Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 17:25, курсовая работа
Актуальность изучения проблематики управления социальным поведением с помощью специально спроектированного имиджа организации обусловлена местом и ролью имиджа в сложной системе социально-управленческих характеристик, оказывающих непосредственное влияние на социальное поведение сотрудников предприятия и призванных решать управленческие задачи по преобразованию социальных объектов.
Введение 3
I.Структурно-функциональный анализ Социального поведения и социального управления
предприятием 5
1)Ситуационное социальное поведение в
организации 5
2)Принципы и методы социального управления
организацией 12
3)Социальная природа и функции
организационного имиджа 17
II.Управление социальным поведением через
формирование организационного имиджа 27
1)Управленческие технологии воздействия организационного имиджа на социальное
поведение 27
2)Коммуникативные технологии формирования
имиджа организации 36
3)Социальные процессы формирования
организационного имиджа 46
Заключение....................................... 54
Список используемой литературы....................................
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
I.Структурно-функциональный анализ Социального поведения и социального управления
предприятием 5
1)Ситуационное социальное поведение в
организации 5
2)Принципы и методы социального управления
организацией 12
3)Социальная природа и функции
организационного имиджа 17
II.Управление социальным поведением через
формирование организационного имиджа 27
1)Управленческие технологии воздействия организационного имиджа на социальное
поведение 27
2)Коммуникативные технологии формирования
имиджа организации 36
3)Социальные процессы формирования
организационного имиджа 46
Заключение....................
Список используемой
литературы....................
Осуществление целей развития и модернизации социальных процессов в различных сферах жизнедеятельности общества обусловливает необходимость серьезной, научно достоверной теоретической базы социально-управленческой мысли, а также ее практической апробации.
Это обстоятельство повышает значимость социологии управления, которая позволяет осуществлять достаточно полное, целостное описание и диагностику объектов управленческого воздействия, их социологическую репрезентацию.
Таким образом, решение любой социальной и социально-управленческой проблемы требует комплексных научных и организационно-управленческих усилий.
Управление быстро изменяющимися социальными процессами в области экономики, политики, производства и духовной жизни общества - такова основная проблема, с которой столкнулась современная Россия. Успешное, эффективное управление современными организациями требует знания и развития теории, проведения исследований.
Проводимые преобразования российского общества обусловливают поиск новых подходов к системе управления современными организациями. Последнее обстоятельство определяет современную концепцию управления об обогащении труда, заинтересованности в самом процессе труда, где управление социальным поведением работников становится одним из основных факторов эффективной работы предприятия. С целью управления социальным поведением управляющими субъектами используется максимум средств для воздействия на сознание и подсознание индивида. Но сознание может поддаваться воздействию любых акций, в том случае если оно предрасположено к определенным схемам мышления, приводящим к выводам, которые соответствуют целям акции. Имидж организации является такой подготовкой сознания к конкретным действиям, выполнять которые побуждают внешние стимулы и внутренние психологические процессы. Имидж содержит информацию о благоприятных социальных последствиях для индивида или организации, которые могут наступить в результате совершения определенной модели социального поведения.
Актуальность
изучения проблематики управления социальным
поведением с помощью специально спроектированного
имиджа организации обусловлена местом
и ролью имиджа в сложной системе социально-управленческих
характеристик, оказывающих непосредственное
влияние на социальное поведение сотрудников
предприятия и призванных решать управленческие
задачи по преобразованию социальных
объектов.
В противоположность социологическому бихевиоризму, который рассматривает понятие «мотива» как «флогистон социологической науки» XX в., другое направление социологии как науки о социальном поведении делает акцент как раз на изучение мотивов, влечений, ценностей, целей и др. факторов человеческого сознания. (Более подробно эти категории будут рассмотрены во второй главе работы.) Основную тенденцию этого направления наиболее полно выразила теория социального действия М. Вебера.
Социальное действие - простейшая единица социальной деятельности, понятие, введенное в научный оборот М. Вебером для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение других людей, причем под «другими» понимается как отдельные лица - знакомые или незнакомые, так и неопределенное множество совершенно незнакомых людей.
Социальным, по Веберу, действие становится при двух условиях: 1) если это сознательное действие, обладает той или иной степенью рациональной осмысленности, и 2) если оно ориентировано на поведение других людей. Главное здесь - сознательная ориентация действующего индивида на реакцию других людей, на взаимодействие с которыми он рассчитывает; такую ориентацию Вебер определяет с помощью понятия «ожидание»1. Действие, не содержащее такого ожидания хотя бы в минимальной степени и не предполагающее определенной меры осознанности этого ожидания, не является социальным.
Веберовская концепция социального действия свое дальнейшее развитие, сопровождающееся все более глубоким и решительным преобразованием ее отправных понятий, получила у Т. Парсонса, включившего ее в свою общую теорию социального поведения человека. Не приняв вполне самостоятельных ограничений, при условии выполнения которых Вебер только и мог истолковать социальное действие как действие самостоятельного и свободного, сознательного и отвечающего за свои поступки индивида, Парсонс вводит в толкование понятия два момента, детерминирующих его, заставляющих понять социальное действие в качестве элемента более широкой и всеобъемлющей системы - системы человеческого действия вообще. При этом понимание действия все больше сближалось с пониманием поведения. Поскольку речь шла о сознательном человеческом действии, постольку сама его «сознательность» рассматривалась как следствие сознания, ставящего сознательное в зависимость от «бессознательного». Поскольку же речь шла о человеческом действии, сознательно ориентированном на поведение (и ожидание) «другого», «других», постольку эта ориентация также была истолкована в аспекте не причины, а следствия: она была' поставлена в зависимость от действующих как бы «за спиной» индивидов механизмов «институцонализации» ценностей и «образцов» культуры, превращающих их в принудительно действующие нормы человеческого поведения, обязательные «требования», предъявляемые к нему.
«Общая система человеческого действия», включающая наряду с «социальной системой» также «систему личности» и «систему культуры», предстала, таким образом, как система детерминаций, вновь превращавших субъектов социального действия из причины определенных социальных процессов в следствие, причем не только социальных, но и социокультурных, глубиннопсихологических механизмов, обусловливающих человеческое поведение.
Выделяют четыре уровня социального поведения личности.
Первый уровень - реакция субъекта на актуальную предметную ситуацию, на специфические и быстро сменяющие друг друга воздействия внешней среды. Это поведенческие акты.
Второй уровень образуют привычные действия или поступки, выступающие как элементы поведения, как его целенаправленные акты. Действие - процесс, подчиненный представлению о том результате, который должен быть достигнут, то есть процесс, подчиненный сознательной цели. Или иначе, поступок - это действие, которое воспринимается и сознается самим действующим субъектом как общественный акт, как проявление субъекта, которое выражает отношение человека к другим людям. Поступок - социально значимая единица поведения, которая позволяет установить соответствие между социальной ситуацией и социальной потребностью субъекта.
Третий уровень целенаправленная последовательность поступков или социальных действий в той или иной сфере жизнедеятельности, где человек преследует существенно более отдаленные цели, достижение которых обеспечивается системой поступков.
Четвертый уровень - уровень реализации жизненных целей. Этот уровень поведения личности имеет для социологии первостепенное значение, так как связан с процессом реализации жизненно важной для индивида цели - превращения идеального в реальное. На всех четырех уровнях поведение личности регулируется ее диспозиционной системой, однако, в каждой конкретной ситуации и в зависимости от цели ведущая роль принадлежит определенному уровню диспозиции или даже конкретному диспозиционному образованию.
Социология исследует все уровни социального поведения личности и все уровни ее диспозиционной системы, то есть установок. Однако наибольшее значение для социологии имеют третий и четвертый уровни поведения личности.
Попробуем выделить наиболее яркие характеристики социального поведения.
«Доля» собственно социального поведения субъектов в общих процессах их жизни варьируется, зависит от установок самого человека (например, на сокращение общения в состоянии тоски), сходя до нуля в состоянии аффекта, так и от специфики социальных ситуаций -например, социальность поведения резко падает при рукопашном бое, идеологическом внушении, и т.д.
Исходное
представление автора о критериях социальности
поведения изображено на схеме 1.
Схема 1. Возможные критерии социальности поведения.
Согласно первому критерию (на схеме - 1), социальным является поведение, ориентированное на стереотипные общечеловеческие ценности (забота о детях, акты милосердия и т.п.). Назовем такой критерий конвенциональным, поскольку он описывает как социальные те системы намерений и соответствующих действий, которые считаются таковыми наибольшим числом людей наибольшее время - без особых апелляций к сущности явления. Но, так или иначе, такие действия типичны для всех цивилизаций и уже поэтому являются выражением какого-то атрибута социальности.
По второму критерию (на схеме - 2) с пересечением с кругом явлений, описываемых первыми, социальными являются те намерения и действия, которые прямо вызваны определяющей мотивацией успеха в малой группе (стать лидером, зарабатывать деньги, сделать карьеру и т.п.).
По третьему критерию (на схеме - 3) социальным являются осознанные действия по саморазвитию способностей, навыков и знаний, объективно необходимых для осуществления поступков по критериям 1 и 2.
Явлений поведения, описываемых одновременно всеми тремя критериями, очень немного (например, самоподготовка проповедника в христианской церкви, стремящегося достичь популярности, славы). Такие явления можно обозначить как «абсолютно социальное поведение». Во всех остальных случаях, включая пересечение двух критериев, уровень социальности поведения личности ниже, при отсутствии «попадания» хотя бы на один критерий (например, акт чистой интуиции, аффект и др.) - поведение функционально не ориентировано на социум, что бывает не так редко (например, болельщик, выскочивший на футбольное поле и принявшийся бить судью, который показал «желтую карточку» игроку одной из команд).
Такое положение дел неизбежно содержит три группы противоречий:
стороны, и с другой стороны - насильственно внедряемыми ценностями со стороны энергичных лидеров, которых формируют весомые «группы поддержки» из сторонников («политическая власть над личностью»).
Результатом этого противоречия было возникновение стабильных для огромного числа людей ценностей, которые, можно сформулировать следующим образом:
ориентациями и социумом как субстанцией. Поэтому поведение большинства людей адаптационно, вынужденно направленно на накопление навыков и умения жить в разных группах, где переплетаются ветви политической и социальной власти. Сознательно выработанные человеком убеждения, ценности, стереотипы намного сложнее, они избыточны по отношению к целям освоения традиционных групповых норм. Уровень социальных претензий, опасений и ожиданий человека весьма неточно отвечает спектру предлагаемых групповых выборов.
общение, бытие в социальной группе и психологическими процессами иной, асоциальной ориентации.
Социальное поведение не поставлено под угрозу ростом социальной свободы, видимо потому, что условность чисто социальных «разрешающих норм» очевидна.
Человек не может быть полностью адаптирован в социальный мир. Его поведение ни при каких условиях не может быть исключительно социальным. Социальное качество его жизни когда-то давно, при неясных до сих пор условиях, родило странный феномен «взрыва» психики, в философском плане удивительно похожий на Большой Взрыв 20-миллиардной давности в Мегамире. Результатом «психического взрыва» стала общая устремленность психики вовне, на общение, образование групп и использование таких групп, как особых, рожденных уже, собственно, человеком, а не природой, резко трансформирующих природные законы. В них люди, используя друг друга как средства достижения целей, незаметно для самих себя корректируют свои цели в соответствии с установками особого феномена их собственного общения и объединения в группы политической власти и идеологии.
Число
стимулов самопознания собственно социального
поведения у человека не велико, - в отличие
от стимулов противоположного рода, причем
такое положение вещей, вытекающее из
гипотезы «взрывной» психики, есть основа
идеологических взаимодействий и феноменов
психологических явлений (например, эффектов
толпы) и, особенно, восприятия имиджа
объекта или явления.