Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:15, курсовая работа
В данной курсовой работе осуществляется попытка анализа необходимости создания института Уполномоченного по правам человека в России, рассмотрение спектра его деятельности и взаимодействие с властными структурами. При написании работы использовались принципы анализа и критического сопоставления литературных источников, позволяющие систематизировать и углубить полученные знания.
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Понятие прав человека ………………………………………………………..5
2 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации……….....8
2.1. Развитие института защиты прав человека в Российской Федерации ......8
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного
по правам человека в РФ……………………………………………………….10
2.3. Основные направления деятельности…………………………………….12
2.4. Порядок подачи и рассмотрения обращений…………………………….14
3 Правовые проблемы участия Уполномоченного по правам человека
в совершенствовании законодательства в РФ………..……………………….17
Заключение ……………………………………………………………………. .20
Глоссарий ………………………………………………………………………..22
Список использованных источников ………………………………………….23
Список сокращений……………………………………………………………..25
Введение ………………………………………………………………………….3
1 Понятие прав человека ………………………………………………………..5
2 Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации……….....8
2.1. Развитие института защиты прав человека в Российской Федерации ......8
2.2. Порядок назначения и освобождения от должности Уполномоченного
по правам человека в РФ……………………………………………………….10
2.3.
Основные направления
2.4. Порядок подачи и рассмотрения обращений…………………………….14
3 Правовые проблемы участия Уполномоченного по правам человека
в совершенствовании законодательства в РФ………..……………………….17
Заключение ……………………………………………………………………. .20
Глоссарий
………………………………………………………………………..
Список использованных источников ………………………………………….23
Список
сокращений……………………………………………………
Приложение А Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации………………………………………
В современном мире большое внимание обращают на соблюдение различных прав и свобод. Отношение к человеку со стороны общества требует такого подхода, как к автономной и самостоятельной личности, равноправной и свободной. При проведении различных реформ необходимо учитывать не только интересы государства, но и его народа. Во многом именно от государства зависит, насколько болезненно для населения будут осуществляться те или иные преобразования. Деятельность государства должна быть направлена на гуманизацию социально-экономической жизни и повышение жизненного уровня населения.
Глобализация значительно усилила угрозы правам человека. Это проявляется в увеличивающемся риске ядерного конфликта, углублении пропасти между экономически развитыми и развивающимися странами, усилении террористических угроз и международной преступности, возникновении пандемий опасных инфекций. Это оказывает свое негативное воздействие на весь спектр прав и свобод личности, как во всем мире, так и в России. Мировой экономический кризис вызвал снижение жизненного уровня населения России, спад производства и рост безработицы, неуверенность населения, погрязшего в кредитах в стабильности собственного экономического положения. Все это негативно отражается на соблюдении прав человека в Российской Федерации.
С другой стороны, Россия присоединилась к международно-правовым актам в области прав человека; новые законы заключаются под действием международных договоров по правам человека, рассматриваются с точки зрения соответствия их принципам и нормам общечеловеческой морали. В соответствии с заключенными договорами Российская Федерация приняла на себя ряд обязательств по приведению своего законодательства в соответствие с европейскими нормами права и фактически совершен прорыв в вопросе формирования механизма гарантий прав человека. Так как на конституционном уровне было признано, что все международные договоры Российской Федерации, ратифицированные должным образом и введенные в действие, становятся составной частью российской правовой
системы, в Конституции Российской Федерации гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В этой связи значительное внимание и большая роль уделяется различным правозащитным организациям, в том числе и Уполномоченным по правам человека, институт которых впервые был учрежден в современной истории России. Обязанностью этих должностных лиц является контроль над обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина от произвола чиновников всех уровней, соблюдение уважения достоинства личности представителями власти и государственными служащими. Их деятельность не отменяет компетенции государственных органов по защите и восстановлению нарушенных прав, а дополняет и углубляет средства защиты прав и свобод обратившихся граждан. Уполномоченные в своей деятельности независимы и беспристрастны, они выполняют публично-представительскую функцию, их полномочия простираются не на взаимоотношения граждан между собой, а на одну из самых конфликтных сфер общественной жизни – взаимоотношения граждан и государства, граждан и чиновников.
В
данной курсовой работе осуществляется
попытка анализа необходимости
создания института Уполномоченного по
правам человека в России, рассмотрение
спектра его деятельности и взаимодействие
с властными структурами. При написании
работы использовались принципы анализа
и критического сопоставления литературных
источников, позволяющие систематизировать
и углубить полученные знания.
Прежде чем приступить к собственно раскрытию темы курсовой работы «Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации» необходимо охарактеризовать само понятие прав человека. Российская юридическая энциклопедия дает такую трактовку определению понятия прав человека: «Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной и политической и культурных сферах. Права человека носят естественный и неотчуждаемый характер.»1 Законодательно права и свободы человека и гражданина закреплены в основном законе нашей страны - Конституции Российской Федерации.
Человек, его права и свободы признаются в соответствии с Конституцией России высшей ценностью демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления. Она возложила на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти обязанность их признания, соблюдения и защиты. Права и свободы граждан являются не просто неотъемлемым институтом демократического государства, но и образуют их юридический статус во взаимоотношениях с органами власти и должностными лицами. Именно они позволяют любому человеку противостоять незаконному вмешательству в его личную жизнь и предъявлять к ним законные требования о выполнении конституционных обязательств государства.
В
Конституции РФ правам посвящена целиком
вторая глава, причем особо указано,
что «положения настоящей главы составляют
основы правового статуса личности в Российской
Федерации и не могут быть изменены иначе
как в порядке, установленном настоящей
Конституцией»2. Основные права
и свободы человека
«неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»3.
Классификация прав и свобод может осуществляться по разным признакам, наиболее распространенным является классификация по содержанию. Шумский выделяет следующие основные группы: личные; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина4. Козлова же выделяет три основные группы: личные, политические, социально-экономические конституционные права и свободы,5 особо не выделяя тем самым культурные права человека и указывая, что подобная группировка и порядок расположения устанавливается в Конституции и «имеет далеко не техническое значение, а отражает соответствующую концепцию правового статуса личности, которой придерживается государство.»6 К личным правам относятся: право на жизнь, достоинство личности –«достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления»7. Право на свободу и личную неприкосновенность гарантирует ст. 22 Конституции. Кроме того к этой группе относятся также права на неприкосновенность жилища и на тайну переписки, неприкосновенность частной жизни, право определения национальности и пользования родным языком, свобода совести и вероисповедования, свобода передвижения. В отношении последнего права наблюдается некий феномен, так, например, в конституции сказано, что «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.»8, но фактически институт прописки заменен на институт регистрации, которая носит отнюдь не уведомительный, а в большинстве случаев разрешительный характер.
Важнейшие политические права человека, декларированные Конституцией это - свобода мысли и слова, свобода на информацию, право на создание общественных объединений и свобода собраний, право участвовать в управлении государством и право на свободу обращений в государственные органы
местного самоуправления.
Реализуя
данные права и свободы, каждый человек
непосредственно может
Особую
группу основных прав и свобод составляют
социально-экономические права
предпринимательской
и иной не запрещенной законом
деятельности».11 Кроме того, к данной
группе прав и свобод относят право на
социальное обеспечение, на образование
и на жилище, право на труд и отдых и другие.
Конституция РФ провозглашает право на
свободу труда, тем самым предполагается
право не только распоряжаться своими
способностями, но и право не заниматься
трудовой деятельностью. Кроме того, предусматривается
право на защиту от безработицы.
2.1 Развитие института защиты прав человека в Российской Федерации
В послевоенное время в Европе стала складываться система права, «основанная на признании естественных прав человека, и выраженная в виде конкретных, согласованных между собой правовых норм».12 10 декабря 1948 года на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всеобщая декларация прав человека и с тех пор эта дата является Днем прав человека. В 1950 году была принята Европейская конвенция о защите прав человека. Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 г. и ратифицировала конвенцию прав человека 30 марта 1998 г. Она обрела законную силу на территории Российской Федерации 5 мая 1998г.
Одно из важнейших достижений демократии в нашей стране - учреждение института уполномоченного по правам человека. Учреждение института Уполномоченного по правам человека в РФ как государственного органа – одно из важнейших демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хоты в мировой истории он уже известен давно. До Первой мировой войны институт уполномоченного представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой войны он получил мощное развитие.
Сегодня более чем в ста странах мира есть уполномоченные по правам человека. Опыт их работы в странах Восточной Европы показывает, что создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.
«В
наше время, в период формирования новой
российской государственности, происходит
отказ от представлений о
естественных и неотъемлемых прав человека и гражданина.»13 История омбудсменов насчитывает более двух веков. Впервые уполномоченные по правам человека появились в Швеции в 1809 году и вначале широкое распространение получили в скандинавских странах. В мировой практике более чем в 100 странах мира имеются уполномоченные по правам человека.
В разных странах
В России впервые юридическое обоснование институт защиты прав человека получил в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. В соответствии со ст.40 Декларации предусматривалось создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который избирался сроком на 5 лет Верховным Советом, должен быть подотчетен ему и обладать депутатской неприкосновенностью. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. В соответствии с пунктом « д » ч.1 ст.103 «назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом» относится к ведению Государственной Думы. 20 марта 1996 года во втором чтении Государственной Думой был принят закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», но он был отклонен Советом Федерации. Было выдвинуто требование представить субъектам федерации право самим учреждать должность Уполномоченного по правам человека.