Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 19:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с моделями коммуникаций и факторами на них влияющими. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотрение теоретических вопросов, связанных с коммуникацией.
Рассмотрение задач и функций коммуникаций на предприятии.
Анализ и выявление существующих недостатков в модели коммуникаций на примере ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат.
Предложить наиболее вероятные и оптимальные пути для устранения возможных недостатков в существующей модели коммуникаций.
Введение………………………………………………………………………......31.
Глава 1. Теоретические основы изучения коммуникаций в организациях……………………………………………………………………..4
1.1. Общее понятие и элементы коммуникаций в организациях…………...….4
1.2. Модели и типы коммуникаций и факторы, влияющие на них………....................................................................................................……….8
Глава 2. Анализ коммуникаций на ОАО «Алексеевский мясокомбинат»…………………………………………………………….……14
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат» …………...….14
2.2. Исследование моделей и типов коммуникаций организации………...….17
Глава 3. Усовершенствование коммуникаций на ОАО «Алексеевский мясокомбинат»………………………………………………………………….20
3.1. Пути совершенствования коммуникаций на ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат»………………………...……………..20
3.2. Оценка эффективности предложенных путей совершенствования коммуникаций……………………….…………………...…….24
Заключение………………………………………………………………...……26
Список литературы…………………………………...……………………..…28
Межличностная и личностная коммуникация. Эти два типа можно объединить в один, так как в них много общих черт и отличаются они лишь типом обрабатываемой информации. При межличностной коммуникации основной объем информации приходится на получение и передачу заданий и прочая информация, связанная в основном с рабочим процессом. На долю личностной коммуникации приходится общение на отвлеченные темы.
Коммуникация в малой группе отличается небольшим количеством участвующих в ней индивидов, обычно их число не превышает 10-12 человек. Каналы связи более структурированы, чем при межличностном общении, однако каналы обратной связи и возможности для нее те же, в связи с этим возникает большая вероятность недопонимания в группе.
Общественная коммуникация. При этом типе коммуникации выступающий обращается к большой аудитории. Общественная коммуникация возникает когда группа слишком большая и эффективность работы каждого отдельного члена группы падает. Возможности обратной связи при этом ограничены [9, 197].
Также помимо моделей и типов коммуникаций существует множество факторов влияющих на них. Можно выделить следующие основные факторы, которые непосредственным образом влияют на процесс коммуникации в организации:
Самый простой способ изучения коммуникаций состоит в рассмотрении приказов, инструкций и распоряжений, идущих от высших руководителей до низовых и относящихся к информации и отчетам, направляемым от низовых руководителей к высшим. Этот упрощенный взгляд на коммуникации в организациях не учитывает коммуникаций между работниками на одном уровне и между подчиненными и руководителями.
Наряду с использованием официальных
каналов коммуникаций работники
организации удовлетворяют свою
потребность в советах и
Восприятие работниками любой коммуникации определяется многими организационными и личностными факторами. Изменение в представлениях работника может быть вызвано изменением получаемой информации или рабочего окружения. На восприятие также влияет прошлый опыт. В действующей организации приказы высшего руководителя фильтруются, а затем воспринимаются. Процесс фильтрации представлен на рис. 3.
Рисунок 3 Процесс фильтрации.
Потребность в коммуникациях в
направлении снизу вверх и
в консультировании работников возрастает,
когда: 1) размеры организации
Неформальные сети коммуникаций существуют практически во всех организациях, способствуя более эффективному функционированию формальной структуры передачи команд. Нередко такая форма распространения информации является весьма оперативной, а поток информации не подчиняется какому-либо определенному порядку. В то же время такая система может искажать информацию, в ней нет четкой структуры распределения отчетности и ответственности [18, 237].
Таким образом, можно сказать, что коммуникация является неотъемлемой и важнейшей частью работы организации. В современных условиях доверительные отношения становятся важной предпосылкой качественной работы всех уровней организации, важно упрощение процесса коммуникации там, где это возможно.
Глава 2. Анализ коммуникаций ОАО «Алексеевский мясокомбинат»
2.1. Организационно-экономическая характеристика организации
Алексеевский мясоптицекомбинат был образован в 1934 году на базе маслозавода как цех по выращиванию и убою птицы. В 1956 году цех был реконструирован и построен холодильник, а в 1959 году построен мясожировой цех. Колбасный цех построен в 1969 году. В 70-е годы были построен столовая и материальные склады, гараж и здание стройцеха с прачкой, линии электропередач, административное здание с проходной, здание мойки и дезинфекции транспорта. В 1977 году построен новый птицеубойный цех. В 1979 году на месте старого птицеубойного цеха начато строительство холодильника на 500 тн единовременного хранения мясопродуктов и реконструкция колбасного цеха – отделения обвалки мяса, которые были закончены в 1981 г. В дальнейшее время были построены гараж для легковых автомобилей; здание механического и электроцехов с бытовыми помещениями; пробурены скважины и установлена водонапорная башня. Электроснабжение предприятия осуществляется от районной электрической сети. В 80-е годы мясоптицекомбинат перерабатывал крупный рогатый скот, свиней, мелкий рогатый скот, птицу, производил колбасные изделия. Начиная с 1994 года, проходила переориентация производства на выпуск готовых изделий. В 1999 году начата реконструкция птицеубойного цеха в консервный и частично компрессорного цеха; сделана насосная станция с резервуаром и подающими и отводящими водопроводами, которая позволила решить проблему с водоснабжением и создать аварийный запас воды. В 2000, 2001, 2002 гг. - реконструкция мясожирового цеха с выделением цеха пищевых полуфабрикатов [21].
На
предприятии сложилась линейно-
Предприятие
возглавляет генеральный
Таблица2.1.
Уровень | |
Функциональный |
Линейный |
Генеральный директор | |
Технический, финансово-экономический, коммерческий директор, директор по строительству |
Инженер по строительству |
Зав. лабораторией, юрисконсульт, начальник службы безопасности, отдел кадров, микробиолог |
Инженер-химик по полуфабрикатам, инженер-химик по колбасным изделиям, начальник отдела охраны, старший инспектор ОК. |
Зав. хозяйством, администратор АБК, секретарь-референт, зав. здравпунктом |
Хозяйственная группа, фельдшер. |
Старшие (ведущие) |
Старшие мастера |
Отдел охраны, инспектор ОК. |
Мастера-бригадиры. |
Младшие специалисты |
Бригадиры, звеньевые. |
Итак, проанализировав организационную структуру ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат», можно выделить ее положительные моменты, ее простота и надменность, отсутствие бюрократической цепочки, так как основные специалисты подчинятся генеральному директору. Недостатками же являются детальное и полное отражение более низких уровней управления и дублирование функций и полномочий некоторых руководителей и работников.
В своей деятельности ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат» руководствуется уставом, где отражены все сферы деятельности организации, её управление, органы контроля и прочая необходимая информация.
2.2. Исследование моделей и типов коммуникаций организации
В современных условиях резко возросло внимание к такому социальному феномену, как коммуникация. Коммуникация становится объектом исследования на различных уровнях и в различных концептах: социологическом, кибернетическом, политологическом, социобиологическом, философском, психологическом, лингвистическом, культурологическом и т.д. Такое положение является вполне закономерным и объяснимым. Происходящая в современном мире глобальная трансформация индустриального общества в информационно-коммуникативное общество сопровождается не только проникновением коммуникации во все сферы жизнедеятельности общества, возникновением и развитием качественно нового типа коммуникативных структур и процессов, но и глубоким переосмыслением коммуникативной природы социальной реальности, современных изменений в социально-коммуникативной сфере, места и роли коммуникаций в развитии общества [16, 209].
Можно рассмотреть, как протекают информационные потоки на предприятии ОАО «АМПК» на примере отдела снабжения и сбыта. Информационные потоки, связанные отделом снабжения и сбыта перемещаются в рамках вертикальных и горизонтальных коммуникаций. Таким путем, работникам отдела сообщается о текущих задачах, изменении приоритетов, конкретных заданиях, рекомендуемых процедурах и т.п. Например, главный технолог сообщает в отдел снабжения и сбыта о предстоящих изменениях в производстве продукта, следовательно, основной задачей снабженца в данном случае, является поиск наиболее эффективных путей приобретения сырья для выпуска новой продукции. Таким образом, видно, что входящая информация, поступившая от вышестоящего руководства, заключается в необходимости поиска новых поставщиков или в пересмотре работы со старыми. Исходящая информация будет заключаться в ответе на предложенный запрос руководства. Например, главный технолог сообщает в отдел снабжения и сбыта о предстоящих изменениях в производстве продукта, следовательно, основной задачей снабженца в данном случае, является поиск наиболее эффективных путей приобретения сырья для выпуска новой продукции. Данный отдел взаимодействует не только с вышестоящими органами управления, но и с внешней средой предприятия. Здесь можно выделить покупателей продукции, как реально существующих, так и потенциальных, поставщиков сырья для ее изготовления.
Помимо обмена по нисходящей, организация нуждается в коммуникациях по восходящей, т.е. снизу вверх. Передача информации с низших уровней на высшие может заметно влиять на производительность. Отдел сообщает руководству об изменениях во взаимодействии с внешней средой, т.е. с теми же поставщиками и потребителями. Во время работы задействованы формальные коммуникации, но существуют и неформальные связи между работниками и менеджером разного уровня. Неформальные коммуникации выходят на первый план во время праздников и ежегодных корпоративных мероприятий по организации отдыха на природе.
Исходя из организационной структуры можно, сделать вывод о том, что коммуникации между генеральным директором и советом директоров на предприятии ОАО «Алексеевский мясоптицекомбинат» происходит обычно в форме совещаний и отчетов, которые он предоставляет практически ежемесячно. В свою очередь с отделом кадров генеральный директор взаимодействует прямо, так как он непосредственно узнает от отдела кадров любые изменения, которые происходят на предприятии. А отдел кадров получает распоряжения в устной форме, периодичность взаимодействия с отделом кадров составляет 2 раза в месяц.
Также, исходя из схемы, можно сделать вывод о том, что входящая информация движется сверху вниз, т. е. от директора до бухгалтерии. Финансовый директор передает информацию планово-экономическому отделу, также отделу снабжения и сбыта и главному бухгалтеру, а он в свою очередь бухгалтерии. Следовательно, выходящая информация распространяется снизу вверх, например, бухгалтерия предоставляет информацию главному бухгалтеру, а он в свою очередь передает ее финансовому директору. Периодичность передачи информации у каждого отдела своя, например, бухгалтерия информацию передает главному бухгалтеру ежедневно, а все остальные рассмотренные отделы каждую неделю.
Информация о работе Модели коммуникаций и факторы, влияющие на них