Роль интернета в изучении русского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 00:57, реферат

Описание работы

В мире ежедневно тысячи новых пользователей получают возможность пользоваться услугами Интернет. Всемирная компьютерная сеть стала привычным источником информации и средством общения для миллионов людей. Интернет становится одним из самых мощных факторов мотивации в изучении, например, английского языка. Для преподавателей русского языка как иностранного только только начинающих осваивать Интернет в настоящее время на первом плане стоит задача научиться искать и использовать информацию. Вторая задача, которая пока еще только ставится, - как максимально эффективно использовать различные возможности Интернет на уроке русского языка как иностранного.

Работа содержит 1 файл

1.docx

— 20.56 Кб (Скачать)

                                 1.Русский язык в Интернете 

  В мире ежедневно тысячи новых пользователей  получают возможность пользоваться услугами Интернет. Всемирная компьютерная сеть стала привычным источником информации и средством общения  для миллионов людей. Интернет становится одним из самых мощных  факторов мотивации в изучении, например, английского языка. Для преподавателей русского языка как иностранного только только начинающих осваивать Интернет в настоящее время на первом плане стоит задача научиться искать и использовать информацию. Вторая задача, которая пока еще только ставится, - как максимально эффективно использовать различные возможности Интернет на уроке русского языка как иностранного.

  Особый  аспект использования компьютерных технологий представляет собой система  компьютерных сетей и баз данных на русском языке, которые открывают  новые возможности в преподавании и изучении русского языка как  иностранного:

1. неограниченный  временем и пространством доступ  преподавателей и учащихся к  актуальной  информации о событиях  в России, экономике, политике, культуре  страны;

2. возможности  получения информации из серверов  крупнейших образовательных учреждений  и библиотек;

3.  обеспечение  учащихся, авторов учебников аутентичными  текстами  (газетными, художественными,  деловыми) в электронной записи  для использования в учебном   процессе;

4. организация  контактами между различными  группами изучающих язык, проведение  совместных проектов, организация  телеконференций;

5. организация  специальных уроков-экскурсий на  основе российской части Интернет (например, путешествие по Москве, посещение музеев и др.) (см. сайт  «Музеи России);

6. открытие  новых возможностей для обеспечения  дистантного обучения.

Для того чтобы, пользоваться информацией, надо знать прежде всего ресурсы русскоязычного Интернет, среди которых можно  выделить основные поисковые системы  на русском языке и различные  сайты  (см. Приложение).

В практике обучения иностранным языкам начинает использоваться новый вид использования  Интернет, который обеспечивает коммуникацию между учащимися и преподавателем или пользователем и определенным банком (базой) данных (учебным заведением, библиотекой, информационным центром  и др.). Такое общение способствует вовлечению учащихся в коммуникативную  деятельность на иностранном языке, становится основой нового способа  обучения иностранным языкам - так  называемого дистанционного обучения.

Компьютерный  обмен информацией в целях  обучения языку имеет ряд неоспоримых  преимуществ. Он позволяет:

- получать  и обмениваться информацией   с носителями языка в режиме  реального времени;

- совместно  создавать, обрабатывать тот или  иной текст, изучать, обсуждать  его в  учебных целях, принимать  участие в различного рода образовательных проектах;

- иметь  неограниченный доступ к актуальной  информации о стране изучаемого  языка и др.

  Следует учитывать, что в системах электронной  коммуникации можно выделить по крайней мере три вида общения: 1)поиск и чтение информации, 2)диалог в системах электронной почты, 3) полилогическое общение в электронных конференциях, обсуждениях, дискуссиях, опросах и др.

  В Интернете в настоящее время  можно найти все функциональные стили русского языка – от официально-делового (имеются в виду, например, сайты  государственных учреждений) до разговорного и жаргонного. Особую часть Интернет составляет так называемая сетевая литература .

  Для наиболее популярных информационных (новостных)  сайтов, которые построены в основным на основе газетно-публицистического стиля, характерными являются, в частности:

1. Гипертекстовая  организация материала. В информационных  жанрах она строится по разным  принципам: от заголовка –  к тексту, от ключевого слова  – к тексту, от фотографии, рисунка  – к тексту (и наоборот).

2. Диалогичность  (интерактивность) экранного кадра.  Возможность принять участие  в опросе, выбрать  то или  иное мнение, позицию, вступить  в переписку с автором текста  и др. Причем и эта переписка  может быть открытой для читателей.  Все большее количество текстов  строится именно так, чтобы  вызвать ответную реакцию читателей.  См., например, формулировки «Вопрос  дня» на сайте «Комсомольской  правды», «Задайте вопрос Евгению  Ясину» – на сайте «Интернет-газеты».

3. Активная  поддержка текстового сообщения  с помощью гипертекстовых рисунков, фотографий, схем и других графических  средств.

4. Постоянное  функционирование систем поиска  по ключевым словам той или  иной предметной области.

5. Включение  в экранный кадр разного рода  динамичных или статичных рекламных  материалов, которые функционируют  наряду с основными информационными  текстовыми массивами.

6. Функционирование  на одном и том же сайте  наряду с печатным текстом  видеозаписи, аудиозаписи как  дополнительного источника информации (см., например, сайт радиостанции  «Эхо Москвы» или телевизионных  каналов).

Все эти  особенности функционирования информационных текстов текстов позволяют говорить о новых формах взаимодействия в них экспрессии и стандарта, которые реализуются на основе гипертекста, интерактивности, использования возможностей мультимедиа.

Можно выделить направления использования  материалов  Интернет на уроке иностранного языка:

- самостоятельный  поиск той или иной информации  для поддержки интереса и мотивации  к изучению языка;

- Интернет-поддержка  учебника, под которым понимается  использование в качестве дополнительных  материалов данных из Интернет (например, после прохождения темы музеи – знакомство с Интернет сайтами музеев, после изучения материалов, связанный с творчеством А.С.Пушкина – изучение сайтов, посвященных его жизни и творчеству);

- Использование  Интернет как модели языковой  среды, что позволяет например, решать коммуникативные задачи с помощью аутентичной информации, например, рассказ о транспорте в Москве, событиях в культурной жизни, посещение музеев, путешествие по городу (см. сайты Москвы,  Санкт-Петербурга, музеев России);

- Участие  в различного рода учебных проектах, дискуссиях, например, подготовка совместного сообщения (см., например, сайт www.school-sector.relarn.ru);

- Участие  в той или иной дискуссии,  предложенной  в ресурсах  Интернет (Выборы в России, Россия в 21 веке и др.), общение с помощью  электронной  почты с  известным  журналистом, политическим деятелем.

- Выполнение  он-лайновых уроков по различным разделам языка и видам речевой деятельности (см. например, сайт по обучению английскому языку study.ru)

Использование всех этих возможностей Интернета предполагает и соответствующую подготовку преподавателя  иностранного языка. Он должен знать

- основные  информационно-поисковые системы  в русскоязычном Интернет,

- уметь  осуществлять поиск на основе  ключевых слов, гиперссылок,

- знать  основные ресурсы Интернет, доступные  в настоящее время, необходимые  для поддержки профессиональной  деятельности (имеются в виду  центры повышения квалификации, образовательные учреждения, библиотеки);

- уметь  оценивать сайты по таким параметрам, как содержательность, интерактивность,  функциональность, навигация (передвижения, поиск информации, характер ссылок) и др.

Надо  сказать, что собственно учебных  материалов для изучающих русский язык в Интернете практически пока нет. Поиск в основных информационно-поисковых системах по ключевому словосочетанию «русский язык» дает сведения об издательствах, публикациях, учебных центрах, что отражает прежде всего рекламную направленность такой информации. Исключение, пожалуй, составляет информация, подготовленная энтузиастами и любителями русского языка.

Обучающие функции компьютерных систем хранения, обработки и передачи  информации могут быть сформулированы следующим  образом:

- позволяют  как преподавателю, так и учащемуся  получить доступ к актуальным  аутентичным или методически  обработанным текстам, которые  относятся к различным областям  экономики, политики, культуры страны  изучаемого языка;

- стимулируют  учащихся к оперативному обмену  информацией на изучаемом языке  благодаря возможности обсудить  ту или иную тему, проблему, вступить  в переписку, получить информацию  и др.;

- облегчают  преподавателю поиск и обработку  интересных и актуальных для  данной аудитории текстов, необходимых  для проведения занятий, а также  обеспечивают оперативный доступ  к новым актуальным методическим  материалам;

- дают  возможность получить новую интересную  информацию о стране изучаемого  языка в самых различных аспектах (от цен на товары до выставок, постановок в театрах и др.) и  в большей степени быть  готовым к контакту на иностранном  языке;

- позволяют  наиболее естественно использовать  принципы дистантного (дистанционного) обучения благодаря оперативности обмена учебной информацией.

Включение системы Интернет в процесс обучения языку требует решения новых  дидактических задач:

- Обучение  поиску и извлечению информации;

- Обучения  навыкам  письма в системах  электронной почты, электронных  конференций;

- Обучению  ведению обсуждений, дискуссий;

- Презентация  с помощью персональных Веб-страниц и др.

При использовании  приемов обучения, построенных на обмене информации с помощью электронной  почты,  меняется роль преподавателя  иностранного языка. Он должен быть организатором  иноязычного общения, обмена информацией  с помощью компьютерных сетей, должен стимулировать и направлять коммуникативную  учебную деятельность, готовить учащихся к письменному общению с носителями языка, корректировать и исправлять  коммуникативные ошибки, помогать преодолевать психологические и культурологические барьеры общения.

Описанные подходы в использовании Интернета  реализуют новые направления  в обучении:

- обучение  в сотрудничестве, обучение через  реальное общение,

- работа  по проектной методике,

- индивидуализированоое обучение.

Информация о работе Роль интернета в изучении русского языка