспеть». И далее: «Дьявол желает лишь посеять вражду и ненависть меж вами при помощи дурманящих зелий». Комментарий поясняет: стих полностью запрещает все дурманящие зелья и азартные игры. Рассказывают, что когда был ниспослан этот стих, глашатай объявил на улицах Медины, что вино запрещено, и в ответ на это все кувшины с вином в мусульманских домах были опустошены, так что вино лилось по улицам рекой. Пьянство и азартные игры считаются мусульманами великим грехом.
Шариат
(дословный перевод—«глубокое
Самые «правильные» продукты — это мед и молоко. Не запрещается, но и не поощряется употребление в пищу конины или ослятины. Свинину можно есть только под угрозой голодной смерти. Великим грехом для мусульман считается употребление спиртных налитков и любых изделий, в процессе приготовления которых используется вино. Существует ритуал принятия пищи. Перед едой и после нее правоверный должен мыть руки. Хозяин дома начинает трапезу первым и заканчивает ее последним. Разговор за едой не должен касаться неприятных тем. Не следует говорить громко и эмоционально. Едят правой рукой с помощью вилки, ложки или пальцев, но не следует есть двумя пальцами. Не следует дуть на горячую пищу. Как правило, трапеза начинается с хлеба. На Востоке традиционно выпекают хлеб в виде лепешек или лаваша. Их ни в коем случае нельзя резать ножом, а можно только ломать руками. Хлеб считается священным и требует соответствующего к себе отношения.
Классическая
арабская кухня построена с учетом
заповедей пророка Мухаммеда. В
основе ее лежит использование следующих
продуктов: мяса—баранины, козлятины,
телятины; птицы и рыбы; яиц; растительных
продуктов — риса, бобовых, овощей, фруктов,
как свежих, так и консервированных; молочнокислых
продуктов, сыра. Принято использовать
значительное количество пряностей и
ароматических трав. Типичные супы готовят
на основе мясного бульона с фасолью и
рисом, горохом и вермишелью, картофелем,
стручковой фасолью. Второе блюдо обычно
мясное — мясо либо тушеное, либо жареное.
Популярен плов в различных модификациях.
Глава 2. Древни религии, особенности питания
2.1
Зороастризм. Даосизм.
Кофуцианство.
Зороастризм.
Зороастризм
относят к древним религиям. Примерно
с 1500 по 1200 г. до н. э. жил наделенный
даром предвидения пророк Зороастр
(3аратуштра, или Заратустра), основатель
этой религии. И в настоящее время 130—150
тыс. человек в Иране, Пакистане, Индии
и некоторых других странах считают себя
приверженцами зороастризма. Где эта религия
возникла, точно неизвестно; по мнению
английской исследовательницы М. Бойс,
«пророк Зороастр жил в азиатских степях,
к востоку от Волги». Уже тогда вопросам
питания уделялось большое внимание: религией
предписывалось не употреблять в пищу
мясо, предварительно не удалив из него
кровь. Регламентировалось праздничное
меню — при встрече Нового года (Ноуруза)
на праздничном столе обязательно должны
находиться семь блюд (составляющих так
называемую лорку) из миндаля, фисташек,
грецкого ореха, хурмы, инжира, винограда
и гранатов.
Даосизм.
Основателем даосизма считают мудреца Лао-цзы, хотя о нем самом почти ничего достоверно неизвестно. Учение возникло в VI—V веках до н. э. в Китае, и до настоящего времени многие китайцы исповедуют даосизм, хотя нет точных данных, сколько в современном Китае проживает последователей этой религии в настоящее время. Даосизм не относится к мировым религиям и распространен только в Китае. Современной китайской медициной используются принципы даосской диеты с лечебной и профилактической целями, а также для оздоровления организма. Важнейшее место в этом занимает пост (чжай). Отличительной особенностью поста даосизма является отсутствие единых, строго расписанных правил. Пост — это система самых различных предписаний и ограничений, касающихся не только пищи; это строгое соблюдение ритуалов, сдерживание эмоций и страстей («ограничения сердца») и воздержание от многих мыслей, желаний, слов, действий.
Чрезвычайно своеобразным является метод «девяти форм пищевого поста». В целом метод представляет собой путь совершенствования даоса (исповедующего даосизм), состоящий из 9 этапов. Общее правило питания, относящееся к его количеству, — непереедание, ненасыщение до конца, следование «золотой середине». На первом этапе необходимо отказаться от мясной пищи, употреблять зерно и злаки (преимущественно пшеницу). Вторая форма предусматривает питание только овощами и фруктами, третья форма строго регламентирует количество принимаемой пищи и время ее приема. Первые формы этого уникального поста направлены только на физические ограничения.
Для
«питания сиянием» (пятая форма) необходимо
выпить особым образом приготовленную
и заговоренную воду (растворить в воде
пепел сожженной бумаги с изображением
магических иероглифов). «Питание сиянием»
означает использование энергии солнца,
луны и звезд; дыхательные упражнения
и углубленная медитация позволяют овладеть
седьмой формой — «питание ци». Восьмой
этап означает питание «изначальным ци»,
т. е. энергией первоначального мира; девятый,
высший этап — «зародышевое питание»,
когда для поддержания жизни можно ничего
не предпринимать.
Конфуцианство.
Конфуцианство также является одной из религий Китая. Конфуций (в китайском произношении звучит как Кун-цзы, или Кун-фу-цзы, — мудрец Кун), основатель религии, жил с 551 по 479 г. до н. э., т. е. приблизительно 25 веков тому назад. Учение Конфуция многогранно, оно представляет собой совокупность духовных и социальных норм, которые передаются из поколения в поколение вот уже почти 2,5 тыс. лет. Кроме Китая, конфуцианство исповедуется также в Японии, Корее, Вьетнаме, Сингапуре (хотя и не имеет там столь же широкого распространения).
До
1913 г. учение Конфуция в Китае оставалось
официальной идеологией. Во всем Конфуций
проповедовал принцип умеренности, «золотой
середины» и сам выполнял на практике
эти принципы. О нем сказано: «рыбу ловил
удочкой, а не сетью». Как питался Конфуций,
представить несложно благодаря сохранившимся
записям: «никогда не наедался сполна
ни полированным рисом, ни тонко нарезанным
мясом». «Никогда не употреблял в пищу
то, что изменило свой цвет или дурно пахло;
не ел никогда также и то, что плохо приготовлено;
и никогда не ел не в точное время; не ел
пищу, что неправильно нарезана; и никогда
не ел, если не использован правильный
соус». Если даже кругом было достаточно
пищи, он избегал есть что-либо, кроме риса.
До сих пор на родине Конфуция, в городе
Цюйфу провинции Шаньдун, используются
разработанные им кулинарные рецепты.
Заключение.
Следует признать, что влияние религиозных предписаний на особенности питания более значительным было в прошлом.
В настоящее время церкви менее склонны к жесткому регламентированию в соблюдении постов. В то же время некоторые установки сохраняются весьма строго. Например, мусульманин только в случае угрозы голодной смерти может есть свинину. Православное христианство более догматично, чем католичество и протестантизм.
Возможно,
наиболее значительно влияние религий
у индусов: все конфессии индуизма одной
из центральных идей содержат учение о
перерождении, что исключает возможность
нанести вред животному.
Литература