Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:15, курсовая работа
В данной курсовой работе осуществляется попытка анализа необходимости создания института Уполномоченного по правам человека в России, рассмотрение спектра его деятельности и взаимодействие с властными структурами. При написании работы использовались принципы анализа и критического сопоставления литературных источников, позволяющие систематизировать и углубить полученные знания.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Понятие прав человека ………………………………………………………..5
2 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации……….....8
2.1. Развитие института защиты прав человека в Российской Федерации ......8
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного
по правам человека в РФ……………………………………………………….10
2.3. Основные направления деятельности…………………………………….12
2.4. Порядок подачи и рассмотрения обращений…………………………….14
3 Правовые проблемы участия Уполномоченного по правам человека
в совершенствовании законодательства в РФ………..……………………….17
Заключение ……………………………………………………………………. .20
Глоссарий ………………………………………………………………………..22
Список использованных источников ………………………………………….23
Список сокращений……………………………………………………………..25
Анализ
обращений граждан о нарушениях
их конституционных прав на свободу
и личную неприкосновенность, допускаемых
при отбывании ими
Эффективность
совершенствования
Следует
прямо сказать, что “достучаться”
до законодателей Уполномоченному
удается не всегда. Одной из основных
причин этого является отсутствие правового
регулирования порядка его взаимодействия
с Советом Федерации и Государственной
Думой Федерального Собрания РФ.
В наше время проблема обеспечения и соблюдения прав человека является глобальной проблемой всего человечества. В период гуманизации всех сфер общественной жизни актуальной становится осознание того, что права и свободы человека являются неотъемлемой частью каждого индивида и свойственны подлинно демократическому обществу. После многих лет тотального контроля государства над человеком, противоправного вмешательства в частную жизнь, ограничений свобод в Российской Федерации в соответствии с европейскими и международными конвенциями был создан институт Уполномоченного по защите прав человека. Это является крайне важной и своевременной задачей. Уполномоченный своей деятельностью дополняет существующие средства защиты прав граждан и обеспечивает восстановление нарушенных прав исходя из требований закона и руководствуясь собственными представлениями о справедливости. Деятельность Уполномоченного получила признание общественности, граждане обращаются за помощью в восстановление своих нарушенных прав. Но, несмотря на значительные усилия, предпринятые в России по защите прав и свобод граждан, все, же сохраняются и отдельные негативные моменты. Значительное количество обращений, поступившее к уполномоченному и возвращенные как не исчерпавшие всех правовых способов защиты, свидетельствуют о низкой правовой культуре населения и о недоверии их местным органам. Необходимо дальнейшее совершенствование законодательства и надзор за его соблюдением, координация работы государственных органов и деятельности Уполномоченного. Такой инструмент контроля крайне необходим, поскольку нарушения прав человека со стороны государственных структур и их служащих происходят повсеместно. А существующие механизмы защиты от этого произвола еще слишком слабы. В целях приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным необходимо стремиться к созданию
института Уполномоченных по правам человека в каждом регионе страны.
Для более полного и всеобъемлющего разрешения конфликтных ситуаций необходимо создание института специализированных Уполномоченных, как, например, Уполномоченного по правам ребенка, которые действуют в 23 регионах России, по делам заключенных, военнослужащих – как это наблюдается в странах Европы.
Региональное улучшение системы защиты прав и свобод во многом зависит от состояния экономики, наличия или отсутствия коррупции, достойного социального обеспечения пожилых и малоимущих граждан. Необходимо повышать уровень жизни населения, препятствовать развитию преступности и росту террористических угроз, разрабатывать комплекс мер по формированию у чиновников и государственных служащих приоритета прав личности и гражданина.
В
целом годы деятельности в России
Уполномоченных по правам человека показывает,
что создание таких структур в
большинстве случаев на практике
доказало свою эффективность, обеспечивая
восполнение отсутствующего звена в отношениях
между государственной властью и населением,
способствуя строительству демократического
правового государства, развитию правосознания
граждан и должностных лиц.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Государство | суверенная политическая организация общества, опирающаяся на публичную власть, которая необходима для выполнения как классовых, так и общечеловеческих задач на определенной территории |
2 | Гражданин | Физическое лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству |
3 | Закон | Нормативный
акт, принятый в особом порядке органом
законодательной власти или на референдуме,
выражающий волю народа, обладающий высшей
юридической силой и |
4 | Источник права | Способ, с помощью которого закрепляются нормы права |
5 | Конституция | Нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства |
6 | Личность | Устойчивая система социально значимых свойств человека, характеризующих индивида как члена общества или общности |
7 | Народ | Определенная группа людей, отличающаяся общностью ряда признаков – языка, культуры, территории, религии |
8 | Норма права | Установленные или санкционированные государством правила поведения общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отраженные в источнике права |
9 | Правовой статус | Установленное нормами права положение его субъектов, совокупность их прав и обязанностей |
10 | Свобода | Закрепленная в конституции или другом законодательном акте возможность определенного поведения человека |
|
Российская Федерация. Конституция (1993).Конституция Российской федерации [Текст] : офиц. текст. – М. :Маркетинг, 2001. – 39 с. – ISBN 5-94462-025-0. |
|
Российская федерация. Законы. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации [Текст]: Собрание законодательства Российской Федерации. -1997. №9. С.1011. |
|
Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст]/ Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин – М.: Юристъ,1999. – 520 с. – ISBN 5-7975-0084-1. |
|
Сунгуров, А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа) [Текст]/А.Ю.Сунгуров; - М.: Норма, 2005. – 384 с. - ISBN 5-7126- 0242-3. |
|
Шумский, И.Н. Учебник КПР [Текст]/ И.Н.Шумский; - М.:Инфра-М, 1999. – 187с. – ISBN 2-7152- 2351-2. |
|
Гражданские права человека: современные проблемы теории и практики [Текст] / Ф.М.Рудинский и [ др.]. – М.: ЗАО «ТФ МИР», 2006. – 425 с. - ISBN 2-4125-5532-5. |
|
Институт прав человека в России [Текст]/ Г.Н.Комкова и [ др.]. – Саратов.: Изд-во Сарат. ун-та,1998. – 216 с. . - ISBN 5-292-02135-0. |
|
Основы государства и права [Текст] : учебное пособие / Ю.Г.Байбаков [ и др.]. – Ростов на Дону.: Феникс, 2003. – 704 с. - ISBN 5-222-03013-Х. |
|
Российская юридическая энциклопедия. [Текст] : энциклопед.сл. / Авт-сост. А.Я.Сухарев. – М.: Инфра-М, 2000. – 1110 с. – ISBN – 5-86225-925-2. |
|
Официальный сайт
Уполномоченного по правам человека
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ombudsman.gov.ru/index. |
|
Доклад
Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации в 2009 году [Электронный
ресурс] – Режим доступа: http://ombudsman.gov.ru/doc/ |
Г. – год
РФ – Российская Федерация
РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
Ст. – статья
Стр. – страница
ФКЗ – Федеральный конституционный закон
Ч. - часть
А |