Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:10, контрольная работа
Для садов и парков данного периода присущи следующие черты: - функциональное зонирование территории; - умелое сочетание криволинейных прогулочных троп с прямыми «деловыми» дорогами и введение кольцевых маршрутов по периметру зеленого насаждения; - использование широкого ассортимента растений, включающего экзоты;- располагаемые по периметру плотные насаждения изолируют парк от городской среды,- характер цветочного оформления формальный.
Прежний скромный сад был превращен маэстро в обширный парк, захватывающий территорию нынешнего озера и водного каскада. Эта работа Чарлза Бриджмена хорошо известна по серии гравюр – ровный наклонный партер, «итальянские» длинные пруды с лодками и дальними перспективами; а на центральной оси – Октогон, восьмигранный пруд со столбом, извергающий воду.
Интересным решением Бриджмена было оформление границ парка оградой «ах-ах»*( «Ах-ах» — необычное название садовой ограды. Впрочем, сама ограда тоже необычна. Мода на нее относится к эпохе пейзажных парков. Особенно любимы «ах-ах» были в Британии.
Как и почему они возникли? Дело в том, что в XVII веке садоводы столкнулись с противоречием: с одной стороны, пейзаж должен раскрываться во все стороны до горизонта, с другой — у поместья есть границы, а если это «украшенная ферма», то она вдобавок окружена стадами. Преодолеть эту трудность помогла «утопленная стена»— ров, скрытый поверхностью почвы. Посетитель, уверенный, что его маршрут ничем не ограничен, подходил к преграде и от неожиданности восклицал: «ах-ах!» (на европейских языках этот возглас звучит «ха-ха!»— «ha-ha»)., которая по углам дополнена полукруглыми бастионами. Благодаря нехитрому садовому приему владельцы имения жили словно в большой зеленой крепости.)
Одновременно с Бриджменом трудился над созданием сада и архитектор Джон Ванбру, создавший оригинальный памятник, который, к сожалению, не дошел до наших дней. Примечательно, что в России есть его аналог, созданный по инициативе Екатерины Великой, — пирамида в Царском Селе, которая сохранилась и по сей день.
Вслед за Бриджменом к работе над обширной территорией усадьбы приступил архитектор Уильям Кент, кардинальным образом изменивший облик имения. Именно при нем Стоу из единого открытого пространства превращается в череду индивидуальных сцен и обособленных художественных миров.
Кент преображает «зеленый ковер», ниспадавший к Восьмигранному озеру, в подобие луга, окруженного мягкими формами могучих деревьев. И по сей день классический фасад в обрамлении «естественных» посадок производит сильное впечатление. Особенно издалека: от озера или Триумфальной арки. На месте водного восьмигранника с фонтаном теперь разливается спокойное озеро, а пруды и каналы сменяются дикими каскадами и ручьями.
Преобразование Стоу продолжалось и после ухода из жизни его владельца. Так, по проекту Томаса Питта (известного политика и племянника Ричарда Темпла) была возведена Коринфская арка, завершающая великий вид.
Дорога от арки, прямая как стрела, ведет через поля прямо в центр Бакингема, зримо связывая Темплов со столицей графства. Ощущение грандиозного масштаба возникает у зрителя потому, что от колоннады дворца до самой арки нет ни одной архитектурной преграды.
Справа от арки расположен Западный сад – это открытая местность со множеством памятников. Например, в центре склона – эффектная ротонда со статуей Венеры, а ниже (за потоком) подковообразный Храм Венеры с античной надписью над входом «Пусть полюбит не любивший, кто любил, полюбит вновь».
Рядом, в зарослях кустарника, притаился павильон – Пещера Дидоны. Некогда там была надпись, рассказывающая о приключениях героев «Энеиды» Вергилия: «Видны в пещере, где успели скрыться «Герой Троян с Тирийскою царицей».
Шедевр Уильяма Кента – Елисейские поля – расположен параллельно партерному склону (вдоль речки Алдер) и бережно укрыт густыми зарослями высоких деревьев. Это прекрасная долина залита солнечным светом и одухотворена несколькими храмами, полными глубокого смысла и красоты.
Место посвящено памяти и доблести великих людей далекого и недавнего прошлого, поэтому и настроение здесь несколько меланхолическое. Здесь и речка названа Стиксом – именем водной границы греческого загробного мира.
Если вернуться от поэзии к ландшафту, можно увидеть, что Елисейские поля в усадьбе Стоу – это лощина с выровненными откосами. Главные постройки Елисейских полей бросаются в глаза сразу. Они стоят над рекой, наискосок друг от друга: круглый купольный храмик и подковообразный мемориал со множеством бюстов.
Античный храм посвящен «Древним добродетелям». Внутри установлены четыре статуи великих греков – Эпаминонда, Ликурга, Сократа и Гомера – двух правителей и двух деятелей искусств.
С Храмом «Древней Добродетели» связаны еще две постройки – одна существует и сегодня, от другой остались только камни фундамента. Это остатки Храма «Современной добродетели», который рядом с прекрасным античным храмом выглядел как архитектурная сатира.
Если заглянуть в заросли деревьев, обнаруживается сельская церковь. Здесь была деревня, которую Кобэм перевел в другое место. Церковь он перенести не мог, хотя не прочь был ее сломать, поэтому укрыл ее в гуще деревьев. Кстати, много позже здесь венчался начинающий садовый мастер Ланселот Браун.
Храм, созданный
по проекту Кента, эффектно украшает
пейзажную картину, особенно если любоваться
им с противоположной стороны
реки Стикс. Лучший вид на него открывается
от «подковы», которая называется «Доблестные
Британцы». Это даже не постройка, а
большой постамент для
Кого здесь только нет! И Королева Елизавета и ее сиятельные пираты Рэйли и Дрейк, защитники Англии король Альфред и «Черный Принц» Эдуард, философ Локк и физик Ньютон, драматург Шекспир и высоко ценимый пейзажной эпохой поэт Милтон…
«Доблестные Британцы» – не просто постамент, а целый роман в камне. В этом романе, как и во всей английской культуре, есть и возвышенные, и смешные строки. Например, эпитафия «Синьору Фидо, итальянцу хорошего рода», который в конце текста оказывается борзой собакой.
Есть на Елисейских полях еще одно удивительное место – морской памятник посреди пейзажного парка. На высоком откосе стоит хорошо видимая с воды небольшая колонна, увенчанная женской статуей. Колонна ростральная, потому что изначально посвящена капитану Гренвилю, племяннику владельца имения, погибшему в морском сражении. Она стоит над запрудой, которую чувствительные души понимали как символ бескрайнего моря. Позже здесь установили еще один морской памятник – постамент с глобусом, посвященный погибшему в южных морях Джеймсу Куку.
Этот замечательный уголок возник в Стоу не сразу. В 1747 году виконт Кобэм поставил Колонну в Греческой долине. Его племянник, наследник и тезка - граф Ричард Кобэм - в 1756 году перенес памятник к реке Стикс, заменив статую Нептуна на изображение Каллиопы (музы трагической поэзии). Теперь она взирает на сад, разворачивая свиток с надписью «Лишь о великом пою»…
Садово-парковое искусство Германии:
Политическая
разрозненность мешала народам Германии
создать крупные садово-
Парк Сан Суси:
Ежегодно несколько миллионов людей из разных стран мира приезжает в Потсдам. Этот город от Берлина отделяет всего 30 километров. Но привлекает туристов не Берлин, а расположенные неподалеку необыкновенной красоты жемчужины — около сорока дворцов, павильонов, скверов вокруг Потсдама, "оправой" которым служит уникальный, чарующий своей красотой ландшафт. Он представлен холмами, деревьями, реками Шпрее и Хафель, целой системой озер. Фридрих Великий и Вольтер, Потсдамская конференция, последний германский кайзер — все это еще живо в Потсдаме. Да и самый известный дворец Потсдама — Сан-Суси, летняя резиденция Фридриха Великого и национальная немецкая святыня — сохранился в неизмененном виде с середины XVIII века. Говорят, что здесь Фридрих развлекал своих придворных игрой на флейте. И именно в память об этом перед Сан-Суси в любую погоду играет флейтист…
Дворец-парк Сан-Суси создавался в два этапа. Начало работ и первый этап приходятся на время правления просвещенного прусского короля Фридриха II (1740-1786), известного как Фридрих Великий. Он избрал своей резиденцией Потсдам. И по его указанию в августе 1744 года на южном склоне "пустынной горы" был разбит виноградник и началось освоение находившейся тогда еще за городскими воротами местности. А в 1745 году в центре земель был построен дворец, и по сей день считающийся лучшим образцом архитектуры рококо в Европе. Король назвал дворец "SANS SOUCI", что в переводе значит "без забот". Здесь, среди прекрасных ландшафтов страны озер король хотел просто и "без забот" отдыхать и развлекаться. Предполагалось, что парк Сан-Суси, построенный, как говорят историки, на основе эскизов самого короля, в прихотливости и расточительности должен был превзойти даже сам Версаль!
Дворец Сан-Суси находится на вершине террасированного холма с виноградниками. Вокруг него — вакхи и вакханки, что подчеркивает тему виноделия.
На территории парка также были воздвигнуты портал и обелиск; грот Нептуна; картинная галерея; китайский чайный домик. После семилетней войны были построены Новый дворец; Античный храм и Храм дружбы, бельведер на холме Клаусберг; домик с драконами. Проект, реализованный после семилетней войны, был дорогим, но именно он должен был показать миру, что силы прусского государства не иссякли.
Новый дворец находится в западном конце главной аллеи парка Сан-Суси, имеет внушительные размеры и предназначался для размещения гостей короля.
Недалеко от него, на вершине Клаусберга находятся руины сильно разрушенного в последние дни Второй мировой войны бельведера, с которого открывался прекрасный вид на весь парк.
С западной стороны Нового дворца расположены коммуны, которые своими стенами закрывали вид на неприглядную заболоченную местность. В коммунах были оборудованы хозяйственные помещения, размещена прислуга и придворные чиновники.
Восточнее Нового дворца расположен небольшой Храм дружбы и Античный храм.
Храм дружбы выполнен в виде редко встречающегося круглого греческого храма.
Античный расположен напротив Храма дружбы по другую сторону главной аллеи. Он представляет собой уменьшенную копию римского пантеона.
В западной части парка Сан-Суси также расположена картинная галерея.
В восточной части находится бывшая оранжерея, переделанная в домик для гостей. К северу открывается вид на резервуар для парковых фонтанов.
С восточной стороны дворца в основании холма стоит грот Нептуна. Мраморную плиту для статуи бога моря специально привезли из Италии. В то время было популярно устраивать в парках такие гроты.
Китайский домик, спрятанный среди деревьев, — наглядный пример увлечения китайской модой, которая распространялась по всей Европе, и достигла своей вершины в XVIII веке.
С восточной стороны парк ограничен порталом. Отсюда берет начало аллея, длина которой 2,5 км. Вдоль нее располагаются все основные парковые постройки.
Северную границу комплекса образует увенчанная римскими руинами с большим бассейном Руинная гора.
Наследники Фридриха II проявляли мало интереса к дворцовому комплексу. Вспомнил о Сан-Суси только Фридрих Вильгельм IV (1840-1861), которого называли "романтик на троне". По его указанию парк расширили на юг. Собственно говоря, при Вильгельме IV был реализован второй этап строительства.Характер этого этапа определили архитекторы Шинкель и Ленне. Строения в стиле буржуазного классицизма открытые ландшафты обогатили обширный парк в XVIII столетии. После сооружения небольшого дворца Шарлотенхоф и до 1860 года были созданы римские купальни; помещение для фазанов в стиле итальянской виллы; ансамбль Фриденскирхе с садом Марли; дворец Оранжерея; сицилианский и северный сады. В северной части города, на берегу озера Хайлигензее, в полутора километрах от парка Сан-Суси, раскинулся Новый парк, который создан в стиле открытого пейзажного и имеет площадь 74 га. В центре парка на самом берегу озера построен Мраморный дворец. Живописное окружение строений в этой новой части образуют пейзажный парк с просторными лугами, мягким рельефом, разбросанными группами деревьев и искусственными прудами.
На архитектуру
парка повлияли идеи буржуазного
просвещения середины XVIII столетия.
Также создатели
Многие парки и дворцы сильно пострадали во время Второй мировой войны. В 1964 году была начата самая обширная за всю историю парка Сан-Суси реставрация его дворцов и парков. И сегодня опытные ученые, реставраторы и художники продолжают работать над тем, чтобы восстановить произведения искусства в их былой красоте. Весь этот дворцово-парковый комплекс сейчас находится под охраной ЮНЕСКО.
Информация о работе Садово-парковое искусство Западной Европы и Америки ХVII-XXвв