Контрольная работа по русскому языку

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

6 выполненных заданий

Содержание

1.Задание №1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ……………………………….3
2.Задание №2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ……………………………………3
3.Задание №3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА ……………..4
4.Задание №4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ……………………………4
5.Задание №5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ………………………………5
6.Задание №6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ ………………………………....6

Список использованных источников ………………………………………….7

Работа содержит 1 файл

КР_Русский готова.docx

— 29.21 Кб (Скачать)

     Содержание

  1. Задание №1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ ……………………………….3
  2. Задание №2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ……………………………………3
  3. Задание №3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА ……………..4
  4. Задание №4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ……………………………4
  5. Задание №5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ ………………………………5
  6. Задание №6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ ………………………………....6

Список использованных источников ………………………………………….7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Задание №1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ  НОРМЫ

     1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.

     Переку́пщик, столя́р, страхо́вщик, катало́г, танцо́вщица, балова́ть, во́гнутый, дефи́с, дремо́та, задана́, зево́та, зубча́тый, каучу́к, формирова́ть, обувщи́к, добра́, добры́..

     2. Укажите слова,  в которых произношение [шн] а) обязательно; б) возможно; в) представляет собой орфоэпическую ошибку.

     Лукинична (а), посадочный (в), к шапочному разбору (б), лавочник (б), двоечник (б).

     3. Образуйте от следующих  глаголов: а) формы  прошедшего времени  мужского рода; б)  причастия на –тый. Расставьте ударения.

     Образец: прорыть – прорыл – прорытый.

     Восприня́ть – воспри́нял - воспри́нятый, добы́ть – добы́л - добы́тый, запелена́ть – запелена́л - запелё́нутый, запере́ть – за́пер - за́пертый, начать – на́чал - на́чатый. 

     Задание №2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

     1. Произведите синонимические замены иностранных слов.

     Фиаско (неудача), копирайт (авторское право), юрисдикция (правомочие, подсудность), санация (оздоровление, лечение), акция (пай, торг), алгоритм (порядок действий), брифинг (встреча, пресс-конференция).

     2. Составьте словосочетания  с данными синонимами.

     Бессознательно (бессознательный отбор), инстинктивно (инстинктивное поведение), машинально (машинальные люди), автоматически (автоматические ворота), механически (механические волны).

     3. Устраните речевую избыточность и тавтологию.

     1. После первого дебюта в одном  известном фильме молодая актриса  стала получать предложения сниматься  за границей. - После дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей.

     2. Рабочий был уволен за прогул  без уважительной причины. - Рабочий был уволен за прогул.

     3. На научном семинаре автор  изложил главную суть этой  книги. - На научном семинаре автор изложил суть этой книги. 

     Задание №3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

     1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением  фразеологизмов.

     1. Ворона в птичьих перьях –  Ворона в павлиньих перьях 2. А судьями кто? – А судьи кто? 3. Буря в чашке воды – Буря в стакане воды.

     2. Объясните смысл  образных выражений.

     1. Платоническая любовь – исключительно духовная привязанность , без постельных отношений

     2. Загадочный, как Сфинкс - человек  неизвестный, хранящий тайну, скрывающий какие-либо сведения о себе.

     3. Рог изобилия - в переносном смысле — источник изобилия, богатства. 

     Задание №4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ  НОРМЫ

     1. Какая из приведенных форм является правильной? Подчеркните ее. Если оба варианта, по вашему мнению, употребительны в современном литературном языке, подчеркните и тот, и другой и укажите, есть ли различие (какое?) в их использовании.

     Чулков(мн.числ.) – чулок(ед числ.), клапаны – клапана, замораживать – замороживать, округ(ед числ.)округа(мн.числ.), в лесу – в лесе, грустить по домугрустить о доме, задабриватьзадобривать(устар.), помидоровпомидор, произнести – произнесть, тракторы – трактора, уведомь – уведоми, цехи – цеха, сыновья – сыны(устар.), болгар – болгаров, гороно предложило – гороно предложил. 

     2. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания. Образец: какао – сладкое какао (ср. р.).

     Протеже -  хороший протеже (общ.р.), зеро – полное зеро (ср.р.), атташе – надежный аташе(муж.р.), кашне – красивое кашне (ср.р.), Гоби – жаркая Гоби (жен.р.), регби – зрелищное регби (ср.р.), кофе – крепкий кофе (муж.р.), меню – правильное меню (ср.р.), Би-Би-Си – канал BBC (муж.р.), желе – апельсиновое желе (ср.р.), ООН – международная ООН (жен.р.), ТЭЦ – работающая ТЭЦ (жен.р.), АТС – городская АТС (жен.р.).

     3. Перепишите, поставив  числительные в  соответствующих  падежах. 

     1. Потери составили более двух  тысяч пятистам шестидесяти девяти (2569) килограммов. 2. Книга с четырьмястами семьюдесятью тремя (473) иллюстрациями. 3. Период обращения спутника равен девяноста трём целым, восьми десятым (93, 8) минуты. 4. Под пшеницей занято более двух тысяч трёхсот шестидесяти шести (2366) гектаров пашни. 5. Спасательная лодка обнаружена в тысячи ста тридцати восьми (1138) милях к северо- востоку.   

     Задание №5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

     1. Закончите предложения,  употребив слова  из скобок в  нужной форме.  Используйте, где  это необходимо, предлоги.

     1. Согласно техническому заданию конструкция, должна быть  выполнена из металла. 2. Необходимо сделать упор на проблему адаптации системы управления рыночными преобразованиями. 3. Его можно назвать хорошим хозяйственником, но можно назвать и талантливым предпринимателем. 4. Благодаря проведенным преобразованиям, предприятие перестало быть убыточным.

     2. Прочитайте предложения  и отредактируйте  их.

     Образец: Организация и  участие в избирательной  кампании финансируется  средствами самого депутата. - Организация (чего?) избирательной кампании и участие (в чем?) в ней финансируется  средствами самого депутата.

     1. Запрещается приносить в компьютерный  класс и пользоваться посторонними  носителями информации (дискеты,  компакт-диски и т. д.). – Запрещается приносить в компьютерный класс (что?) посторонние носители информации и пользоваться ими 2. Страховой рынок выявляет и реагирует на нарушения повышением тарифов и ужесточением условий страхования. – Страховой рынок выявляет (что?) нарушения и реагирует (чем?) ужесточением условий страхования и повышением тарифов.3. Перевозчик не возмещает и не несет ответственности за повреждения, вызванные стихийными бедствиями. – Перевозчик не возмещает (что?) ущерб, и не несёт ответственности за повреждения, вызванные стихийными бедствиями. 4. Необходимо обратить внимание и занести в протокол все выявленные случаи нарушения установленных правил. – Необходимо обратить внимание (на что?) на установленные правила, и занести в протокол все выявленные случаи их нарушений. 5. Университет ведет активную работу по подготовке и руководству аспирантами. – Руководство (чего?) университета ведёт активную работу по подготовке (кого?) аспирантов.

     Задание №6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ

     Вставьте  буквы, раскройте  скобки, расставьте знаки препинания.

     Каждый  город имеет свое ядро, зародыш. В  Москве это Кремль, стоящий на холме, а здесь Стадсхольмен, небольшой остров, окруженный веером мостов. Он разделяет, а омывающие его протоки соединяют соленый залив и пресное озеро. Между прочим, в старорусском языке слово «остров» означало не только сушу, окруженную водой. Наши предки «островом» называли и особо урожайный клин, и лесную делянку, и сухую возвышенность на болоте, холм. Тысяча лет для языка — это совсем немного. И уж на этот-то срок он надежно консервирует следы взаимного влияния одного народа на другой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников:

  1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. М., 2005.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура  речи. М., 2008.
  3. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 2008.
  4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики: правила хорошей речи. М., 2007.
  5. Русский язык и культура речи. Под ред. Проф. В.И. Максимова. М., 2006.

Информация о работе Контрольная работа по русскому языку