Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:29, реферат

Описание работы

Цель работы – исследование проблем повышения конкурентоспособности продукции предприятия на основе его инновационной политики. Для достижения данной цели работы предусматривает решение следующих задач:
1) изучение научно-теоретических подходов, сущности, особенностей и принципов инновационной политики предприятия;
2) исследование механизма влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции;
3) изучение целей и способов проведения инновационной политики «Районного Потребительское общество»;

Работа содержит 1 файл

ОТЧЕТ ПО ИННОВАЦИОННОМУ МЕНЕДЖМЕНТУ(4).docx

— 87.51 Кб (Скачать)

     Введение

     Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие  для научной общественности и  предпринимательских кругов России. Именно в настоящее время Россия переживает бум новаторства. На смену  одним формам и методам управления экономикой приходят другие. В этих условиях инновационной деятельностью  буквально вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса. Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный  процесс", "инновационное решение" и т. п. В литературе насчитывается  множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и под стадий), закономерности процесса внедрения и т.п. В специальной  литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия  управление научно-техническим прогрессом, внедрение достижений науки и  техники в производство и тому подобное, что характерно для централизованно  управляемой экономики. В рыночных условиях хозяйствования, где коммерческие организации имеют полную юридическую  и экономическую самостоятельность, ни о каком внедрении чего-либо не может быть и речи. Этим принципиальным отличием объясняется различие в  содержании отдельных понятий в  области инновационного менеджмента. Принято считать, что понятие  “нововведение” является русским  вариантом английского слова innovatoin. Буквальный перевод с английского  означает “введение новаций” или  в нашем понимании этого слова  “введение новшеств”. Под новшеством понимается новый порядок, новый  обычай, новый метод, изобретение, новое  явление. Русское словосочетание “нововведение” в буквальном смысле “введение нового” означает процесс использования новшества.

     Таким образом, инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.

     Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент.

     Цель  работы – исследование проблем повышения  конкурентоспособности продукции  предприятия на основе его инновационной  политики. Для достижения данной цели работы предусматривает решение  следующих задач:

     1) изучение научно-теоретических подходов, сущности, особенностей и принципов  инновационной политики предприятия;

     2) исследование механизма влияния  инновационной политики на конкурентоспособность  продукции;

     3) изучение целей и способов  проведения инновационной политики  «Районного Потребительское общество»;

     4) определение путей повышения  эффективности инновационной политики  и конкурентоспособности продукции  «Районного Потребительского Общества Тюхтетского района». 
 
 
 
 

     1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ  ПРИДПРИЯТИЯ 

     1.1. Инновационный процесс.  Сущность и классификация  инноваций. 

     В основе происходящих в настоящее  время изменений в экономических, политических, социальных структурах общества лежит научно-технический  прогресс, темпы которого все более  ускоряются. Глубина связанных с  ним преобразований, широкие последствия  для национальной экономики и  ее места в мировом хозяйстве  делают жизненно необходимым для  каждой страны не только участие в  этом процессе, но также изучение и  восприятие международного опыта организации  научно-технического развития. Успех  на этом пути во многом зависит от наличия  инновационного механизма, соединяющего научную идею, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство.

     Инновационный процесс – понятие комплексное  и многоуровневое. В него включаются не только оригинальные идеи, разработка новой технологии и получение  нового продукта. Чрезвычайно важны  также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых  технологий и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков. Иначе говоря, в инновационном  потоке особое значение приобретает  инфраструктура – система подготовки соответствующих кадров, каналы распространения  научной информации, финансовые способы  активизации научного поиска и т. п. Без построения необходимой инфраструктуры любое изобретение может стать  лишь достоянием истории науки и  техники.

     Инновационный процесс открывает большие возможности  для национальной экономики в  целом, однако в то же время он таит в себе угрозы отставания от других хозяйственных систем в случае несвоевременной  реакции на происходящие глобальные изменения, так как появление  новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологий, обесценению постоянного капитала, значительный рост издержек, и, в конечном итоге, падению конкурентоспособности национальной продукции. К тому же современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности национальной экономики в мировом сообществе. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны.

     В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны  с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его  потребностей.

     Предприятие – базовое звено экономики. Процесс  внедрения инноваций охватывает все стороны деятельности предприятий. Сам поиск эффективных организационных  форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных  и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

     Итак, инновационная деятельность – это  деятельность, направленная на получение  новых знаний и продуктов, результатом  которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых  методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект .

     В настоящее время эффективность  инновационной деятельности предприятия  определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих  применительно к инновационной  сфере научных разработок. Следует  различать понятия «новшество»  и «инновация». Новшество – оформленный  результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности с целью повышения её эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, организационную, производственную или другую структуру и т. п. Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения определённого положительного эффекта. Всё многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1. Классификация инноваций

     Инновации, с одной стороны, являются средством  реализации стратегических альтернатив  развития предприятия, и, с другой –  средством повышения конкурентоспособности  продукции и экономических показателей  предприятия.

     Создание, освоение и коммерциализация новшеств включает ряд стадий и этапов, составляющих инновационный цикл. Структуру инновационного цикла можно представить в  виде:

     ФИ  – ПИ – М – Рт – Пр –  ОС – ПП – Р (1)

     где ФИ – фундаментальные исследования; ПИ – прикладные исследования; М  – маркетинговые исследования; Рт – разработки (технические, технологические); Пр – проектирование; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; Р  – реализация.

     На  предприятиях, чтобы сократить фазы разработки и внедрения в производство, продлить стадию эксплуатации и предотвратить  фазу спада, разрабатывается и реализуется  инновационная стратегия и инновационная  политика. 

     1.2. Инновационная   политика предприятия. 

     При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода:

     1. Целью инноваций является получение  значительной прибыли на определённом  отрезке времени за счет «пионерства»  в какой-либо области. При этом  внедрение инновации и её последующее  распространение связывается с  возможностью значительного снижения  себестоимости и роста спроса  на продукцию.

     2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сегмента  рынка с минимальной прибылью  с последующим увеличением доли  на рынке и прибыли. 

     При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области  деятельности:

     – исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР., опытное производство и распространение  инноваций);

     – повышение качества и сертификация продукции;

     – обновление производственной базы (техническое  перевооружение);

     – создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;

     – освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой  политикой).

     При формировании инновационной политики инновация рассматривается с  двух позиций:

     1. Наличие новых значимых технических  решений, способных обеспечить  рыночный успех;

     2. Наличие специфических потребительских  свойств (внешний вид, форма  и т. д.), способных обеспечить  успех при отсутствии значимых  технологических решений. 

     Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной  деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности  и конкурентоспособности продукции.

     Для обеспечения высокой эффективности  инновационной политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы:

     – целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических  целей предприятия;

     – приоритетность – выбор важнейших  направлений деятельности в настоящее  время с учётом возможностей предприятия;

     – альтернативность проектных решений  – разработка различных вариантов  и выбор наилучшего из них;

     – комплексность – охват инновациями  смежных сфер деятельности;

     – обоснованность – обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней  среды;

     – адаптивность – корректировка плана  проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи  с изменением факторов внешней среды.

     Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.

     Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих  субъектов и движущих сил, оказывающих  влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого  и косвенного влияния.

Информация о работе Инновационный менеджмент