Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 17:29, реферат
Цель работы – исследование проблем повышения конкурентоспособности продукции предприятия на основе его инновационной политики. Для достижения данной цели работы предусматривает решение следующих задач:
1) изучение научно-теоретических подходов, сущности, особенностей и принципов инновационной политики предприятия;
2) исследование механизма влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции;
3) изучение целей и способов проведения инновационной политики «Районного Потребительское общество»;
Введение
Инновационный
менеджмент сравнительно новое понятие
для научной общественности и
предпринимательских кругов России.
Именно в настоящее время Россия
переживает бум новаторства. На смену
одним формам и методам управления
экономикой приходят другие. В этих
условиях инновационной деятельностью
буквально вынуждены заниматься
все организации, все субъекты хозяйствования
от государственного уровня управления
до вновь созданного общества с ограниченной
ответственностью в сфере малого
бизнеса. Термин "инновация" стал
активно использоваться в переходной
экономике России как самостоятельно,
так и для обозначения ряда
родственных понятий: "инновационная
деятельность", "инновационный
процесс", "инновационное решение"
и т. п. В литературе насчитывается
множество определений. Например, по
признаку содержания или внутренней
структуры выделяют инновации технические,
экономические, организационные, управленческие
и др. Выделяются такие признаки,
как масштаб инноваций (глобальные
и локальные); параметры жизненного
цикла (выделение и анализ всех стадий
и под стадий), закономерности процесса
внедрения и т.п. В специальной
литературе и официальных документах
чаще всего использовались понятия
управление научно-техническим прогрессом,
внедрение достижений науки и
техники в производство и тому
подобное, что характерно для централизованно
управляемой экономики. В рыночных
условиях хозяйствования, где коммерческие
организации имеют полную юридическую
и экономическую
Таким образом, инновация является объектом воздействия со стороны хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм воздействует как на процессы создания, реализации и продвижения инноваций, так и на экономические отношения, возникающие между производителями, продавцами и покупателями инноваций.
Воздействие хозяйственного механизма на инновации осуществляется с помощью определенных приемов и особой стратегии управления. В совокупности эти приемы и стратегия образуют своеобразный механизм управления инновациями — инновационный менеджмент.
Цель
работы – исследование проблем повышения
конкурентоспособности
1)
изучение научно-теоретических
2)
исследование механизма
3)
изучение целей и способов
проведения инновационной
4)
определение путей повышения
эффективности инновационной
1.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ПРИДПРИЯТИЯ
1.1.
Инновационный процесс.
Сущность и классификация
инноваций.
В
основе происходящих в настоящее
время изменений в
Инновационный
процесс – понятие комплексное
и многоуровневое. В него включаются
не только оригинальные идеи, разработка
новой технологии и получение
нового продукта. Чрезвычайно важны
также распространение
Инновационный
процесс открывает большие
В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.
Предприятие
– базовое звено экономики. Процесс
внедрения инноваций охватывает
все стороны деятельности предприятий.
Сам поиск эффективных
Итак,
инновационная деятельность – это
деятельность, направленная на получение
новых знаний и продуктов, результатом
которой является коммерческая реализация
новых технических средств, технологий,
новой продукции, материалов, новых
методов организации и
В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок. Следует различать понятия «новшество» и «инновация». Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности с целью повышения её эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, организационную, производственную или другую структуру и т. п. Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения определённого положительного эффекта. Всё многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков.
Рис. 1. Классификация инноваций
Инновации,
с одной стороны, являются средством
реализации стратегических альтернатив
развития предприятия, и, с другой –
средством повышения
Создание, освоение и коммерциализация новшеств включает ряд стадий и этапов, составляющих инновационный цикл. Структуру инновационного цикла можно представить в виде:
ФИ – ПИ – М – Рт – Пр – ОС – ПП – Р (1)
где
ФИ – фундаментальные
На
предприятиях, чтобы сократить фазы
разработки и внедрения в производство,
продлить стадию эксплуатации и предотвратить
фазу спада, разрабатывается и реализуется
инновационная стратегия и
1.2.
Инновационная
политика предприятия.
При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода:
1.
Целью инноваций является
2.
Целью внедрения является
При
разработке инновационной политики
затрагиваются следующие
– исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР., опытное производство и распространение инноваций);
– повышение качества и сертификация продукции;
– обновление производственной базы (техническое перевооружение);
– создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;
– освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).
При формировании инновационной политики инновация рассматривается с двух позиций:
1.
Наличие новых значимых
2.
Наличие специфических
Целью
инновационной политики является создание
условий для обеспечения
Для
обеспечения высокой
– целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;
– приоритетность – выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;
– альтернативность проектных решений – разработка различных вариантов и выбор наилучшего из них;
–
комплексность – охват
–
обоснованность – обоснование научно-
– адаптивность – корректировка плана проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды.
Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.
Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих субъектов и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.