Религия и питание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

Одним из самых древних занятий человека было приготовление пищи. На протяжении длительного времени у разных народов формировались не только навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности складывались под влиянием многих факторов: географическое положение, климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и другое.

Содержание

Введение

Глава 1.Мировые религии, особенности питания.

1.1 Буддизм и индуизм

1.2 Христианство

1.3 Ислам

Глава 2. Древни религии, особенности питания

2.1 Зороастризм. Даосизм. Конфуцианство.

Заключение

Работа содержит 1 файл

религия и птиание.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

    В эти же дни верующим разрешается принимать вино (освященное в церкви) в умеренных количествах, в том числе и для укрепления сил постящихся.

    Есть  рыбу разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное Воскресение. В  первую и последнюю недели поста от понедельника до пятницы полагается сухоедение, в другое время поста— вареные овощи без растительного масла («варение без елея»). В то же время первая неделя Великого поста — дни особой строгости, первые 2 дня церковный устав рекомендует обходиться без пищи вовсе, на третий день разрешаются хлеб, овощи и мед. Так же строго предписывалось проводить и последнюю неделю поста, особенно Страстную пятницу (день распятия Иисуса Христа на кресте). Если раньше только больным, старикам и малым детям, а также находящимся в пути (особенно морякам) разрешалось ослаб-ление режима поста (можно было есть молочную пищу), то современная православная церковь разрешает не соблюдать посты и пациентам, находящимся в больницах, военным на службе в армии и людям, выполняющим тяжелые работы.

    Через неделю после Троицы начинается Петров (Апостольский) пост. Он установлен перед  праздником святых апостолов Петра  и Павла, казненных в Риме за проповедь  христианства. Продолжительность апостольского  поста непостоянна и колеблется от 8 до 42 дней в зависимости от даты Пасхи. По понедельникам, средам и пятницам по время Петрова поста предписывалось воздерживаться от рыбы, вина и растительного масла.

    Успенский пост установлен в честь Девы Марии, матери Иисуса Xриста. Он продолжается две недели—с 1 по 14 августа — и строгостью превосходит Апостольский (Петров) и Рождественский посты, приравниваясь к Великому. По церковному уставу в понедельник, среду и пятницу предписывалось сухоедение, по вторникам и четвергам — вареная пища, но без масла, в субботу и воскресенье можно было употреблять масло и вино.

    Наряду  с постами и другими ограничивающими  предписаниями христиане отмечали церковные праздники, во время которых  столы накрывались обильно и  разнообразно.

    Сочельник Рождественский приходится на 6 января (24 декабря по старому стилю). В этот день общеизвестно правило не употреблять никакой пищи до самого вечера, «до первой звезды». Народный завет звучит так: «В свят вечер не едят до звезды». По церковному уставу в сочельник предписывалось есть «сочиво» — а за праздничный рождественский стол принято было садиться после окончания службы. Праздничные блюда должны символизировать рождение Иисуса Xриста. Важнейшее символическое значение имели два блюда — кутья и взвар. Кутью принято есть на поминках, а взвар — при рождении детей. Сочельницкая кутья готовилась обычно из вареных зерен пшеницы и ячменя, позднее их вытеснил рис. Для приготовления взвара использовали яблоки, груши, сливы, вишни, изюм и другие плоды и ягоды, отваривая их в воде. Сочетание кутьи и взвара, таким образом, символизировало рождение и смерть Иисуса Христа.

    В целом праздничный стол в сочельник  принято готовить обильным, щедрым и разнообразным. Традиционным блюдом является рождественский гусь.

    На 14 января (1 января) приходятся праздники: Обрезание Господне, память святого Василия Великого и Новый год.

    Архиепископ Василий Великий основал несколько  монастырей, занимался благотворительностью, строил убежища для бедных. В народе Василий Великий считался покровителем свиней, поэтому непременным атрибутом праздничного стола была свиная голова. У более состоятельных верующих основным угощением вечера святого Василия был «царский» поросенок, а свиная голова стояла на столе в течение недели; поэтому 1 января в народе называли «свиным праздником».

    Новый год (1 января). Философия праздничного новогоднего стола незамысловата. Если еда обильна, то и благополучие предстоящего года обеспечено. Кроме  того, старались как можно разнообразнее  украшать стол, используя все, что  было в доме. Готовили множество мучных, мясных, крупяных блюд, обязательными считались пироги с разнообразной начинкой. Большое количество блюд старались готовить из свинины (свинья считалась символом плодовитости). Также разнообразно и в больших количествах варились напитки — компоты, кисели, пиво. Ритуальным новогодним блюдом у некоторых славянских народов (русских, белорусов, украинцев, молдаван) служили сладкая каша (кутья) и блины. Непременно на праздничном столе должны были быть сладости, орехи. Ими, а также выпеченными из теста фигурками животных (коней, коров, быков, угощали гостей.

    Пирожки с луком христиане Руси пекли 20 февраля (7 февраля) в День преподобных  Парфения и Луки.

    Масленица широко отмечалась на Руси и в дохристианский период как «проводы зимы»; позднее  она была принята церковью как религиозный праздник. Продолжается масленица одну неделю, непосредственно перед Великим постом, ее начало колеблется от 3 февраля (21 января) до 14 марта (1 марта). Отмечается масленица широко, в кулинарном отношении отличалась разнообразной выпечкой, прежде всего блинами. Кроме блинов, пекли много калачей, оладий, пирожков, готовили сладкие блюда. Готовили и употребляли также пиво и вино.

    Пасха—главный праздник всех христиан. Пасхе предшествуют 7 недель Великого поста, последняя  неделя которого называется Страстной.

    В Чистый четверг этой недели готовились к Пасхе—варили, красили яйца, пекли  куличи, делали «пасху», варили пиво, брагу, мед. Яйцо является символом Пасхи—в  нем зарождается жизнь.

    Праздник  Вознесения Господня отмечается на сороковой день после Пасхи специальными кулинарными изделиями. В этот день православные пекли большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами. Перекладины символизируют лестницу, ведущую на небо.

    В День мучеников Евстигнея, Канидия и прочих —18 августа (5августа) — православные на Руси ели сыр и лук с хлебом, солью и квасом. Связки луковиц развешивались в комнатах для очищения воздуха.

    Праздник  Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа (15 августа) имеет радостный, светлый характер, Это время окончания жатвы, когда варили вскладчину пиво, убивали барана и пекли пироги, а затем приглашали соседей отмечать праздник за столом.

    Интересно отмечается день Усекновения главы  Иоанна Крестителя 11 сентября (29 августа). Во-первых, не разрешается в этот день брать в руки ножи и другие режущие предметы, во-вторых, исключались в этот день песни и пляски (именно с помощью танцев добилась Саломея обезглавливания Крестителя). В праздник принято угощать бедных, нищих, странников. Пища готовилась постная, и не разрешалось есть ничего круглого (символизирующего голову): лук, капусту, яблоки, картофель, арбузы и прочее.

    Так же своеобразно отмечают православные День священномученика Фоки, святого  пророка Ионы 5 октября (22 сентября): в этот день запрещается есть рыбу в напоминание о пребывании Ионы в чреве кита.

    Гостевым  праздником считается День святого  Николая, 19 декабря (6 декабря), когда  в каждом доме в изобилии веселящие  пиво и брага, вкусные пироги и  когда угощаться и тем и  другим ходят друг к другу в гости. 
 

    1.3 Ислам 

    Ислам — вторая по численности приверженцев после христианства мировая религия. В настоящее время ислам исповедует около миллиарда человек. Ислам  в переводе с арабского означает «покорность», «предание себя воле Божьей». Родина ислама — Аравийский полуостров, город Мекка, где около 570 г. родился пророк Мухаммед. Религия широко распространена, во многих странах ислам является государственной идеологией. Мусульманство (другое название ислама) исповедуют Египет, Иран, Ирак, Афганистан, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Пакистан, Марокко, Ливан, Йемен, Бахрейн, Азербайджан, Турция, Таджикистан.

    В священной книге мусульман —  Коране — зафиксированы многие пищевые  предписания, которые обязаны соблюдать  верующие. Глава 5 Корана так и называется — «пища» (араб. Ал-Маидах). Хотя в ней говорится преимущественно о необходимости духовного совершенствования, вопросам питания отводится значительное место. Раздел 1 — «Совершенствование религии в Исламе»: «3апрещено вам есть то, что умерло собственной смертью, и кровь, и плоть свиньи, и то, над чем было произнесено иное, кроме Аллаха, имя, и удушенное (животное). И забитое до смерти, и убившееся при падении, и то, которое проткнуто рогом, и которое ели дикие звери — кроме тех, которых вы убили» (речь идет об одном из способов забивания скотины).

    Смысл же таков: если животное, объеденное дикими зверями, найдено еще живым, то мясо его позволяется употреблять  в пищу в том случае, если животное добивают надлежащим образом). Запрещается  есть мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи: «ибо, воистину, нечисто это».

    Раздел  ХХI 2-й главы Священного Корана (называется «Корова») предписывает: «О люди, ешьте  вещи законные и добрые из того, что  есть на земле; не идите по стопам дьявола. Во истину, он — явный враг ваш».

    Комментарий поясняет — установление относительно запретной пищи имеет двоякое  значение. Только законная и благая пища пригодна для употребления. Под  законной пищей понимается не только та, на которую не был наложен  запрет, но и та, что не была получена незаконным путем — путем кражи, грабежа, обмана, взятки. Коран признает связь между физическим и духовным состоянием человека: питание играет важную роль в формировании характера, качество пищи сказывается на работе мозга и сердца. Таким образом, в Коране определены правила и предписания для совершенствования не только духовного, но и физического состояния человека.

    Принципиально важное положение гласит, что законом  запрещено употребление в пищу мяса животного, при заклании (убое) которого произнесено было не имя Аллаха, но любое иное имя. Также регламентируются правила для совершающих паломничество. Стихи из главы 5 («Пища»): «О вы, кто веруете, не убивайте добычи, когда вы совершаете паломничество». И далее: «законна для вас добыча моря и пища его — пропитание для вас и для путешествующих; а добыча земли запрещена вам, пока вы в паломничестве, так выполняйте долг свой перед Аллахом». Комментарий поясняет, что разрешается ловить и есть все, что водится не только в море, а в любом водоеме — реке, озере, пруде. Помимо обозначенных пищевых ограничений и предписаний, важное значение в исламе придается постам: наряду с молитвой, налогом на бедных, паломничеством и джихадом, пост мусульмане относят к числу пяти основных жизненно-практических установлений.

    «Во все времена и у всех народов  пост был весьма распространен во время оплакивания и бедствий». Пост—средство для совершенствования  моральных и духовных качеств  человека; пост—не просто воздержание  от пищи, но и воздержание от всякого  рода зла. Например, пост дает человеку возможность контролировать свои страсти — отказаться от незаконного присвоения чужого имущества. Главная цель поста — духовное восхождение, но наряду с этим пост преследует еще одну цель— мусульмане должны приучить себя сносить всякого рода физические тяготы. Во время постов запрещается курить, принимать лекарства питательного свойства (витамины), говорить непристойности, шуметь, лгать, злословить и порочить, смотреть с похотью, лжесвидетельствовать. Согласно заповеди пророка Мухаммеда, пять поступков нарушают пост — это ложь, злословие, клевета (донос), ложная клятва и похотливый взгляд.

    В комментариях к Священному Корану сказано, что «сорокадневный пост Моисея перед  получением откровения (Исход 24:18) и  то же число дней длившийся пост Иисуса Христа перед началом проповеднического служения (Мтф. 4:2) свидетельствуют о том, что получение Божественных милостей связывается в священной истории с соблюдением поста. Поэтому и от мусульман требуется соблюдение поста по 30 дней в году, явление же Божественных милостей обещано в заключительные дни постов».

    Мусульмане  обязаны соблюдать пост во время  месяца Рамадан. Это их главный пост. Исходное значение слова «рамадан»  — «избыток жары». В исламе принят счет месяцев по лунному календарю. Поэтому мусульманский календарь постоянно смещается относительно солнечного календаря, принятого в большинстве стран мира.

    Рамадан (тюркоязычные и ираноязычные народы, исповедующие ислам, произносят его  «Рамазан») — это девятый месяц  лунного календаря. Согласно мусульманскому преданию, именно в Рамадан Мухаммеду было ниспослано первое божественное откровение. Слово Коран имеет два значения: 1) «он собрал вещи воедино» и 2) «чтение» или «пересказывание книги», поэтому месяц Рамадан — память о ниспослании Аллахом божественного откровения Мухаммеду и через него всем людям. В память об этом и установлен пост (тюркоязычные народы говорят «ураза», ираноязычные — «Рузе»). Во время этого поста в светлое время нельзя есть, пить, вдыхать табачный дым, исполнять супружеские обязанности. Ночью запреты снимаются, однако все же не рекомендуется предаваться излишествам и нужно побольше заниматься благочестивыми делами.

    Согласно  Корану и комментариям, время поста  наступает примерно за 1,5 ч до восхода  солнца, началом ночи следует считать заход солнца (и ешьте, и пейте до тех пор, пока белый день можно будет отличить от черной ночи на рассвете; затем поститесь до прихода ночи). В большинстве мусульманских стран по ночам во время поста устраивают застолья, слушают выступления народных певцов и рассказчиков, исполняющих произведения, посвященные деятельности пророка Мухаммеда и его сподвижников. Заканчивается пост праздником разговения. По-арабски он называется Идал-Фитр, у тюркоязычных народов (в том числе на территории СНГ) — Уразабайрам. Во время праздника совершается общая молитва, потом — торжественная трапеза. Благочестивые мусульмане раздают милостыню и угощения для бедняков.

    Пост  предписан всем правоверным мусульманам, однако постятся прежде всего совершеннолетние и находящиеся в добром здравии. Комментарии к Священному Корану по поводу освобождений от поста поясняют: «Две первые категории, освобождаемые от поста,— это больные и путешествующие. И тем и другим предписывается осуществить пост по окончании болезни либо путешествия». Интересно, что «каждый сам решает для себя, что именно считать болезнью или путешествием».

Информация о работе Религия и питание