Модели коммуникаций и факторы, влияющие на них

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с моделями коммуникаций и факторами на них влияющими. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотрение теоретических вопросов, связанных с коммуникацией.
Рассмотрение задач и функций коммуникаций на предприятии.
Анализ и выявление существующих недостатков в модели коммуникаций на примере ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат.
Предложить наиболее вероятные и оптимальные пути для устранения возможных недостатков в существующей модели коммуникаций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......31.
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникаций в организациях……………………………………………………………………..4
1.1. Общее понятие и элементы коммуникаций в организациях…………...….4
1.2. Модели и типы коммуникаций и факторы, влияющие на них………....................................................................................................……….8
Глава 2. Анализ коммуникаций на ОАО «Алексеевский мясокомбинат»…………………………………………………………….……14
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат» …………...….14
2.2. Исследование моделей и типов коммуникаций организации………...….17
Глава 3. Усовершенствование коммуникаций на ОАО «Алексеевский мясокомбинат»………………………………………………………………….20
3.1. Пути совершенствования коммуникаций на ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат»………………………...……………..20
3.2. Оценка эффективности предложенных путей совершенствования коммуникаций……………………….…………………...…….24
Заключение………………………………………………………………...……26
Список литературы…………………………………...……………………..…28

Работа содержит 1 файл

kommunikatsia (1).doc

— 156.50 Кб (Скачать)

Межличностная и личностная коммуникация. Эти два  типа можно объединить в один, так  как в них много общих черт и отличаются они лишь типом обрабатываемой информации. При межличностной коммуникации основной объем информации приходится на получение и передачу заданий и прочая информация, связанная в основном с рабочим процессом. На долю личностной коммуникации приходится общение на отвлеченные темы.

Коммуникация  в малой группе отличается небольшим  количеством участвующих в ней  индивидов, обычно их число не превышает 10-12 человек. Каналы связи более структурированы, чем при межличностном общении, однако каналы обратной связи и возможности для нее те же, в связи с этим возникает большая вероятность недопонимания в группе.

Общественная  коммуникация. При этом типе коммуникации выступающий обращается к большой аудитории. Общественная коммуникация возникает когда группа слишком большая и эффективность работы каждого отдельного члена группы падает. Возможности обратной связи при этом ограничены [9, 197].

Также помимо моделей и типов коммуникаций существует множество факторов влияющих на них. Можно выделить следующие основные факторы, которые непосредственным образом влияют на процесс коммуникации в организации:

  1. Должностное положение. Коммуникации в формальной организации связаны с положением работника. Можно утверждать, что коммуникации в целом и инициатива коммуникаций в частности имеют в основном вертикальную направленность, т. е. идут сверху вниз. Вместе с тем существуют три измерения потоков коммуникаций, которые надо учитывать: потоки информации сверху вниз, снизу вверх и горизонтальные. В большинстве организаций эти три потока существуют одновременно или в различные периоды времени [15, 165].

Самый простой способ изучения коммуникаций состоит в рассмотрении приказов, инструкций и распоряжений, идущих от высших руководителей до низовых и относящихся к информации и отчетам, направляемым от низовых руководителей к высшим. Этот упрощенный взгляд на коммуникации в организациях не учитывает коммуникаций между работниками на одном уровне и между подчиненными и руководителями.

Наряду с использованием официальных  каналов коммуникаций работники  организации удовлетворяют свою потребность в советах и поддержке  путем взаимного консультирования. Консультация между лицами на одном уровне нередко имеет важные последствия для организации; постоянное обращение друг к другу за советом увеличивает уверенность в собственных решениях. Как показывает опыт, полная зависимость от руководителей в получении информации и консультировании является ограничением и в большинстве случаев его можно избежать. По-видимому, каждый руководитель должен быть заинтересован в циркулировании потоков информации во всех трех направлениях – вверх, вниз и по горизонтали. Коммуникации (разумеется, в разном объеме) по каждому из трех направлений осуществляются одновременно [8, 143].

Восприятие работниками любой  коммуникации определяется многими  организационными и личностными  факторами. Изменение в представлениях работника может быть вызвано  изменением получаемой информации или рабочего окружения. На восприятие также влияет прошлый опыт. В действующей организации приказы высшего руководителя фильтруются, а затем воспринимаются. Процесс фильтрации представлен на рис. 3.

Рисунок 3 Процесс фильтрации.

 

  1. Стиль управления. Коммуникации между руководителями и подчиненными являются двухканальной информационной системой, которая обеспечивает свободный поток информации как в направлении сверху вниз, так и снизу вверх. Вместе с тем руководитель в силу своего положения прямо влияет на направление и поток коммуникаций. Из-за высокой степени вероятности появления шумов при передаче послания руководитель может установить правила, в соответствии с которыми послания должны передаваться в определенном направлении и последовательности. Как показывает опыт, наиболее успешно функционируют те организации, где руководители стремятся, чтобы никто из сотрудников единолично не контролировал коммуникации, чтобы поощрялось участие всех сотрудников в потоке коммуникаций. Нельзя недооценивать также важность взаимопонимания между руководителем и подчиненными [7, 163].

Потребность в коммуникациях в  направлении снизу вверх и  в консультировании работников возрастает, когда: 1) размеры организации увеличиваются; 2) услуги и продукция усложняются; 3) в большей мере изменяются технологические условия и условия внешней среды; 4) усиливается географическая разбросанность подразделений организации.

  1. Разделение труда. Разделение труда на облегчает коммуникации между работниками на предприятии. Это происходит по ряду причин: работники лучше понимают свою работу; цели подразделения являются общими; расстояние между рабочими местами при разделении труда обычно сокращается. В стабильных организациях, в которых происходят лишь небольшие технологические и кадровые перемены, можно разработать систему коммуникаций благодаря рутинности передачи посланий и их содержания. В динамичной организации необходимо тщательно учитывать поток и точность коммуникаций. Здесь должна передаваться нерутинная информация (например, связанная с освоением на предприятии новой продукции с уникальными техническими характеристиками), что нередко требует изменения сети коммуникаций [19, 174].

Неформальные сети коммуникаций существуют практически во всех организациях, способствуя более эффективному функционированию формальной структуры передачи команд. Нередко такая форма распространения информации является весьма оперативной, а поток информации не подчиняется какому-либо определенному порядку. В то же время такая система может искажать информацию, в ней нет четкой структуры распределения отчетности и ответственности [18, 237].

Таким образом, можно сказать, что коммуникация является неотъемлемой и важнейшей частью работы организации. В современных условиях доверительные отношения становятся важной предпосылкой качественной работы всех уровней организации, важно упрощение процесса коммуникации там, где это возможно.

Глава 2. Анализ коммуникаций  ОАО «Алексеевский  мясокомбинат»

 

2.1. Организационно-экономическая  характеристика организации

 

Алексеевский  мясоптицекомбинат был  образован в 1934 году на базе маслозавода  как цех по выращиванию и убою птицы. В 1956 году цех был реконструирован и  построен холодильник, а в 1959 году построен мясожировой цех. Колбасный цех построен в 1969 году. В 70-е годы были построен столовая и материальные склады, гараж и здание стройцеха с прачкой, линии электропередач, административное здание с проходной, здание мойки и дезинфекции транспорта. В 1977 году построен новый птицеубойный цех. В   1979  году  на  месте  старого  птицеубойного  цеха     начато  строительство холодильника на 500 тн единовременного хранения мясопродуктов и реконструкция колбасного цеха – отделения  обвалки мяса, которые были закончены в 1981 г. В дальнейшее время были построены  гараж для легковых автомобилей; здание механического и электроцехов с бытовыми помещениями; пробурены скважины и установлена водонапорная башня. Электроснабжение предприятия осуществляется от районной электрической сети. В 80-е годы мясоптицекомбинат перерабатывал крупный рогатый скот, свиней, мелкий рогатый скот, птицу, производил колбасные изделия. Начиная с 1994 года,  проходила переориентация производства на выпуск готовых изделий.  В 1999 году начата реконструкция птицеубойного цеха в консервный и частично компрессорного цеха; сделана насосная станция с резервуаром и подающими и отводящими водопроводами, которая позволила решить проблему с водоснабжением и создать аварийный запас воды. В 2000, 2001, 2002 гг. - реконструкция мясожирового цеха с выделением цеха пищевых полуфабрикатов [21].

На  предприятии сложилась линейно-функциональная структура управления. Предприятие  объединяет несколько специализированных цехов, разделенных на участки, которые  являются первичными звеньями управленческой структуры. Аппарат управления построен по следующей  системе, в которой соподчиненность следующая: генеральный директор - заместители генерального директора по производству - начальник цеха - мастер. 

Предприятие возглавляет генеральный директор, который выполняет функцию общего руководства, организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, участков и других структурных подразделений.         Генеральному директору подчинены: технический, финансово-экономический, коммерческий директор, директор по производству, директор по строительству, а также юрисконсульт, секретарь-референт, начальник службы безопасности.        Планово-экономический отдел является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется финансово-экономическому директору. В функции отдела входит: организация и общее руководство разработкой проектов планов предприятия, организация работы по формированию и ценообразованию, контроль за выполнением годовых, квартальных, суточных планов и заданий.        Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером. В бухгалтерии формируется информация о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, обеспечивается контроль за наличием и движением имущества, организуется учет основных фондов, сырья, материалов, топлива, готовой продукции, денежных средств.   Отдел материально-технического обеспечения подчинен непосредственно коммерческому директору. В отделе определяется потребность в сырье и материалах, оборудование, топливе, устанавливаются наиболее рациональные формы снабжения, обеспечивается завоз материальных ресурсов (таблица 2.1)

 

 

Таблица2.1.                                     Уровни управления

 

Уровень

Функциональный

Линейный

 

Генеральный директор

Технический, финансово-экономический, коммерческий директор, директор по строительству

 

Инженер по строительству

Зав. лабораторией, юрисконсульт, начальник службы безопасности, отдел кадров, микробиолог

Инженер-химик по полуфабрикатам, инженер-химик по колбасным изделиям, начальник отдела охраны, старший инспектор ОК.

Зав. хозяйством, администратор АБК, секретарь-референт, зав. здравпунктом

Хозяйственная группа, фельдшер.

Старшие (ведущие)

Старшие мастера

Отдел охраны, инспектор  ОК.

Мастера-бригадиры.

Младшие специалисты

Бригадиры, звеньевые.


 

Итак, проанализировав организационную структуру ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат», можно выделить ее положительные моменты, ее простота и надменность, отсутствие бюрократической цепочки, так как основные специалисты подчинятся генеральному директору. Недостатками же являются детальное и полное отражение более низких уровней управления и дублирование функций и полномочий некоторых руководителей и работников.

В своей деятельности ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат»  руководствуется уставом, где отражены все сферы деятельности организации, её управление, органы контроля и прочая необходимая информация.

2.2. Исследование  моделей и типов коммуникаций  организации

 

В современных  условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, кибернетическом, политологическом, социобиологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурологическом и т.д. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым. Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества [16, 209].

Можно рассмотреть, как протекают информационные потоки на предприятии ОАО «АМПК» на примере отдела снабжения и сбыта. Информационные потоки, связанные отделом снабжения и сбыта перемещаются в рамках вертикальных и горизонтальных коммуникаций. Таким путем, работникам отдела сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Например, главный технолог сообщает в отдел снабжения и сбыта о предстоящих изменениях в производстве продукта, следовательно, основной задачей снабженца в данном случае, является поиск наиболее эффективных путей приобретения сырья для выпуска новой продукции. Таким образом, видно, что входящая информация, поступившая от вышестоящего руководства, заключается в необходимости поиска новых поставщиков или в пересмотре работы со старыми. Исходящая информация будет заключаться в ответе на предложенный запрос руководства. Например, главный технолог сообщает в отдел снабжения и сбыта о предстоящих изменениях в производстве продукта, следовательно, основной задачей снабженца в данном случае, является поиск наиболее эффективных путей приобретения сырья для выпуска новой продукции. Данный отдел взаимодействует не только с вышестоящими органами управления, но и с внешней средой предприятия. Здесь можно выделить покупателей продукции, как реально существующих, так и потенциальных, поставщиков сырья для ее изготовления.

Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается  в коммуникациях по восходящей, т.е. снизу вверх. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Отдел сообщает руководству об изменениях во взаимодействии с внешней средой, т.е. с теми же поставщиками и потребителями. Во время работы задействованы формальные коммуникации, но существуют и неформальные связи между работниками и менеджером разного уровня. Неформальные коммуникации выходят на первый план во время праздников и ежегодных корпоративных мероприятий по организации отдыха на природе.

Исходя из организационной структуры можно, сделать вывод о том, что коммуникации между генеральным директором и советом директоров на предприятии ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат» происходит обычно в форме совещаний и отчетов, которые он предоставляет практически ежемесячно. В свою очередь с отделом кадров генеральный директор взаимодействует прямо, так как он непосредственно узнает от отдела кадров любые изменения, которые происходят на предприятии. А отдел кадров получает распоряжения в устной форме, периодичность взаимодействия с отделом кадров составляет 2 раза в месяц.

Также, исходя из схемы, можно сделать вывод о том, что входящая информация движется сверху вниз, т. е. от директора до бухгалтерии. Финансовый директор передает информацию планово-экономическому отделу, также отделу снабжения и сбыта и главному бухгалтеру, а он в свою очередь бухгалтерии. Следовательно, выходящая информация распространяется снизу вверх, например, бухгалтерия предоставляет информацию главному бухгалтеру, а он в свою очередь передает ее финансовому директору. Периодичность передачи информации у каждого отдела своя, например, бухгалтерия информацию передает главному бухгалтеру ежедневно, а все остальные рассмотренные отделы каждую неделю.

Информация о работе Модели коммуникаций и факторы, влияющие на них