Налоговая нагрузка

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Одна из самых острых проблем экономики России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. В мировой практике налогообложение населения играет если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики.

Содержание

Введение……………………………………..……………………………….3
І часть
Сущность и функции налогов…………..…….…………………………….4
Виды налогов …………………………………………..……………………8
Пропорциональный, прогрессивный, регрессивный налог……………...11
Налоговые режимы………………………………………………………...12
Общий налоговый режим…………………………………………12
Упрощенная система налогообложения…………………………15
Налоговая нагрузка…………………………………………………..…….17
Как рассчитать налоговое бремя……………………………………….…19
Возможности минимизации налоговых платежей……………………….22
ІІ часть
Предприятие «Технострой – 5»……………………………………………34
Налоговое бремя «Технострой – 5»……………………………………….35
Заключение…………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовая короткова оля соэ-109.docx

— 65.74 Кб (Скачать)

     Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично  предложение, тем меньшая часть  налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя  перекладывается все большая  часть косвенных налогов.

     Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно  с доходом налогоплательщика  и взимаются вне зависимости  от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

     В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, а косвенные - большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что прямые налоги - это налоги на доходы, а косвенные на расходы, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

     В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или  целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления  за каким-либо определенным видом расходов.

     Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и т.д.).

     В Российской Федерации все налоги разделены на три группы; в зависимости  от того, кто взимает налог и  куда они поступают.

  1. федеральные налоги.
  2. региональные налоги.
  3. местные налоги.

К федеральным  налогам и сборам относястя3 (ст. 13 части первой НК РФ):

  1. налог на добавленную стоимость;
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц;
  4. единый социальный налог4;
  5. налог на прибыль организаций;
  6. налог на добычу полезных ископаемых;
  7. водный налог;
  8. сборы ха пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  9. государственная пошлина.

     Федеральные налоги взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. При  этом все суммы сборов от 6 до 14 федеральных  налогов (в структуре федеральных  налогов - это первые шесть) должны зачисляться  в федеральный бюджет РФ.

     Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отличаются Налоговым  Кодексом. Налоги и сборы субъектов  РФ, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ о налогах  и сборах и нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с Кодексом.

К региональным налогам относятся5 (ст. 14 части первой НК РФ):

  1. налог на имущество организаций;
  2. налог на игорный бизнес;
  3. транспортный налог.

     Все региональные налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.

    К местным  налогам относятся6 (ст.15 части первой НК РФ):

  1. земельный налог;
  2. налог на имущество физических лиц.

     Пропорциональный, прогрессивный, регрессивный налог.

     Налог называется пропорциональным, прогрессивным, или регрессивным в зависимости  от того, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом. Налог считается: прогрессивным, если с увеличением  дохода доля налога в общем доходе возрастает; пропорциональным, если сумма  налога представляет собой постоянную долю дохода; и регрессивным, если бремя  налога относительно тяжелее для  семей с низкими доходами, чем  для богатых семей. Регрессивный налог характеризуется взиманием  более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с  высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем  доход. Пропорциональный налог, забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой  величины).

     Налоговые режимы

     В Российской Федерации существуют общий  и специальный налоговые режимы.

     Общий налоговый режим предусматривает, что налогоплательщики – организации  и физические лица, в том числе  индивидуальные предприниматели, - уплачивают федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, установленные ст. 13 – 15 части первой НК РФ.

    К специальным  налоговым режимам относятся:

  1. система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  2. упрощенная система налогообложения;
  3. система налогообложения в виде единого налога на всененный доход для отдельных видов деятельности;
  4. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
 
 

Общий налоговый режим 

     Первая  особенность применения общего налогового режима к7 деятельности отдельных юридических лиц связана с НДС. Плательщиками данного налога являются все организации. Но те из них, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налогов не превышает в совокупности 2 млн руб., могут отказаться от обязанностей плательщика НДС с вытекающими следствиями в части прежде всего упрощения документооборота (нет необходимости выписывать счета-фактуры и др.). При этом необходимо соблюдение следующих условий:

  1. в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев не реализовывались подакцизные товары (например, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция и др.), перечень которых установлен в ст.181 второй части НК РФ;
  2. не ведется деятельность, связанная с ввозом товаров на таможенную территорию РФ.

   Предприятия, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, должны представить в налоговый орган  по месту своего учета уведомление  по установленной форме и документц, подтверждающие право на такое освобождение, в срок не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого они претендуют на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС.

   Если  предприятие отвечает ограничениям по выручке от реализации товаров (работ, услуг), но не отказалось от обязанностей плательщика НДС, то, в отличие  от общего порядка уплаты НДС (до 20-го числа месяца, следующего за отчетным), оно уплачивает НДС по итогам деятельности за квартал не позднее 20-го числа  месяца, следующего за истекшим кварталом. В эти же сроки представляется налоговая декларация по НДС.

   Названные выше нормы НК РФ можно рассматривать  как своеобразную льготу по НДС. Возможность  уплачивать НДС в бюджет по итогам квартала без сомнений уменьшает  нагрузку на предприятия с точки  зрения затрат на составление и сдачу  налоговой отчетности и выгодна  в финансовом плане, так как есть возможность «поддержать» НДС, подлежащий уплате в бюджет, в обороте предприятия  в течение квартала. Непонятна  цель, преследуемая законодателем, когда  он предоставил возможность предприятиям отказаться от обязанностей плательщика  НДС при соблюдении указанных  выше ограничений. Дело в том, что  ограничения по выручке в размере 2 млн руб. за квартал задают пределы  роста для этих предприятий. Если же ограничения по выручке превышены, то предприятие автоматически становится плательщиком НДС с вытекающим отсюда следствиями в части выставления  счетов-фактур, ведения книги покупок  и книги продаж и т.д. В реальности же время упрощенная система налогообложения  априори не предусматривает данного  налога и накладывает принципиально  иные ограничения по выручке, позволяющие  МП «расти». Поэтому субъектами малого предпринимательства, для которых  НДС и все, что связано с  эти налогом, является дополнительной и ненужной обузой, более эффективно и целесообразно вести деятельность в условиях УСН. В связи с ‘bv необходимо отметить, что отказ от обязанностей плательщика НДС (в условиях ОНР или УСН) является очевидным решением для предприятий, реализующих товары, работы и услуги населению, когда НДС может выступать в качестве фактора, увеличивающего цену этих товаров, работ или услуг. Если предприятие малого бизнеса работает с бизнесом «крупным», то решение об отказе от обязанностей плательщика НДС должно серьезно мотивироваться, поскольку для «НДСной» организации использовать в качестве поставщика предприятие «безНДСное» в общем случае невыгодно, так как в конечном итоге за последнее заплатит НДС покупатель товаров, работ или услуг. Данное утверждение вытекает из следующей достаточно общей, но верной формулы:

      НДС=НДЛ  Р – НДС М,

где НДС –  сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет; НДС Р – сумма НДС по реализованным  товарам, работам, услугам; НДС М  – сумма НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам или услугам.

      Из  приведенной формулы следует, что  если НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям, работам или услугам  отсутствует, то сумма подлежащего  уплате в бюджет НДС увеличивается (и в крайнем случае может составлять сумму НДС от всей реализации).

      Вторая  особенность функционирования предприятий  малого бизнеса в условиях общего налогового режима связана с налогом  на прибыль. Применительно к данному  налогу НК РФ использует в качестве критерия сумму выручки от реализации товаров, работ, услуг (без налогов) в  размере 1 млн руб. Для предприятий, у которых выручка от реализации за предшествующие четыре квартала не превышала эту величину за каждый квартал, исчисление налогооблагаемой прибыли возможно «кассовым методом». Уплата налога осуществляется по итогам деятельности за квартал для предприятии, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали  в среднем 3 млн руб. за каждый квартал. Поскольку в общем случае уплата налога на прибыль производится за истекший месяц, то для указанных  выше предприятий возможность уплачивать налог на прибыль по итогам квартала можно рассматривать как своего рода льготу и источник финансирования своей деятельности.  

     Упрощенная  система налогообложения

     Упрощенная  система налогообложения - это специальный8 налоговый режим, применение которого регулируется главой 26.2. Налогового кодекса РФ (введена Федеральным законом от 24.07.2002 №104-ФЗ. Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.

     Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

  1. налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ),
  2. налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 НК РФ в качестве налогового агента),
  3. налога на имущество организаций,
  4. единого социального налога.

     Индивидуальные  предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются  от обязанности по уплате:

  1. налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ),
  2. налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом),
  3. налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
  4. единого социального налога в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц.

     Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников 14%, предприниматель уплачивает фиксированные  взносы на финансирование страховой  и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

     Экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают и иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему  налогообложения, не освобождаются  от исполнения обязанностей налоговых  агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных  работников - 13% либо 30%), о чем упоминалось  выше, налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при  аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

     Налоговая нагрузка

     Налоговая нагрузка — это комплексная характеристика, которая9 включает: количество налогов и других обязательных платежей; структуру налогов; механизм взимания налогов; показатель налоговой нагрузки на предприятие.

Информация о работе Налоговая нагрузка