Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 17:21, реферат
Одним из самых древних занятий человека было приготовление пищи. На протяжении длительного времени у разных народов формировались не только навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности складывались под влиянием многих факторов: географическое положение, климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и другое.
Введение
Глава 1.Мировые религии, особенности питания.
1.1 Буддизм и индуизм
1.2 Христианство
1.3 Ислам
Глава 2. Древни религии, особенности питания
2.1 Зороастризм. Даосизм. Конфуцианство.
Заключение
В эти же дни верующим разрешается принимать вино (освященное в церкви) в умеренных количествах, в том числе и для укрепления сил постящихся.
Есть рыбу разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в Вербное Воскресение. В первую и последнюю недели поста от понедельника до пятницы полагается сухоедение, в другое время поста— вареные овощи без растительного масла («варение без елея»). В то же время первая неделя Великого поста — дни особой строгости, первые 2 дня церковный устав рекомендует обходиться без пищи вовсе, на третий день разрешаются хлеб, овощи и мед. Так же строго предписывалось проводить и последнюю неделю поста, особенно Страстную пятницу (день распятия Иисуса Христа на кресте). Если раньше только больным, старикам и малым детям, а также находящимся в пути (особенно морякам) разрешалось ослаб-ление режима поста (можно было есть молочную пищу), то современная православная церковь разрешает не соблюдать посты и пациентам, находящимся в больницах, военным на службе в армии и людям, выполняющим тяжелые работы.
Через
неделю после Троицы начинается Петров
(Апостольский) пост. Он установлен перед
праздником святых апостолов Петра
и Павла, казненных в Риме за проповедь
христианства. Продолжительность
Успенский пост установлен в честь Девы Марии, матери Иисуса Xриста. Он продолжается две недели—с 1 по 14 августа — и строгостью превосходит Апостольский (Петров) и Рождественский посты, приравниваясь к Великому. По церковному уставу в понедельник, среду и пятницу предписывалось сухоедение, по вторникам и четвергам — вареная пища, но без масла, в субботу и воскресенье можно было употреблять масло и вино.
Наряду
с постами и другими
Сочельник Рождественский приходится на 6 января (24 декабря по старому стилю). В этот день общеизвестно правило не употреблять никакой пищи до самого вечера, «до первой звезды». Народный завет звучит так: «В свят вечер не едят до звезды». По церковному уставу в сочельник предписывалось есть «сочиво» — а за праздничный рождественский стол принято было садиться после окончания службы. Праздничные блюда должны символизировать рождение Иисуса Xриста. Важнейшее символическое значение имели два блюда — кутья и взвар. Кутью принято есть на поминках, а взвар — при рождении детей. Сочельницкая кутья готовилась обычно из вареных зерен пшеницы и ячменя, позднее их вытеснил рис. Для приготовления взвара использовали яблоки, груши, сливы, вишни, изюм и другие плоды и ягоды, отваривая их в воде. Сочетание кутьи и взвара, таким образом, символизировало рождение и смерть Иисуса Христа.
В целом праздничный стол в сочельник принято готовить обильным, щедрым и разнообразным. Традиционным блюдом является рождественский гусь.
На 14 января (1 января) приходятся праздники: Обрезание Господне, память святого Василия Великого и Новый год.
Архиепископ
Василий Великий основал
Новый
год (1 января). Философия праздничного
новогоднего стола
Пирожки с луком христиане Руси пекли 20 февраля (7 февраля) в День преподобных Парфения и Луки.
Масленица широко отмечалась на Руси и в дохристианский период как «проводы зимы»; позднее она была принята церковью как религиозный праздник. Продолжается масленица одну неделю, непосредственно перед Великим постом, ее начало колеблется от 3 февраля (21 января) до 14 марта (1 марта). Отмечается масленица широко, в кулинарном отношении отличалась разнообразной выпечкой, прежде всего блинами. Кроме блинов, пекли много калачей, оладий, пирожков, готовили сладкие блюда. Готовили и употребляли также пиво и вино.
Пасха—главный праздник всех христиан. Пасхе предшествуют 7 недель Великого поста, последняя неделя которого называется Страстной.
В Чистый четверг этой недели готовились к Пасхе—варили, красили яйца, пекли куличи, делали «пасху», варили пиво, брагу, мед. Яйцо является символом Пасхи—в нем зарождается жизнь.
Праздник Вознесения Господня отмечается на сороковой день после Пасхи специальными кулинарными изделиями. В этот день православные пекли большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами. Перекладины символизируют лестницу, ведущую на небо.
В День мучеников Евстигнея, Канидия и прочих —18 августа (5августа) — православные на Руси ели сыр и лук с хлебом, солью и квасом. Связки луковиц развешивались в комнатах для очищения воздуха.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы — 28 августа (15 августа) имеет радостный, светлый характер, Это время окончания жатвы, когда варили вскладчину пиво, убивали барана и пекли пироги, а затем приглашали соседей отмечать праздник за столом.
Интересно отмечается день Усекновения главы Иоанна Крестителя 11 сентября (29 августа). Во-первых, не разрешается в этот день брать в руки ножи и другие режущие предметы, во-вторых, исключались в этот день песни и пляски (именно с помощью танцев добилась Саломея обезглавливания Крестителя). В праздник принято угощать бедных, нищих, странников. Пища готовилась постная, и не разрешалось есть ничего круглого (символизирующего голову): лук, капусту, яблоки, картофель, арбузы и прочее.
Так же своеобразно отмечают православные День священномученика Фоки, святого пророка Ионы 5 октября (22 сентября): в этот день запрещается есть рыбу в напоминание о пребывании Ионы в чреве кита.
Гостевым
праздником считается День святого
Николая, 19 декабря (6 декабря), когда
в каждом доме в изобилии веселящие
пиво и брага, вкусные пироги и
когда угощаться и тем и
другим ходят друг к другу в гости.
1.3
Ислам
Ислам
— вторая по численности приверженцев
после христианства мировая религия.
В настоящее время ислам
В священной книге мусульман — Коране — зафиксированы многие пищевые предписания, которые обязаны соблюдать верующие. Глава 5 Корана так и называется — «пища» (араб. Ал-Маидах). Хотя в ней говорится преимущественно о необходимости духовного совершенствования, вопросам питания отводится значительное место. Раздел 1 — «Совершенствование религии в Исламе»: «3апрещено вам есть то, что умерло собственной смертью, и кровь, и плоть свиньи, и то, над чем было произнесено иное, кроме Аллаха, имя, и удушенное (животное). И забитое до смерти, и убившееся при падении, и то, которое проткнуто рогом, и которое ели дикие звери — кроме тех, которых вы убили» (речь идет об одном из способов забивания скотины).
Смысл же таков: если животное, объеденное дикими зверями, найдено еще живым, то мясо его позволяется употреблять в пищу в том случае, если животное добивают надлежащим образом). Запрещается есть мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи: «ибо, воистину, нечисто это».
Раздел ХХI 2-й главы Священного Корана (называется «Корова») предписывает: «О люди, ешьте вещи законные и добрые из того, что есть на земле; не идите по стопам дьявола. Во истину, он — явный враг ваш».
Комментарий поясняет — установление относительно запретной пищи имеет двоякое значение. Только законная и благая пища пригодна для употребления. Под законной пищей понимается не только та, на которую не был наложен запрет, но и та, что не была получена незаконным путем — путем кражи, грабежа, обмана, взятки. Коран признает связь между физическим и духовным состоянием человека: питание играет важную роль в формировании характера, качество пищи сказывается на работе мозга и сердца. Таким образом, в Коране определены правила и предписания для совершенствования не только духовного, но и физического состояния человека.
Принципиально важное положение гласит, что законом запрещено употребление в пищу мяса животного, при заклании (убое) которого произнесено было не имя Аллаха, но любое иное имя. Также регламентируются правила для совершающих паломничество. Стихи из главы 5 («Пища»): «О вы, кто веруете, не убивайте добычи, когда вы совершаете паломничество». И далее: «законна для вас добыча моря и пища его — пропитание для вас и для путешествующих; а добыча земли запрещена вам, пока вы в паломничестве, так выполняйте долг свой перед Аллахом». Комментарий поясняет, что разрешается ловить и есть все, что водится не только в море, а в любом водоеме — реке, озере, пруде. Помимо обозначенных пищевых ограничений и предписаний, важное значение в исламе придается постам: наряду с молитвой, налогом на бедных, паломничеством и джихадом, пост мусульмане относят к числу пяти основных жизненно-практических установлений.
«Во
все времена и у всех народов
пост был весьма распространен во
время оплакивания и бедствий».
Пост—средство для
В комментариях к Священному Корану сказано, что «сорокадневный пост Моисея перед получением откровения (Исход 24:18) и то же число дней длившийся пост Иисуса Христа перед началом проповеднического служения (Мтф. 4:2) свидетельствуют о том, что получение Божественных милостей связывается в священной истории с соблюдением поста. Поэтому и от мусульман требуется соблюдение поста по 30 дней в году, явление же Божественных милостей обещано в заключительные дни постов».
Мусульмане обязаны соблюдать пост во время месяца Рамадан. Это их главный пост. Исходное значение слова «рамадан» — «избыток жары». В исламе принят счет месяцев по лунному календарю. Поэтому мусульманский календарь постоянно смещается относительно солнечного календаря, принятого в большинстве стран мира.
Рамадан (тюркоязычные и ираноязычные народы, исповедующие ислам, произносят его «Рамазан») — это девятый месяц лунного календаря. Согласно мусульманскому преданию, именно в Рамадан Мухаммеду было ниспослано первое божественное откровение. Слово Коран имеет два значения: 1) «он собрал вещи воедино» и 2) «чтение» или «пересказывание книги», поэтому месяц Рамадан — память о ниспослании Аллахом божественного откровения Мухаммеду и через него всем людям. В память об этом и установлен пост (тюркоязычные народы говорят «ураза», ираноязычные — «Рузе»). Во время этого поста в светлое время нельзя есть, пить, вдыхать табачный дым, исполнять супружеские обязанности. Ночью запреты снимаются, однако все же не рекомендуется предаваться излишествам и нужно побольше заниматься благочестивыми делами.
Согласно Корану и комментариям, время поста наступает примерно за 1,5 ч до восхода солнца, началом ночи следует считать заход солнца (и ешьте, и пейте до тех пор, пока белый день можно будет отличить от черной ночи на рассвете; затем поститесь до прихода ночи). В большинстве мусульманских стран по ночам во время поста устраивают застолья, слушают выступления народных певцов и рассказчиков, исполняющих произведения, посвященные деятельности пророка Мухаммеда и его сподвижников. Заканчивается пост праздником разговения. По-арабски он называется Идал-Фитр, у тюркоязычных народов (в том числе на территории СНГ) — Уразабайрам. Во время праздника совершается общая молитва, потом — торжественная трапеза. Благочестивые мусульмане раздают милостыню и угощения для бедняков.
Пост предписан всем правоверным мусульманам, однако постятся прежде всего совершеннолетние и находящиеся в добром здравии. Комментарии к Священному Корану по поводу освобождений от поста поясняют: «Две первые категории, освобождаемые от поста,— это больные и путешествующие. И тем и другим предписывается осуществить пост по окончании болезни либо путешествия». Интересно, что «каждый сам решает для себя, что именно считать болезнью или путешествием».