Религия и питание

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 17:21, реферат

Описание работы

Одним из самых древних занятий человека было приготовление пищи. На протяжении длительного времени у разных народов формировались не только навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности складывались под влиянием многих факторов: географическое положение, климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и другое.

Содержание

Введение

Глава 1.Мировые религии, особенности питания.

1.1 Буддизм и индуизм

1.2 Христианство

1.3 Ислам

Глава 2. Древни религии, особенности питания

2.1 Зороастризм. Даосизм. Конфуцианство.

Заключение

Работа содержит 1 файл

религия и птиание.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

Рособразование

       Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Пензенская  государственная  технологическая  академия

  Кафедра Философия 
 
 
 
 

  Реферат по истории развития русской кухни

  На  тему: Религия и питание 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                    Выполнила студентка группы 09ТП1з

                                                               Косолапкиной Ольги Алексеевны

                                                              Проверила:

                                                               Коваленко Татьяна Дмитриевна

440066 ул. Рахманинова-17.кв.-2

Тел. 53-15-02 
 
 

       Пенза 2009 год 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

       Введение

       Глава 1.Мировые религии, особенности питания.

          1.1 Буддизм и индуизм

          1.2 Христианство

          1.3 Ислам

       Глава 2. Древни религии, особенности питания

           2.1 Зороастризм. Даосизм. Конфуцианство.

            Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Одним из самых древних занятий человека было приготовление пищи. На протяжении длительного времени у разных народов формировались не только навыки кулинарии, но и привязанности, предпочтения. Кулинарные особенности складывались под влиянием многих факторов: географическое положение, климатические особенности, возможности экономики, определенные традиции и другое.

    В меню народов, проживающих на берегах  морей и океанов, естественно, преобладали  рыба и морепродукты; кочевники (скотоводы) питались тем, что могло дать животноводство, т. е. молоком и мясом; жители лесостепей использовали в питании продукты животноводства и лесных промыслов; жители южных стран для приготовления пищи применяли большое количество овощей и фруктов. Таким образом, определялся набор исходных продуктов для приготовления пищи. Другой важнейший фактор, под влиянием которого складывались национальные кухни, — это технология приготовления пищи, способ ее обработки. Определяющим было использование огня, т. е. устройство очага. Географическое положение и климат имели первостепенное значение и в этом вопросе. Русская печь в условиях довольно суровой зимы служила источником тепла и устройством для приготовления пищи одновременно. Южане использовали открытый огонь, нередко устраивая кухню отдельно от жилья. В свою очередь, устройство очага определяло особенности тепловой обработки. В печи удобнее всего варить, тушить и выпекать, на открытом огне предпочтительнее жарить (на вертеле, решетке). Вкусовые предпочтения и режим питания складывались также в зависимости от климатических и географических особенностей: южные народы при приготовлении пищи широко использовали различные специи, острые соусы и приправы, северяне предпочитали относительно пресную еду. У большинства народов сложилась традиция питаться три раза в день. У южан завтрак, как правило, легкий, обед и ужин обильные.

    Степень влияния религий на особенности  национального питания у разных народов различна. Чаще всего церковные  предписания и запреты органично  вписывались в систему уже  сложившихся кулинарных традиций. Однако влияние церкви в целом на особенности национальных кухонь является неоспоримым и значительным фактом. Всем известно, что мусульмане не едят свинину, считая свинью «нечистым» животным. Народы Индии, исповедующие индуизм (их в стране подавляющее большинство), вообще не употребляют в пищу мясо животных, многие индуисты — строгие вегетарианцы. В результате у каждого народа кулинария приобретает свои специфические особенности. Так складывались национальные кухни, существенным элементом которых до настоящего времени являются религиозные предписания. В Китае удивительным образом сложилась система религиозной практики. На равных в стране существуют буддизм, даосизм, конфуцианство. Если буддизм является одной из мировых религий, то две последние преимущественно распространены в Китае.

    Жители  Японии также исповедуют одновременно буддизм и синтоизм (национальная японская религия). Аналогичное положение  существует во многих странах мира. Кроме того, внутри концессий строгого единства нет. Христиане давно разделены на католиков, протестантов и православных, мусульмане — на суннитов и шиитов, внутри буддизма имеется несколько направлений и даже индуизм не однороден. Также можно наблюдать сочетание религиозного и национального в жизни людей, в том числе и в вопросах кулинарии. Взаимопроникновение национального и религиозного привело к своеобразию и неповторимости народов и особенностей их питания.  
 
 
 
 
 
 

    Глава 1.Мировые религии, особенности питания.

    1.1 Буддизм и индуизм 

    Буддизм.

    Будда в переводе с санскрита означает «Просветленный», «Пробужденный». В настоящее время большинство приверженцев буддизма проживает в Южной, Юго- Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Вьетнаме, Корее, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшей Бирме), Таиланде и Лаосе. Будда жил с 624 по 544 г.г. до н. э., т. е. в 1956 г. отмечалось 2500-летие буддизма. Исторической родиной буддизма является долина реки Ганг, северо-восточная часть современной Индии. Там в небольшом (не существующем сегодня) государстве на границе Индии и Непала жил основатель учения, принц по имени Сиддхартха Шакьямуни — будущий Будда. Ни в чем не зная нужды, жил он в роскоши дворцов; но однажды резко переменил свою жизнь и в 29 лет отправился на поиски истины. Принц стал бродячим отшельником (шраманом), одним из необходимых свойств которого было умение переносить голод. В возрасте 35 лет на него снизошло просветление, и он стал Буддой. Познав и роскошь, и аскетизм, Будда сделал выбор «срединного пути».

    «Незадолго  до смерти сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век». «Причиной ухода Будды из жизни послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать все мясо ему. Не желая, чтобы пострадали спутники, Будда съел его».

    Кухня Китая, с конфессиональной точки  зрения, представляет собой синтез предписаний даосизма, конфуцианства  и буддизма. С одной стороны, согласно известной китайской пословице  «Для жизни необходимо семь предметов: дрова, рис, масло, соль, соя, уксус и чай», кухня китайцев проста, с другой — для приготовления блюд китайцы используют самые разнообразные, в том числе и экзотические продукты. Наряду с крупами, овощами, мясом, рыбой, птицей китайские повара готовят блюда из морских беспозвоночных животных, водорослей, побегов бамбука. А вот молоко и молочные продукты в Китае традиционно не употребляются.

    Главным продуктом питания является рис; без него не обходится практически  ни одна трапеза. Рисовая каша готовится повсеместно и самыми различными способами, по существу заменяя хлеб. Основных видов рисовой каши две: сухая рассыпчатая и очень жидкая, составляющая основу китайского завтрака. Также популярны каши из кукурузы и проса. Основным источником белка служат бобовые и продукты из них; распространены соевое масло, соевое молоко, соевый творог (его существуют сотни рецептов), соусы и паста из соевых бобов. Популярны в Китае мучные изделия — лапша, лепешки разных видов, так называемые пампушки — паровые хлебцы, пельмени, печенье. Овощи играют большую роль в китайской кухне: капуста, картофель, лук, чеснок, помидоры, перец, шпинат, множество сортов редьки, зеленые стручки фасоли. Среди овощей наиболее популярна капуста. Молодые ростки бамбука едят вареными. Мясо не является самым популярным в Китае продуктом питания; большинство мясных блюд готовится из свинины, в то время как говядина и баранина пользуются меньшим спросом. Более широко китайская кулинария использует домашнюю птицу, прежде всего уток и кур, их яйца, а также рыбу и различные море продукты — крабов, креветок, различных моллюсков — кальмаров, осьминогов, каракатиц, трепангов. Наиболее распространенный напиток в Китае — чай, который пьют повсеместно. 

    Индуизм.

    Ведущей особенностью этой религии (по вопросам питания) является отношение к животным. Индуизм не однороден (специалисты выделяют брахманизм, бхагаватизм, вишнуизм, шиваизм и др.), но идея перерождения в индуизме — одна из центральных, она и определяет отношение человека к животным. Считается, что в одном из последующих перерождений человек может явиться на землю в обличье коровы, козы, обезьяны, буйвола или другого животного или птицы, т. е. индуист относится к животным как к священным существам, и ни при каких обстоятельствах не может причинить им вред, за исключением ритуала. Поэтому индуисты являются строгими вегетарианцами.

    Аюрведа (означает «знание о жизни» или, в  более полном переводе, «знание о  продолжительности человеческой жизни») является системой медицинской профилактики и заботы о здоровье, возникшей в Индии более 5000 лет назад. В учении Аюрведы вопросам рационального питания придается исключительно важное значение; считается, что основная причина болезней — плохое пищеварение. Вот основной тезис учения: способность эффективно усваивать пищу позволяет даже от яда получать пользу, в то время как и лечебный бальзам при нарушенном пищеварении может нанести непоправимый вред (и даже привести к смерти). Поэтому нет пищи хорошей или плохой, все зависит от способности организма усваивать пищу и извлекать из нее необходимые вещества. Эта способность усваивать и извлекать определяется интенсивностью пищеварения.

    О аюрведической теории существуют три врожденных типа интенсивности пищеварения:

• 1-й  тип характеризуется неустойчивым, чувствительным пищеварением;

• 2-й  тип имеет сильное интенсивное  пищеварение;

• 3-й  тип отличается медлительным и часто  тяжело протекающим пищеварением.

    Система питания Аюрведы необычна, в ней  не рассматривается привычные нам  понятия, например, вообще не говорится  о жирах, углеводах, белках и витаминах, Считается, что для построения правильной диеты необходима лишь информация о пище, организм сам обладает необходимыми инструментами для получения этой информации: первичная информация о пище заложена в ее вкусе. Аюрведа различает шесть вкусов: сладкий, кислый, соленый, горький, острый и вяжущий.

    Сочетание и представительство вкусов определяет питательную ценность пищи. Сбалансированное, согласно аюрведическому принципу, блюдо должно содержать все шесть вкусов, тогда происходит оптимальное расщепление компонентов пищи и их усвоение организмом.

    Имбирная  диета предлагается для нормализации пищеварения. Для этого в небольшой  металлический или керамической емкости 4 ст. л. имбирного порошка  растираются с очищенным топленым маслом. Мешать следует до получения однородной массы, затем емкость накрывают крышкой и ставят в холодное место.

    Для идеального переваривания и полного  усвоения пищи Аюрведа предлагает так  называемую саттвическую, или «чистую» диету (аналог этой диеты — грудное  молоко для ребенка). Чистая диета включает молоко, очищенное топленое масло, фрукты и фруктовые соки, рис, кунжутное масло, а также сладкое. К этому списку часто добавляют пшеницу, бобы, кокосы, апельсины, финики и мед. Система Аюрведы не принуждает использовать только перечисленные продукты, но рекомендует употреблять их в пищу регулярно. Питание Аюрведы — это путь, которым нужно следовать для сохранения и укрепления здоровья.

    Если  обобщить, то «чистая» диета представляет собой легкоусвояемую, успокаивающую  пищу на основе свежих продуктов, ключевой воды, умеренности ее количества, равновесия всех шести вкусов. Кроме того, диета построена на основе гармонии с окружающей природой; она практически вегетарианская. Недостатком ее современные специалисты считают недостаточно разнообразный перечень продуктов, не способный полностью удовлетворить все потребности взрослого организма. В то же время многие положения ее успешно используются: в США рисовая диета, построенная на сочетании вареного риса и фруктов, признана эффективным методом лечения сердечников, диабетиков, тучных пациентов.

Информация о работе Религия и питание