Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 16:10, контрольная работа
Для садов и парков данного периода присущи следующие черты: - функциональное зонирование территории; - умелое сочетание криволинейных прогулочных троп с прямыми «деловыми» дорогами и введение кольцевых маршрутов по периметру зеленого насаждения; - использование широкого ассортимента растений, включающего экзоты;- располагаемые по периметру плотные насаждения изолируют парк от городской среды,- характер цветочного оформления формальный.
Характерная черта регулярного стиля - безраздельное господство дворца над окружающим садом или парком.
Аллеи располагались строго параллельно, звездообразно или в виде правильного многоугольника, рассеченного диагоналями и имеющего посередине какой-либо центральный объект (партер, театр, бассейн и т. д.). Перекрестки устраивались или под прямым углом, или в виде звезды; клумбы - круглые, овальные или многогранные. Группы зеленых насаждений размещались геометрически правильно.
Классические парки Франции стали образцом для подражания. Многочисленные ученики и последователи Ленотра продолжили его дело. К числу наиболее известных ансамблей можно отнести следующие: в Англии - королевская резиденция Хэмптон Корт Генри Уайза с грандиозными партерами и лучами дорог, прорезающих не лесные массивы, а поля (пример формального подхода); в Ганновере - ансамбль Герренгаузен; в Австрии - Шенбрунн и Бельведер (арх. Фишер фон Эрлах), парк Аугсбург около Брюля (автор Д. Жерар), ансамбль Сан-Сусси в Потсдаме (арх. Кнобельсдорф).
Регулярный стиль садов и парков того времени оказал заметное влияние на садово-парковое искусство и в последующие времена. Долгое время он был господствующим стилем в парках и садах.
Садово-парковое искусство Англии в XVIII веке:
С приходом эпохи
капитализма в Европе резко изменились
социальные, экономические и политические
условия жизни общества. Сосредоточение
большого количества рабочих на промышленных
предприятиях вело к бурному стихийному
росту городов и резкому
Несмотря на то, что пейзажный тип парка был известен в Китае уже давно, в Европу некоторые сведения о нем начали поступать только в начале XVIII века вместе с китайским фарфором и шелком. В 1759 году появилась книга английского архитектора В. Чемберса <О восточном садоводстве>, в которой довольно подробно были изложены основные принципы пейзажного искусства Востока. Однако влияние китайского садово-паркового искусства в Европе было весьма поверхностным и сказалось только в том, что в садах и парках появились китайские и японские элементы композиции - павильоны, горбатые мостики, пейзажи настроений.
Среди факторов, оказавших влияние на развитие пейзажных парков в Европе, необходимо отметить своеобразное глубинное течение в живописи, литературе, философии, выразившееся в восторженном отношении к естественной природе, не затронутой человеком. Пейзажный парк в Англии сформировался в эпоху господства романтизма в искусстве и в ландшафтной архитектуре выразился как своеобразный протест против французского классицизма XVII века. Первые пейзажные парки в Англии были проникнуты печальным настроением. В них появились мрачные руины, могилы, надгробные урны. Печальное настроение усиливали плакучие формы деревьев и кустарников, чувство сосредоточенности - пирамидальные формы.
Быстрому развитию пейзажного парка В Англии способствовал мягкий климат с обилием осадков и влажным воздухом. Такие климатические условия благоприятствовали созданию обширных лугов, украшенных естественными группами деревьев и кустарников или отдельно стоящими деревьями, например ливанскими кедрами. Величественные силуэты кедров, которые в это время были акклиматизированы в Англии, стали лучшим украшением парковых пейзажей. Кроме того луга английских парков имели утилитарное значение и играли роль декоративных пастбищ. На них выпускали стада овец, которые уплотняли почву и тем самым укрепляли газон. Такие луга не нуждались в подстрижке. Овцы, образовывавшие живописные пятна на фоне зелени и <стригущие> газоны, стали органическим элементом парка.
Основоположником
ландшафтных парков в Англии был
Вильям Кент. В 1725-1735 гг. он заложил в
Англии несколько садов, которые
завоевали большую
Были усовершенствованы приемы композиции пейзажа. Начались теоретические исследования вопросов ландшафтного искусства, результаты которых не потеряли значения и в наше время. Стремление красоте и естественности проявилось в отказе от регулярных приемов композиции. Основой пейзажного парка становится подражание естественной природе. На смену линейным посадкам приходят групповые, появляются поляны и лужайки свободных очертаний, водоемы в извилистых берегах, криволинейные дорожки. В то же время в парках размещают павильоны, беседки, трельяжи, иногда устраивают фонтаны. Следовательно, пейзажный парк - это не просто участок естественной природы, а своеобразный архитектурно-планировочный комплекс.
В значительной мере садово-парковое искусство обязано также английскому профессору X. Рентону (1752-1817 гг.). Наиболее характерной чертой его ландшафтных парков являются обширные пространства, отведенные под газоны. Красивый свежезеленый газон с единичными, разбросанными по нему деревьями как нельзя лучше соответствовал общему ландшафту и климатическим условиям Англии. Характерной чертой английского ландшафтного парка и сейчас остаются изумрудные газоны и пышно разросшиеся липы, дубы и вязы.
К числу наиболее известных пейзажных парков Англии относится парк Стоу в районе Букингема (около 100 км от Лондона). До XVIII в. здесь существовал регулярный парк, созданный по проекту архитектора Ванбрега. В 1714 г. архитектор Бриджмен начал его переделывать в парк пейзажного типа. Уже тогда в композиционное решение были включены окружающие участки площадью около 400 га. Закончили перепланировку в 1738 г. архитекторы Вильям Кент и его ученик Ланселот Браун. Центром композиции парка был дворец, перед которым с севера и юга организованы прямоугольные открытые пространства. В южном направлении перспектива завершается статуей короля Георга I, а к северу - гладью водоема. Пересеченный рельеф с оврагами, холмами использован для создания небольших лужаек разнообразных видов. В первый период существования парк был ограничен регулярными посадками деревьев, которые позднее были заменены группами деревьев и кустарников, что позволило выявить перспективы на окружающие пейзажи.
Здесь практически нет прямых линий, и вся планировка все детали как бы созданы самой природой. Однако это не простое <облагораживание> природы. Парк полностью создавался руками человека, и в нем не было случайных деталей. По всему парку как бы невзначай намечался маршрут, следуя по которому посетитель видел последовательную смену живописных пейзажей, аллей, перспектив. Одна и та же постройка открывалась с разных ракурсов. Специально создавались <сюрпризы> - неожиданные изгороди и овраги. Появился даже специальный термин для таких неожиданностей - <хо-хо> или <ха-ха> (в разговорном английском языке <хо> означает <стоп!>, <стой> или <ого!>).
Замечательным пейзажным парком Англии XVIII века был парк Кью (1758 г.), построенный Чемберсом на берегу Темзы. Его площадь достигала 160 га. В настоящее время это один из наиболее известных в Европе ботанических садов. Отличительная особенность парка - дорожки, покрытые газоном.
В числе других английских пейзажных парков следует упомянуть парк Стоурхейд, созданный не профессионалом-архитектором, а любителем Генри Хоэром, огромный Ричмонд-парк в Лондоне площадью 987 га, построенный Бриджменом, парк в Чизвике и парк Шефилд (автор Вильям Кент).
Творчество английских
архитекторов, создававших пейзажные
парки, оказало влияние на развитие
садово-паркового ландшафта
Первым автором ансамбля был архитектор Г. В. Кнобельслорф, по проекту которого построены дворец и партер с шестью террасами и лестницей между ними по оси дворца. В парке много архитектурных сооружений, из них особенно интересна картинная галерея. В парке имеется оранжерея длиной 300 м. Позднее, в XIX в., в Сан-Суси работал видный ландшафтный архитектор П. И. Ленне - автор парков Шарлоттенхоф, Сицилианского и Северного садов, составляющих часть паркового ансамбля Сан-Суси.
Из немецких пейзажных парков также пользуются известностью Новый Сад в Потсдаме, парк Мюскау на р. Нейсе, Пильнитцпарк в Дрездене, Путбуспарк, парк Гете в Веймаре.
Не избежала английского влияния и Франция. Примеры тому Малый Трианон в Версале, парк Монсо и сад Богатель в районе Булонского леса в Париже.
Понятие пейзажный
парк впервые сформулировал
<Английские> парки
получили столь большое
Сады Хэмптон-корт:
Сады Хэмптон-корта - это 500-летняя история королевской садовой истории, по этим паркам, как по книге можно изучать историю британской агрикультуры. Земля, окружавшая Хэмптон-корт, первоначально принадлежала ордену Госпитальеров и приносила рыцарям немалый доход, позволявший вести войны на Святой Земле. Но когда дворец стал перестраиваться, и в нем поселились представители Королевской фамилии, земли, окружающие замок стали использоваться для отдыха больше, чем для выращивания съедобных и полезных в хозяйстве растений. В 1505 году лицензию на право владения этой землей в течении 99 лет получил сэр Жиль Добини - камергер Генриха VIII, он же был первым, кто превратил трехсотакровое вспаханное поле в парк с ланями. По мнению большинства исследователей, нынешний Домашний парк также был засажен деревьями и превращен в дубраву, населенную ланями и кроликами в садках, для развлечений сэра Жиля.
Кардинал Вулси (1475-1530) был первым, кто разбил в Хэмптон корте орнаментальные сады, в том числе ранний вариант Сада Узел, часть настоящего фонтанного сада и северные оранжереи. Но только при Генрихе VIII (1509-47) (который заложил основу дворца в 1529) сады Хэмптон корта стали образцом британского садового искусства.
Именно Генриху VIII принадлежит идея создания новой структуры садов, почти той же, что сохранилась до сегодняшнего дня. В его время Хэмптон корт выглядел так: приватный сад на юге, охотничьи угодья на востоке, увеселительные сады на севере. На западе располагались главные ворота и Тилтиярд (место для турниров). Позже всего в царствование Генриха VIII была заложена именно западная часть, примечательно, что Тилтиярд, хоть и был построен по приказу короля, монархом так никогда для собственных развлечений и не использовался.
Эта структура сохранялась, не считая незначительных изменений, вызванных садоводческой модой и представлениями о садовом дизайне тех времен, вплоть до правления Вильяма III (1689-1702) и Марии II (1689-94). Став королем, Вильям решил перестроить все владение в барочном стиле. В те времена эта царственная чета считалась лучшими садоводами королевских кровей в Европе. Они не только живо интересовались садовым дизайном, но собирали редкие и экзотические растения со всего мира. Именно по их приказу садоводы проложили широкие аллеи в парке к северу и востоку от дворца и разбили новый приватный сад на юге. Им же принадлежит идея террасы на востоке, природного заповедника на севере и кухонных садов (проще говоря, огородов) на западе. Собственно такая структура садов и сохранилась до наших дней, не смотря на все изменения и перестройки, происходившие за её 300-летнюю историю.
Парк Стоу:
Ландшафтный Парк Стоу (Stowe Landscape Gardens), расположенный неподалеку от городка Бакингем в Англии, – это старинное овцеводческое поместье, прославившееся на весь мир своим уникальным садово-парковым ансамблем.
Стоу, созданный как ферма, стал настоящей дворцовой усадьбой. Именно здесь, на живописной и весьма обширной территории, где некогда взращивали тысячи овец, впервые в эпоху Просвещения был создан неподражаемый образец «украшенной фермы».
Впрочем, Стоу неслучайно стал местом приложения сил всего «пейзажного движения» 1710-1740-х годов. Его владелец – Ричард Темпл, виконт Кобэм – был не только военачальником, но и парламентарием, убежденным вигом, масоном и членом клуба Кит-Кэт.
В круг его светских знакомств входили архитектор и драматург Джон Ванбру, теоретик искусства Джозеф Аддисон, лорд Берлингтон и – что важнее всего для судьбы ансамбля – знаменитый «садовый художник» Кент, а также поэт Александр Поуп. Именно они произвели пейзажную революцию в отдельно взятой английской усадьбе.
Великие работы начались в саду в 1711 году и продолжались около тридцати лет. Владельцы возвели здесь замок, а потом и дворец – истинную жемчужину усадьбы.
Дворец вписан в ландшафт с исключительным мастерством: сдержанный северный фасад смотрит на плоский парковый пейзаж с полями и пастбищами, а торжественный южный высится над зеленым склоном, в конце которого блестят воды озера. Фасады солнечного цвета простираются на триста метров – лишь боковые части скрыты деревьями.
Примечателен
и вид на сад из самого дворца
– природа буквально
Ландшафтный Парк Стоу – это коллективное творение именитых архитекторов, первым из которых был Чарлз Бриджмен.
Информация о работе Садово-парковое искусство Западной Европы и Америки ХVII-XXвв